Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РУСКОГО ИСКУССТВА

ИСКУССТВО ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
(XII — середина XIII в.)


Одновременно с повсеместным торжеством феодализма и быстрым развитием крупного землевладения слабеет единство Руси и объединяющая сила Киева. Для обеспечения господства феодалов над закабаляемым крестьянством и городским ремесленным людом на всей огромной территории древнерусского государства средства центрального государственного аппарата становятся недостаточными. На местах складываются и крепнут новые феодальные «полугосударства» — княжества со своими стольными городами, со своей феодальной знатью и княжескими династиями, со своими культурно-экономическими связями и политическими интересами. Признаком начавшегося дробления Руси является еще ее раздел между наследниками Ярослава Мудрого. В XII веке начинается новый этап в истории русского народа — период феодальной раздробленности. История единого древнерусского государства сменяется историей борьбы и соперничества политически и экономически самостоятельных феодальных областей: Новгородской, Полоцкой, Смоленской, Волынской, Черниговской, Владимиро-Суздальской и других. В связи с этим и единый процесс художественного развития распадается на ряд областных потоков, складываются местные художественные школы, особенно ярко выступающие в архитектуре.  
Перед архитектурой жизнь ставит новые задачи: обстраиваются новые феодальные города с их укреплениями, княжескими резиденциями, боярскими усадьбами, монастырями, соборами и приходскими храмами. Новые феодальные города уступают по своему масштабу Киеву и Новгороду. Основные части города образуют: главное укрепление города — детинец, или кремль, являющийся административно-правительственным центром и местом поселения городских феодальных верхов, и примыкающий   к   нему   посад с площадью   торга,   часто   также прикрытый   оборонительными сооружениями. Застройка города шла стихийно, образуя весьма прихотливую сеть улиц, часто мощенных деревом. Характерным для общего облика города было наличие крупных комплексов феодальных усадеб, слагающихся из множества жилых и хозяйственных построек и огражденных деревянным забором. Обособленность и замкнутость характеризуют не только феодальные усадьбы, но сказываются и в композиции отдельных зданий, особенно храмов. Строительство этих городских центров более скромно, но все же каждый из них стремится в какой-то мере подражать Киеву и соперничать с «матерью градов русских».
Феодальная раздробленность, хотя и ослабившая военно-политическую мощь русского народа и облегчившая позже завоевание Руси татарами, была прогрессивным этапом истории Руси. В это время быстро развиваются местные производительные силы, растут новые города, умножается их торгово-ремесленное население. Культурное наследие древнерусского государства распространяется теперь вширь и вглубь, передаваясь в удаленные города и селения русской земли: в его освоение и развитие включаются более широкие местные силы, культура проникает в толщу народных масс глубже, чем в X—XI веках. Из народной среды выдвигаются крупные мастера во всех областях искусства. Мы знаем имена новгородских ювелиров Косты и Братилы, черниговского художника-литейщика Константина, киевского мозаичиста и живописца Алимпия, холмского скульптора Авдия, зодчих новгородцев Петра и Корова Яковлевича, полочанина Иоанна, киевлянина или смольнянина Петра Милонега. Их, конечно, было несравненно больше — феодальные княжеские и церковные летописи скупы на упоминания имен народных мастеров. Эти мастера прочно держали в своих руках судьбы русского искусства, обогащая и двигая его вперед, смело относясь к старым традициям и живо интересуясь опытом зарубежных стран. Это ослабляло замкнутость и ограниченность феодально-христианского искусства, в него шире проникали народные вкусы, ярче проявлялись местные особенности русской культуры.
При всех своеобразных чертах в развитии областных художественных школ периода феодальной раздробленности, связанных с местными бытовыми и художественными традициями, с особыми социально-политическими и естественными условиями, с различием внешних связей данных княжеств и т. п., все эти школы при локальном многообразии сохраняют русское единство. Это единство было обусловлено, во-первых, быстрым развитием городов и городского ремесла, определившим известное единство русской материальной культуры, во-вторых, общностью киевского культурного и художественного наследия, в-третьих, общностью феодального строя и, наконец, единством русской народности, созданным в период древнерусского государства и неразрушенным его феодальным дроблением.
Русское искусство ХП — середины ХШ века за короткий исторический срок прошло большой и яркий путь, создав ряд выдающихся произведений во всех областях художественного творчества. Своеобразие некоторых памятников этой поры таково, что можно с полным основанием говорить о начавшейся кристаллизации общерусских национальных особенностей искусства.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.

 


В избранное