Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Общие тенденции развития русского искусства


ИСКУССТВО ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
(X — начало XII в.)
(Введения к  разделу)

 

     Собственно древнерусским искусством мы называем русское искусство периода феодализма X—XVII вв. Его истоки связаны с предшествующим искусством восточно-славянских племен, которое в свою очередь соприкасалось с искусством скифо-сарматского мира и античных колоний Северного Причерноморья. О характере искусства восточных славян дофеодального периода мы можем составить лишь самые общие представления на основе отрывочных археологических данных и косвенных сведений письменных источников. Оно характеризовалось большим развитием орнамента, в прикладном искусстве и скульптуре было развито умение передать в типизированной и стилизованной форме остронаблюденные явления живой действительности, в архитектуре языческих храмов, видимо, сложились сложные монументальные композиции и достигло высокого развития мастерство плотников. Эти наблюдения позволяют дать удовлетворительное объяснение тому примечательному обстоятельству, что уже первые шаги древнерусского искусства отмечены быстрым темпом освоения византийской художественной культуры и выдающимися достижениями самобытного искусства.
     Процесс разложения первобытно-общинного строя и формирования классового общества у восточнославянских племен и борьба этих племен с враждебными соседями очень рано приводят к образованию крупных территориально-племенных объединений. Далее объединение идет вокруг двух центров: Новгорода и Киева. Во второй половине IX века преобладание переходит к Киеву, становящемуся столицей раннефеодального древнерусского государства.
     В X веке оно быстро расширяет свои границы, осуществляя далекие победоносные походы. В Киев стекаются колоссальные богатства — дани и военная добыча, которые  делают  еще   более   прочной  экономическую   мощь  княжеско-дружинной знати. Киев становится крупнейшим ремесленным городом и центром международной торговли. Растут новые   города, развивается  феодальное  землевладение   и усиливается  закрепощение  крестьянства,   оформляется  феодальное  право.   При   князе Владимире    государственное    устройство   приобретает    более   четкие   и определенные формы.
     Господствующий   класс  в целях   быстрейшего   укрепления   своего   положения и государства обращается к  опыту византийской  культуры.   Крупнейшим фактом является   введение   единой   государственной  религии—византийского   христианства,   содействовавшее   быстрому   расцвету   культуры   и   искусства  в  княжение Ярослава   Мудрого.   Объединение   восточного   славянства в   мощное   государств и его борьба  за свою   независимость   способствуют  образованию   единой древне-русской народности, формированию и росту русской культуры, делающей быстрые успехи во всех ее отраслях, в частности в области искусства.
     Однако блистательная  культура   древнерусского  государства и его искусств были   ограничены.   Основная  линия  их  развития   лежала  в   феодально-церковной сфере, блеск и пышность искусства дружинных верхов и церкви резко контрастировали  с   культурой   и   искусством   народных   масс.   Сфера   этой культуры   была ограничена и территориально.   Передовым районом   было   Поднепровье с крупнейшим городом Руси и «матерью градов   русских» Киевом   и Черниговом   на Десне севернее лежал Полоцк и на конце великого днепровско-волховского пути —  Новгород. Развитие   культуры  и   искусства   в X—XI веках   и   ограничивалось   этими важнейшими центрами, почти не захватывая  глубинных районов государства.   Для Этой поры характерна борьба уходящего патриархально-общинного и побеждающего феодального уклада, борьба христианства и язычества, налагавшая печать глубокой противоречивости и двойственности на всю культуру; княжеский быт был пронизан патриархальными пережитками, в области искусства традиции языческого деревянного зодчества   оказывали   влияние   на   каменную   культовую   архитектуру и т.п.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.
 


В избранное