Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

HobbyGid. Энциклопедия современных хобби.


 Занимаясь своим любимым хобби, вы становитесь более счастливыми

и получаете одно из главных удовольствий в жизни!

  HobbyGid: многоликий танец 2

Архив/Часть 1

Какое ваше любимое хобби? Что вы чувствуете, когда занимаетесь им? Если нет, то, какие сложности возникают при его поиске? Чего не хватает? Что еще вы хотите узнать? Пишите

Давайте сделаем энциклопедию еще интереснее и толще! :)

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Космический танец

Хоровод звезд, сплетенье блуждающих светил с неподвижными, их стройное содружество и мерный лад движений суть проявленья первородной пляски. Первое упоминание о танце, имитирующем движение небесных тел, относится ко времени ассирийского царя Ашшурбанипала (669 - ок. 633 до н.э.)

На одной из глиняных табличек его библиотеки описан танец вокруг идола,, повторяющий движение зодиакальных созвездий по небу. Очевидно, древние вавилоняне уже тогда танцевали круговой танец, символизировавший движение 12 созвездий по небесной сфере.

Если верить Платону, то идея космического или астрального танца была детально разработана древними египтянами еще за 2545 лет до н.э. Как известно, их жизнь зависела от разлива Нила, с особым уважением относились к небесным светилам.

С самого начала их танцы были связаны с астрономией и служили для изображения движения небесных светил. С помощью жестов и движений жрецы давали наглядное представление о существовавшей в то время планетарной системе и о гармонии вечного движения.

Позднее космический танец египтян был перенесен Пифагором в Грецию. Как известно, Пифагор вывел связь между музыкальными тонами и натуральным рядом чисел. Он предположил, что существует аналогичное числовое соотношение и в расстояниях между планетами и даже, возможно, каждая планета – это нота, которая вносит лепту в мелодию Вселенной. Эта идея так называемой музыки сфер нашла свое отражение в греческих танцах. Знаменательно, что Урания в греческой мифологии – богиня и астрономии, и танца.

Круговые космические танцы исполнялись многими народами. В их основе лежал культ почитания Солнца. Ацтеки, например, в своих круговых танцах имитировали движение планет, желая тем самым поскорее вернуть весну. Фигуры в танцах инков состояли из нескольких кругов, вращающихся с разной скоростью, подобно планетам в небесах.

Древние не просто механически имитировали движение небесных тел, но, исполняя свою роль в космическом танце, входили в образ. Эта сила перевоплощения была так велика, что заставляла человека физически ощущать себя неотъемлемой частью Вселенной, прочувствовать, как события космической истории переплетаются с его собственной. Так, постепенно, в танце и через танец человек постигал свою зависимость т космических сил, пытался слиться с животворящей силой Космоса.

Вероятно, эти древние космические танцы и легенды в своей основе быи не так уж наивны. Ведь недаром основоположник теории относительности Альберт Эйнштейн заметил: «Живые существа, растения, космические пылинки – все вокруг танцует под таинственные звуки, издаваемые вдали невидимым исполнителем».

Танец и экстаз

Экстаз – это исступление, высшая степень восторга, характеризующаяся сосредоточением сознания лишь на узкой группе идей. Экстаз можно вызвать искусственно – при помощи танца. При этом идея, на которой концентрируется внимание человека, будет религиозной. В одних случаях это идея божества или добрых и злых духов.

Так, во время экстатического танца человек как бы приближается к божеству, вступает с ним во внутренний контакт. Страх перед божеством уступает место восторгу. А освобожденный от страха разум глубже проникает в суть вещей. Идет процесс самопознания человека и познания окружающего мира.

В других случаях сознание человека концентрировалось на идее неких таинственных космических сил или космической энергии. Согласно представлениям древних, тело человека является оболочкой или вместилищем энергии. Энергия поступает в тело через пищу, напитки, дыхание, половое сношение.

Но считалось, что есть еще один вид энергии – так называемая трансцедентная, - которую человек черпает из Космоса разными путями. В том числе и посредством танца. Поэтому на танец смотрели как на один из способов освобождения и трансформации энергии.

Ведь в состоянии экстаза человек способен на то, что не использует в обычном состоянии: он может идти по горящим углям, не ощущать холода, боли, проявлять необыкновенную силу, совершенно не соответствующую его физическим данным, и многое другое.

Объясняя этот феномен, современные ученые проводят параллель между состоянием экстаза и самогипнозом. Древние давали иное объяснение: удивительные изменения, которые происходят с человеком в экстазе, они приписывали общению со сверхъестественным миром, потусторонними силами, Космосом.

Наибольшее распространение экстатические танцы получили у народов, исповедовавших шаманизм. Эта форма религии возникла на заре человеческой истории, но дожила до наших дней. В основе ее лежит вера в разного рода добрых и злых духов и своеобразные представления о космических мирах.

В течение многих поколений шаманская практика выработала специальные приемы, которые ускоряли достижение экстаза. Все жесты и движения шаманского танца были не случайны, а имели под собой физиологическую основу. Впадению в экстаз способствовал и определенный ритм, который, как известно, оказывает на психику сильное воздействие.

Любопытно, что шаманский бубен служит не только своеобразным музыкальным инструментом, но является одновременно и астральным символом: его форма символизирует Вселенную. С круглыми предметами в руках исполняли свой обряд и священнослужители Древней Мексики.

У ряда племен танцы имели медицинское значение. В их основе прослеживалось народное воззрение, согласно которому больной считался одержимым дьяволом или каким-либо демоном. Смысл обряда заключается в том, что каждый танцовщик являлся, в свою очередь, тоже как бы одержимым дьяволом и в своем танце демонстрировал борьбу дьявола с человеком.

При этом предполагалось, что человек выходит победителем, сбрасывает с себя дьявольское бремя и выздоравливает. Вера во врачующую силу танца держалась тем более стойко, что в некоторых случаях, при определенных заболеваниях, и в самом деле наблюдались исцеления.

По своей природе танец – это не просто искусство, которое можно безучастно наблюдать со стороны. Музыка и ритм неизбежно вовлекают зрителей в действо, делают их соучастниками представления. О силе воздействия говорит тот факт, что нередко во время исполнения шаманского танца – камлания – в экстаз входи не только шаман, но и некоторые присутствующие.

Специальные, часто жестокие приемы достижения экстаза и в настоящее время применяют танцоры Полинезии и Малайзии, племена Вуду (Гаити), южноамериканские индейцы. У племени Маори есть великий «праздник плача», на Востоке – «танцы дервишей», на Цейлоне – «демонические танцы».

Таким образом, в глазах древних танец имел магическое значение. Ритуалы, связанные с танцами, хранились в строгой тайне.

В следующем выпуске: танец в христианском мире

До встречи в следующем выпуске...

Copyright © 2012 Елена Ровер "Энциклопедия Современных Хобби" womanstart@gmail.com Все права защищены. Использовать тексты рассылки можно только при обязательном указании ссылки на нее

 

 


В избранное