Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Общие тенденции развития русского искусства 

ИСКУССТВО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
(конец XV - XVI век)
 

В 80-х годах XV века складывается Русское централизованное государство и падают последние остатки зависимости от татаро-монгольских ханов. Москва стала столицей могучей русской державы, символом ее силы и величия русского народа.
Это крупнейшее событие в истории русского народа было подготовлено быстрым развитием производительных сил — земледелия и ремесла, ростом общественного разделения труда, крепнущими торговыми связями между быстро развивающимися городами: в XVI веке складываются предпосылки для образования всероссийского рынка. Развитие крепостного права и рост феодальной эксплуатации крестьянства также требовали сильного централизованного аппарата власти для борьбы с растущим недовольством масс. Мощное государство обеспечивало и начало осуществления широкой внешней политики, направленной к ликвидации враждебных татарских ханств, освобождению исконных русских земель от иноземного владычества и приобретению выхода в Балтийское море. «Изумленная Европа … была огорошена внезапным появлением колоссальной империи на ее восточных границах» (К. Маркс).

Существенно изменяется и социальная база власти «государя всея Руси». Крупная княжеско-боярская знать отодвигается на второй план, главной опорой самодержавия становятся дворяне-помещики и верхи торгово-ремесленного посада. Возникает развернутая теория феодальной монархия, утверждающая божественное происхождение власти московских государей и ее главенство над духовной властью церкви. Ожесточенная политическая борьба порождает публицистическую полемику. Вспыхивает ересь жидовствующих с ее ярко выраженным рационализмом. В публицистических произведениях XVI века с невиданными до того широтой и свободой
обсуждаются самые основы государственного устройства и, что особенно важно, появляется сознание значения народа, и особенно крестьянства, в жизни страны и необходимости облегчить его положение. В некоторых сочинениях проводится мысль о естественном равенстве всех перед богом и звучит протест против рабства, принижающего гражданские и воинские качества населения. Эти идеи, появившиеся в литературе XVI века, отражали реальную силу и политическую активность демократических слоев народа. В то же время крепнет и развивается национальное самосознание, чувство гордости силой русского народа и государства. Его судьбы мыслятся в масштабах мировой истории. Москва представляется не только столицей Руси, но и оплотом православия, «третьим Римом» — наследником Царьграда.

Возрастает и значение Москвы как центра, объединяющего культурное наследие воссоединенных земель и княжеств в строительстве общерусской культуры.
Выше мы видели, как в искусстве великорусских областей XIV—XV веков нарастали черты общности, как прогрессивной и ведущей силой постепенно стало искусство Москвы. Теперь в Москву свозятся лучшие произведения искусства и прославленные святыни из областных центров. На строительство Москвы собираются лучшие зодчие: псковичи, тверичи, ростовцы, работающие рядом с вызванными из Италии инженерами и архитекторами. Обращение к лучшим зодчим Европы того времени было вызвано стремлением поднять технический уровень строительства и обеспечить выполнение больших архитектурных и военно-инженерных работ, ставших на очередь с образованием Русского централизованного государства. Все эти русские и иноземные мастера вносили в московское зодчество свой художественный и технический опыт, видоизменяя и совершенствуя его под давлением новых требований и художественных взглядов. Таким образом, московское искусство XV—XVI веков, усваивая и перерабатывая достижения всей предшествующей художественной культуры, становится общерусским национальным искусством.

 Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.

 


В избранное