Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Общие тенденции развития русского искусства

ИСКУССТВО ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
(середина ХШ — середина XV века)

Монгольское завоевание нанесло страшный удар производительным силам русского народа. Города были сожжены и ограблены, мастера искусств и ремесел погибли в сражениях или были уведены в плен. На Руси установилось тяжкое иго татарской неволи. Ослабленная Русь в XIII—XIV веках теряет ряд своих коренных областей: за ее границами оказывается Поднепровье, Полоцкая и Смоленская земли, Галич и Волынь с их культурными центрами. Общественная жизнь сосредоточивается в опустошенной Северо-Восточной Руси и не испытавшей непосредственного разгрома Новгородско-Псковской земле, выдерживающей натиск немецко-шведской агрессии. После темной полосы упадка в середине XIV века начинается процесс восстановления городов и возрождения искусств и ремесел; оживляется торговля. Нарастающая ненависть к поработителям, борьба с ними, потребности обороны страны ускоряют процесс сложения объединенного русского государства и формирования великорусской народности. В деле «собирания Руси» некоторое время соперничают сильнейшие городские центры — Москва и Тверь. После Куликовской победы (1380) эту объединительную борьбу нераздельно возглавляет Москва.
Конец XIV — начало XV века — пора мощного подъема национального самосознания; в литературе, посвященной Куликовской победе («Задонщина»), оживает высокий образец художественного творчества— «Слово о полку Игореве». Ослабление Византии и установление турецкого владычества на Балканах поднимают значение Московской Руси как крупнейшей силы славянского мира. Новгород и Псков с их своекорыстной боярской знатью стоят в стороне от борьбы с татарами и сопротивляются попыткам воссоединения с Москвой, завершаемого лишь в конце XV — начале XVI века.
Процесс развития искусства ярко отражает расстановку исторических сил. Попытки соперников Москвы — рязанских, нижегородских, тверских князей воз-родить и развить каменное строительство либо терпят неудачу и глохнут, либо дают малозначительные результаты. Ведущая линия развития русского искусства принадлежит Москве.
В борьбе за национальную самостоятельность русского народа и возрождение его культуры огромную роль играет освоение и творческая переработка предшествующих традиций XII—ХШ веков. Новгород продолжает свое строительство и украшение зданий росписями и иконами, опираясь на опыт своей древней художественной практики. Москва и Тверь, выросшие в лоне Владимирского княжества, выступают наследниками традиций владимирского искусства, используя и его уцелевших мастеров.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.


В избранное