Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO http://www.iCKYCCTBO.ru


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  "Theory is Sexy"  с Александром Соколовым, "АРТФон с Оксаной Саркисян", Арт-Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина, SUPREMUS Zurich, "АРТикуляция" с Дмитрием Барабановым, Московский дневник Михаила Сидлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


9.03.2007
N 200:

<<АРТикуляция 85 с Дмитрием Барабановым (здесь) Мосбиеннале II. ArtDigital. Соц-арту – 35! Гламурный пень. Сталин и Мао – братья навек. «Мастерские Арт Москвы». Вязкое искусство. Карикатуры Vs видео. Заговор кураторов. ABC и офис стайл. Пипилотти Рист & Роллс Ройс в смоле.

<<Оценки проектов специальной программы 2−й Московской Биеннале Современного Искусства на "Винзаводе" данные автором АРТикуляции 85 Дмитрием Барабановым касаются обстоятельств чрезвычайно важных для сегодняшней ситуации на нашей арт сцене. Нормально, что они отчасти расходятся с моими. АРТикуляция авторский раздел наших Новостей искусства ARTiNFO, и мне лишь остается право высказать и свое мнение, расходящееся с мнением обозревателя.
Если Дмитрий заявил, что
"никогда не пой(мет) логику галеристов, переехавших на задворки Курского вокзал", то после увиденных на "Винзаводе" новых галерейный пространств у меня такой вопрос даже не мог возникнуть. Да, спору нет, Риджина не вполне, а Айдан и вовсе - не готовы к открытию, приуроченному к биеннале, но уже обозначенные огромные по нашим меркам простанства не могут не впечатлить - стоит только представить, какого масштаба работы здесь можно экспонировать. Конечно, в очередной раз галерея XL продемонстрировала последовательную и стойкую готовность и - главное - умение преодолевать трудности, демонстрируя при этом гибкость, присущую только уверенным в себе и имеющим устойчивую репутацию галереям. Позволившую в, казалось бы, не разрешимо цейтнотной ситуации, вызванной беспрецедентной для наших галерей ярмарочной активностью конца 2006 года, пригласить для открытия нового пространства молодую, энергичную и креативную галерею Артбизнесконсалтинг.
Впрочем, оставим галереи. Важней другое несовпадение в оценках. Вызванное, по всей видимости, разными ожиданиями, какого рода пространства адекватны современной ситуации на нашей, да и не только на нашей арт сцене. Стерильные "белые кубы" в достаточно обжитых, а то и в фешенебельных районах или умеренно реконструированные здания завода, с подвалами, сводчатыми казематами и прочими, отчасти сохраняющими индустриально-историческую атмосферу помещениями. Помещениями c историей. Я убежден, что не вместо, но вместе с "белыми кубами" второй тип пространств просто необходим современному искусству, дошедшему до очередных пределов самоизоляции.
Опасность мне представляется иная, нежели Дмитрию. Есть вероятность, что, когда закончат реконструкцию, появятся богатые арендаторы, наведут привычный лоск, то может исчезнуть неповторимая нынешняя атмосфера экспансии искусства в индустриальную среду. И даже в завораживающе таинственную, как в голицынских винных погребах, где сейчас развернута выставка
"Верю" (к слову сказать, сильной стороной этой удачной выставки является именно завороженность пространством, очевидная настройка под него многих проектов).
Так же как художник, неизбежно вынужденный быть участником арт рынка, по мере сил не должен допускать искажающей интерпретации себя рынком, в первую очередь галереей, с которой работает,  так и складывающееся на
"Винзаводе" арт сообщество должно твердо держаться установки, что формирующийся Центр современного искусства не должен оказаться переинтерпретирован кем бы то ни было. В первую очередь это касается возможности превращения искусства в сопровождающий торговлю и услуги аттрацион. Не только в таких центрах как "Винзавод", но и в давно существующих музеях. Причем в отличие от подобных "Винзаводу" инициатив, у последних есть накопленный запас прочности, но даже он не гарантирует от трансформации аттрактивности в аттракцион. Задача избежать этого посложнее, чем защита от переинтерпретации, стоящая перед  художником. И решаться она должна не только арендаторами конкретных пространств, но достаточно широким арт сообществом, включая его медийных представителей. Что совсем не тривиально для нашего разделенного перегородками и привыкшего к интригам коммунального хозяйства контемпорери арта.
Что касается не готовых к открытию специальных проектов, то лишь
"Мы - ваше будущее/ We Are Your Future". Кураторы: Итан Коэн и Хуан Пунтес была очевидно не готова. Но, если китайские работы не попали на выставку в ГТГ "Соц-Арт" из-за задержки на таможне, то - мое предположение - и с этими китайскими проектами случилась какая-то техническая неурядица. У нас вообще по-прежнему слишком много неурядиц, мешающих нормальному развитию, искусства в том числе. Но "мусорный бэкграунд темных пространств", по моему мнению, не только не из их числа, но, более того,  в пространстве искусства амбивалентен. Во многих проектах он даже более адекватен, чем стерильный "белый куб".>
В заключение первая моя "ложка дегтя". И надеюсь, что буду правильно истолкован.
Я отдаю должное проекту
"Верю". Еще на стадии подготовки мы стали публиковать отрывки из материалов обсуждений, у нас появилась первая студенческая публикация о предстоящей выставке. Наконец, будут и новые материалы об этом далеко не ординарном проекте для нашего искусства.
Все это делается совершенно без оглядки на реакцию организаторов, на их отношение и внимание к нам (например, отказ в каталоге - надо полагать,
 вдруг каталогов не хватит иностранным гостям). Потому что мы не обслуживающая кого бы то ни было сервильная смишка, а неотъемлемая часть того же искусства, в котором случилась "Верю".
Поэтому и Дмитрий Барабанов не только имеет право написать честно, но даже обязан делать именно так.
А я, в свою очередь, если не согласен, отложить какие-то дела, найти силы изложить свое мнение.
Вторая
"ложка дегтя".
После знакомства с выставкой "Мастерских Арт-Москвы" в ЦДХ я понял, что лучше бы ее не было вовсе. Логика  следующая. Если на фоне непрерывно возникающих Фондов, на фоне очевидного появления реальных денег в искусстве мы получаем набор проектов соискателей премии "Черный квадрат", который в целом слабее номинантов 3-х летней давности, то что отсюда следует?
a) надо объяснить Фондам, что они пускаются в бесперспективное предприятие;
б) приток молодых дарований (у нас) в современное искусство не возможен даже при финансовых вливаниях; не исключено, что он действительно от них не зависит;
в) самое благоприятное - не качественная работа организаторов Премии.

<<6 марта 2007 года на 77 году жизни скончался Жан Бодрийяр. Бодрияйр родился 20 июля 1929 г. в Реймсе, с философией впервые познакомился благодаря "Патафизике" Альфреда Жарри. В 1960-1966 гг. изучал германистику в Сорбонне.
"Символический обмен и смерть" (1976), последняя "Пароли. От фрагмента к фрагменту" из числа книг, которые следует обязательно прочитать.
<Тексты Jean Baudrillard - библиография + Полная библиография Жана Бодрийяра> <Jean Baudrillard>

<<Московская биеннале современного искусства c 1 марта по 1 апреля 2007 года. Тема биеннале «Геополитика, рынки, амнезия. ПРИМЕЧАНИЯ».
<Открытие.  1 марта в ЦУМе и башне Федерация>
<Сводное расписание биеннале здесь. С 1 марта по 1 апреля 2007 года. Тема биеннале «Геополитика, рынки, амнезия. ПРИМЕЧАНИЯ»>
<Экспозиции выставок Основного проекта представлены в Торговом центре ЦУМ и Башне Федерации>
<В рамках программы «Специальные гости биеннале» подготовлены выставочные проекты всемирно известных художников – Даррена Алмонда, Пипилотти Рист, Джеффа Уолла, Вали Экспорт, Луки Панкрацци, Комара и Меламида. Кроме того: ретроспектива Пьера и Жиля, фильмы Мэтью Барни, проекты «Верю», «Движение, эволюция, искусство», «Соц-арт. Политическое искусство в России и в Китае», «Мыслящий реализм», Art Digital 2006 и другие>
<
1 марта на воде Москва реки, возле Большого Каменного моста появился один из самых необычных специальных проектов 2-ой Московской биеннале. Объект Александра Пономарева «Секретный фарватер».  
<Программа специальных проектов Второй Московской биеннале ставит перед собой задачу познакомить зрителей с современным искусством в России и в мире.


1. АРТикуляция 85 с Дмитрием Барабановым. Мосбиеннале II. ArtDigital. Соц-арту – 35! Гламурный пень. Сталин и Мао – братья навек. «Мастерские Арт Москвы». Вязкое искусство. Карикатуры Vs видео. Заговор кураторов. ABC и офис стайл. Пипилотти Рист & Роллс Ройс в смоле.

<<
Геополитика в условиях неограниченной амнезии

За прошедшие два года со времени проведения дебютной Московской биеннале современного искусства, я сталкивался с двумя диаметрально противоположными мнениями: часть респондентов выражала свое одобрение программы МБ №1, другая же часть изъявляла изрядный скептицизм. Вне всякого сомнения, ваш непокорный слуга относится ко второму лагерю. Если вы, вслед за Гераклитом, полагаете, что нельзя войти в одну воду дважды, то сильно ошибаетесь. Откровения и визуальные инсайты репертуарно не предусмотрены, ешьте перловку. Грабли в ассортименте.
Саморазоблачительное название биеннале’ 2007 - «Примечания: геополитика, рынки, амнезия» великолепно подходит данному мероприятию. Начнем с геополитики. Ситуация предельно ясная – команда интернациональных кураторов, кандидатуры которых, согласно правилам игры, мало подвержены апгрейду и ротации, регулярно путешествует по миру, демонстрируя на различных биеннале идентичный набор художественной продукции. Но, как всем известно из школьной программы, у России своя, особая судьба. Поэтому дистрибутивная версия, предназначенная для нас, некоторым образом отличается от импортной продукции, предуготовленной для других биеннале. Прежде всего, своим наполнением. Веселится и ликует наш народ, ведь наконец-то, благодаря щедрости прокатной компании, жители первопрестольной смогут познакомиться с фильмами братьев Люмьер.
Сезон для биеннале также выбран безукоризненно – в прошлый раз была студёная зима, в этом году апробируется ранняя весна, обнажающая подснежные залежи разнообразных «сокровищ». По-видимому, такое время как нельзя лучше способствует массовому притоку арт-туристов со всего мира, для коих, наверное, строятся специальные гостиницы, изготавливаются плакаты, проспекты и таблички с пояснениями на великобританском языке, разрабатываются всевозможные экскурсии, программы и т.д. и т.п. Итак… 
За день до официального открытия, мне посчастливилось присутствовать на конференции и пресс-показе некоторых проектов биеннале. Экспозиция выставки «США: Американское видеоискусство в начале третьего тысячелетия» вписана в тоскливо-лаконичное бетонное пространство, по контрасту граничащее с претенциозными интерьерами ЦУМа.
Значительное количество экранов, панелей и телевизоров предполагало активизацию дедуктивных способностей публики: на наклеенных рядом с произведениями бумажных листах при некотором усилии можно было разобрать криво написанные розовым маркером фамилии видеоартистов. Остальная информация, в том числе экспликации и сведения касающиеся хронометража, отсутствовали. Сей факт, стимулирующий развитие экстрасенсорных навыков у зрителей, на метафорическом уровне отсылал к одной из частей вышеозначенного девиза биеннале. Амнезия, видимо, входящая в обязательную программу, похоже, нимало не смущала Ханса-Ульриха Обриста, наибодрейшим образом уверяющего многочисленных журналистов в элегантности кураторского замысла.
Видео Дженнифер Аллоры и Гильермо Кальсадильи про аргонавта, бороздящего волны морские на перевернутом столе, укомплектованном мотором, я уже видел два года назад в Венеции, остальные работы также не отличаются свежестью. Как бы то ни было, в ЦУМе можно посмотреть «смешные» ролики про разнообразных котов и насладиться эксгибиционистским поведением асоциально-истероидной героини Клары Лиден, выделывающей различные па в проходе вагона перед шокированными пассажирами.  
В недостроенной башне «Федерация» (10 минут пешком по грязи, лужам и льду от м. Международная) на 19, 20 и 21 этажах представлен основной массив работ художников, отобранных кураторами для основного проекта. Окрестности Москва-Сити приготовляют алчущих откровений посетителей ко встрече с контемпорари артом.
После известной эквилибристики, прелестей проходной, проникновения за шлагбаум и выбора лифта (говорят, что сейчас их уже запустили), исследователь ступает на застеленные ковролином бетонные поверхности выставочных пространств. Циркулярные панорамы, составленные кураторами Иосифом Бакштейном, Ярой Бубновой, Николя Бурио, Розой Мартинес и Фулией Эрдмчи, демонстрируют самые разные проекты - от декоративных и сугубо дизайнерских до умеренно провокативных и аллегорических.
Также бросается в глаза, что по сравнению с позапрошлым годом, рекрутировано гораздо большее количество отечественных артистов. Среди них: Айдан Салахова, Ольга Чернышева, Сергей Братков, Илья Трушевский, Юрий Лейдерман, Елена Немкова, Виктор Алимпиев, Михаил Косолапов, Наталия Стручкова, а также художник и, по совместительству, обозреватель журнала «Афиша», Диана Мачулина.
Во время моего пребывания, авторство и хронометраж некоторых видеоисторий был сокрыт туманом умолчания. Наверное, погоня за крабами ночью с фонарем (худ. Анри Сала) и сцены марширующих обнаженных солдат от Артура Жмиевского имеют немало общего, равно как сербская живопись и афганское видео или урбанистические фарфоровые рельефы Лю Цзяньхуаня и псевдоафриканские маски Франка Скурти.  
На мой взгляд, интернациональные попытки репрезентации современного искусства в качестве универсального глобалистского модуля маловразумительны и сопоставимы по своей невнятности с вдохновенным монологом жующего человека. На этом фоне работа Михаила Косолапова, представляющая собой подвешенный на сотнях тонких лесок хтонический пень, выкрашенный в серебряный цвет, воспринимается абсолютно аутентичным отражением ситуации. Желание придать гламурный блеск изысканиям волонтёров мультиэтнической коалиции выдает стремление к инкорпорации материала.

<<В качестве «звёздных» следует выделить проекты Пипилотти Рист и Джеффа Уолла в Музее Архитектуры им. А.В.Щусева. Лайтбоксы Уолла начала 2000-х гг. живописуют маргинализированные виды и идиллические задворки неперфектных конфигураций.
Подводное видео Пипилотти Рист «Пей мой океан», созданное лет 10 назад, относится к классике современного искусства. Это очень милый и красочный ролик, но катарсических переживаний он не вызывает. Забыл сказать, что видео проецируется в муаровской неподражаемой руине.
В Аптекарском же приказе выставлен популистский проект Элмгрена и Драгсета «Унижение» - натуральный Роллс Ройс, измазанный в смоле и обсыпанный перьями, призван пробуждать злорадные чувства. Для вящего эффекта, объект вращается на специальном подиуме, предъявляя посетителям все грани своего мнимого «позора».
Разумеется, как и в позапрошлом году, биеннале сопровождает целый ряд специальных и параллельных программ. В Московском музее современного искусства (Ермолаевский, 17) проходит ретроспектива кураторских проектов Евгении Кикодзе под причудливым названием «Урбанистический формализм».  Фактически – это годовой арт-отчет, в ММСИ аккумулированы все эксперименты, некогда показанные на площадке фонда «Современный город».

<<Как известно, Москва – город контрастов. Абсолютно невероятное зрелище являет собой ЦСИ «Винзавод». Похоже, я никогда не пойму логику галеристов, переехавших на задворки Курского вокзала. Из всех виденных там мной галерей и залов, только галерея XL (с ретроспективной выставкой художников галереи-офиса Art Business Consulting)  выглядит готовой к арт-сезону.
Вокруг – тотальный экспозиционный беспредел: разобрать где китайские, латиноамериканские, немецкие, шведские, русские и прочие художники, решительно нет никакой возможности. Инфернальные темные пространства с мусорным бэкграундом, атмосфера запустения, отсутствие ряда подписей и присутствие мейнстрима заставляет испытывать мизантропические чувства.
В катакомбах «Винзавода» едко пахнет горелой бумагой и краской. Тусклое освещение в сочетании с температурным дисбалансом и оторопью от капели невыясненной природы, заставляет вновь и вновь задавать себе сакраментальный вопрос: «Что я здесь делаю?».  Тягостные настроения провоцируют и некоторые подписи к работам, из которых следует, что видео художника N, проживающего в очередном ….стане/бурге/граде надлежит анализировать в течении 2 часов 15 минут. Однако не исключаю, что иностранным поданным эта экзотика может быть интересна, ведь не каждый день доводится побывать в трехмерных интерьерах Quaka.

<<Круги Ада продолжает наискучнейшая выставка под названием «Мастерская «Арт Москва».  В ассортименте - множество старых и новых имён, уже виденных и совсем свежих проектов. На фоне карикатур Алексея Елизаветинского и произведения Степана Краснова с глубокомысленным названием YAHOOЕЮ, - инсталляции Елены Ковылиной «Любовь после холодной войны», APOKASTASIS NOW Сергея Шутова и видео «Парад» Ксении Перетрухиной кажутся верхом внятности.  Однако, лучшей я бы все-таки назвал работу «Три матери и детский хор» Фабрики найденных одежд. Это видео сочетает исповедальные монологи молодых женщин о своих матерях, воспитании и детско-родительских отношениях вообще – с разнообразными комментариями членов мегасемьи, уподобленных античному хору.  

<<Буквально за углом, в залах Третьяковской галереи № 36-38 проходит выставка «Соц-арт. Политическое искусство в России».  Вроде бы одно отделено от другого точкой, но ведь нет -  в пресс-релизе утверждается, что «Политическое искусство в России» представляет соц-арт в хронологическом развитии – от московского проекта В.Комара и А.Меламида 1972 года – до работ последних лет А.Виноградова и В.Дубосарского».
Спокойствие! Хорошо известно, что наши художники с радостью станут протеями-универсалами, в том числе и соц-артистами, лишь бы выставиться в ГТГ. Итак, на экспозиции (в субботу половина вещей ещё была без подписей) соц-арт парадоксальным образом «развился» в инсталляцию Ирины Кориной «Назад в будущее», в холст Алексея Каллимы «Нашивка» (один чеченец пришивает другому на рукав маленький флажок-эмблемку), в «Новое правительство» Георгия Острецова, и даже в агитплакат «Кулик – твой депутат».  
Один из разделов называется «Отзвуки соц-арта в новом политическом искусстве», но готов ли зритель рассматривать творчество участников группы ПГ, «Синих носов» и Викентия Нилина в качестве «политического», решать ему. Что касается канонического соц-арта, то он, насколько это возможно, неплохо представлен на выставке, там есть работы скульптора Александра Соколова, произведения Вагрича Бахчаняна, малоизвестные вещи Бориса Орлова. Имеются скульптуры Леонида Сокова и Гриши Брускина. Даже присутствуют коллажи Ильи Кабакова. Что же касается второй части проекта – выставки «Политическое искусство в Китае», то увы, она настолько приглянулась таможенникам, что те не хотели её пропускать в страну. Надеюсь, что когда-нибудь чиновники соответствующего ведомства вдоволь налюбуются на китайский вариант политического искусства, и она всё-таки откроется.  
В заключение хочу сказать, что II Московская биеннале – это очень масштабный проект, и наверняка, среди массы различных выставок, вы найдёте свои - интересные, зрелищные, умные и оригинальные. Хотя, если честно, то, что я увидел к сегодняшнему дню, при всей претенциозности замысла, назвать блистательными проектами невозможно.

До новых встреч в эфире! Дмитрий Барабанов


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное