Какое ваше любимое хобби? Что вы чувствуете, когда занимаетесь им? Если нет, то, какие сложности возникают при его поиске? Чего не хватает? Что еще вы хотите узнать? Пишите
Христианство зародилось в восточных провиинциях Римсокй империи в I в. н.э. Распространяясь по территории и завоевывая господствующее положение, христианство постепенно вбирало в себя элементы различных религиозных верований.
Вслед за язычниками первые христиане полагали, что единение в Богом, постижение его космического существа возможно посредством танца. Отсюд танец пришел в христианство.
Один из отцов церкви Ориген (около 185-253 или 254 гг.) считал, что звезды совершают на небесах свой танец во спасение Вселенной. А Василий Великий, епископ Кесарийский (около 330-379 гг.), очарованный видом звездного неба, полагал, что единственное занятие ангелов на небесах – танцы, и называл счастливыми тех, кто на земле может подражать им.
С III в. танец вошел в церковный обиход. При этом особое значение придавалось круговым танцам. Но если язычники совершали свой танец вокруг алтаря – Солнца как первоисточника Жизни, то теолог Климент Александрийский (150-216 гг.) предписывал «… танцевать круговой танец вместе с ангелами, вокруг Его, Того, кто не имеет ни начала, ни конца, единственного истинного Бога, и Божественное Слово становится частью нашей песни».
Таким образом, и для язычников, и для первых христиан танец являлся астральным символом Великой Тайны возникновения Жизни и одновременно средством постижения этой Тайны.
Сама идея танцующих ангелов нашла поддержку у отцов церкви. Так, Св. Амвросий, епископ Милана (340-397 гг.), считал, что танец ангелов в исполнении верующих символизирует Воскрешение и попрание дьявола. Такой танец существовал на протяжении нескольких веков.
Однако нашлись у танца и противники. Тот же Св. Амвросий осуждал танцы на сцене как порождение порока и роскоши. Блаженный Августин (354-430 гг.) открыто бранил танцы, но так как они были санкционированы Священным Писанием, запрещать их он не осмеливался.
С IV по XVIII века было много запретов на танцы. Особенно большой протест у католической церкви вызвала так называемая пляска Смерти. Этот танец появился во Франции, проник в Германию, Италию, Испанию, Англию.
Возникнув в средние века, он достиг своего расцвета в XIV – XV веках. В его основе – языческий обряд, когда во время погребения танцевали, символизируя тем самым соединение жизни и смерти. Кроме того, древние считали, что мертвые вредят живым.
Отсюда родилось народное поверье, согласно которому мертвые любят танцевать на кладбище. При этом они пытаются вовлечь в свою пляску живых. Те же, кто будет с ними танцевать, умрут в течение года. Так Смерть предстала в образе танцора. Этот образ запчатлели многие художники того времени.
Таким образом, в христианском мире танец символизировал не только животворящее начало, истончик возникновения Жизни, но нес в себе и разрушающий заряд – «плясать до смерти».
Последнее имело под собой вполне земную почву. С XI по XIV век Европу охватила танцевальная мания. Войны, эпидемии, социальные бедствия держали людей в постоянном нервном напряжении. Поэтому физиологически необходимая организму эмоциональная разрядка выразилась в форме танцевальной мании, которую врачи относят к разряду патологических отклонений.
В 1021 г. танцевальная мания поразила один из городов Саксонии. В хронике XII в. говорится, что прихожане одного прихода накануне Рождества неожиданно пустились в пляс во дворе церкви и этот танец продолжался в течение года.
В 1237 г. часть немецких детей танцевала на всем протяжении от Эрфурта до Арнштадта, многие умерли. В 1278 г. такая же эпидемия разразилась в Маастрихе, во время пляски танцоры переходили мост, который не выдержал и обрушился, многие утонули.
Эти танцы чем-то напоминают массовый психоз и экстатические танцы древних народов, когда физическая и эмоиональная энергия выплескивается в неистовой, оргиастической пляске. Кстати, название танца «тарантелла» происходит от слова «тарантизм», что означает «неистовое кружение в танце».
Несмотря на запреты, люди продолжали танцевать. В Англии, например, танцы в церквях существовали вплоть до XIV в. Тем не менее танцы продолжались и в видоизмененной форме – балет, народные танцы и т.д. – дошли до наших дней.
До встречи в следующем выпуске...