Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости словаря искусств он-лайн art.wallst.ru === Одна из статей art.wallst.ru ===


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Словарь искусств



КАРТИ А

Tableau

Плоскость, покрытая красками или
другими материалами: аппликацией,
тканью, вышивкой, стеклом. Кяртина
может быть как самостоятельным про-
изведением, так и частью архитек-
турной декорации. Картины различа-
ются по своей природе, форме и раз-
мерам: прямоугольные или овальные
деревянные доски, медные листы или
холст, натянутый на подрамник. Ис-
ходя из размеров, различают большую
декоративную картину, станковую
картину (небольшая по своим разме-
рам, она располагается вблизи от
зрителя) и камерную картину. Карти-
ны различаются также по сюжетам и
по манере: жанровая картина, исто-
рическая картина, пейзаж, портрет.
"Считается, что в древности живо-
писцы писали лишь на деревянных
досках, выбеленных мелом; отсюда и
происходит слово "tabula", картина.
Использование холста, обычное у
современных мастеров, началось сов-
сем недавно" (Боссюэ, "Первая про-
поведь. Провидение". Цит. по: Рол-
лен, Древняя история, т. XI, часть
1, с. 143).

Определения. Полиптихами называются
картины, составленные из нескольких
самостоятельных картин (длптихи,
триптихи). "Механическая", или дви-
жущаяся, картина - это изображение,
в которое вставлен часовой меха-
низм; они возникли в Голландии и
встречаются довольно часто начиная
с XVII в. Один из самых интересных
образцов "механической картины"
хранится в Музее декоративного ис-
кусства в Париже; это работа Дема-
ра, исполненная в 1739 в Версале.
Картина может состоять из несколь-
ких частей, скрепленных шарнирами и
накладывающихся друг на друга
("tableau cloant"). В отличие от
эскиза или наброска картина - это
законченное, самостоятельное произ-
ведение, исполненное красками на
твердой плоскости. Согласно знаме-
нитой формуле М. Дени, картина
представляет собой не боевого коня,
обнаженную женщину или какой-либо
сюжет, но является прежде всего
плоской поверхностью, покрытой
красками ("Art et critique", 1890;
"Theories", 1913).

Первые картины. Деревянные доски,
покрытые гипсом, известны еще в
Древнем Египте. В Греции живопись
была стенной, а станковые картины
появились лишь в IV в до н.э. В Ев-
ропе картины писались на деревянных
досках начиная с XII в. Этим време-
нем датируется картина в соборе в
Куаре (Швейцария), она написана на
обеих сторонах каштановой доски и
закреплена на крюках. Монах Теофил
сообщает о способах изготовления
досок из дерева, просушенного на
огне, пропитанного сырным клеем,
положенного под пресс и покрытого
гипсом и животным клеем. Такие кар-
тины предназначались для украшения
ораториев и алтарей. В XIII в. в
Италии, где в это время преобладала
византийская живописная традиция,
появляются картины больших разме-
ров. Эти первые картины "отмечены
влиянием стиля книжной миниатюры
или монументальных фресок и витра-
жей". Лишь в середине XIV в. боль-
шие картины распространяются в
странах Северной и Центральной Ев-
ропы. Живопись и рама составляли
одно целое и были украшены одинако-
во, что говорит о преобладании в
это время декоративной функции кар-
тины над изобразительной. В XVI в.
возникли первые коллекции картин,
размещенные в специальных кабинетах
или галереях.

Перспектива. Перспективным планом
картины называется плоскость, рас-
положенная между изображенными
предметами и глазом зрителя; изоб-
ражение строится на ней по точкам
пересечения этой плоскости с векто-
ром взгляда. Леонардо да Винчи
изобрел вертикальную прозрачную
плоскость, помещенную между глазом
(точкой зрения) и предметом; на нее
в перспектике проецируется изобра-
жение.


Возврат...


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное