Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости словаря искусств он-лайн art.wallst.ru === Одна из статей art.wallst.ru ===


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Словарь искусств



МАЗАЧЧО

прозвище Томмазо ди сер Джованни Masac-
cio, Tommoso di ser Giovanni, dit (1401,
Сан-Джованни Вальдарно, Ареццо - 1428,
Рим) итальянский художник

Имя, под которым известен один из круп-
нейших художников кватроченто, - это
прозвище; окончание "cio" имело, как
правило, уничижительный характер, одна-
ко, как об этом пишет Вазари, его звали
Мазаччо "не за порочность, ибо от приро-
ды он был добрым, а за ту самую его рас-
сеянность, которая не мешала ему с такой
готовностью оказывать другим такие услу-
ги и такие любезности, о которых и меч-
тать не приходилось".

В январе 1422, когда ему едва исполни-
лось 20 лет (Мазаччо родился 21 декабря
в день св. Фомы, в честь которого и по-
лучил свое имя), Мазаччо, уже живший ка-
кое-то время до этого во Флоренции, пос-
тупает во флорентийскую гильдию врачей и
аптекарей, в которую входили и живопис-
цы. Мазаччо и Мазолино. Приехав во Фло-
ренцию, Мазаччо встречает здесь Мазолино
да Паникале, который был на 20 лет стар-
ше молодого художника. Они вместе рабо-
тают над алтарной картиной "Мадонна со
св. Анной" для ц. Сант-Амброджо (ныне -
Флоренция, Уффици), а также над циклом
фресок из жизни св. Петра, заказанным
одним из членов семьи Бранкаччи (1424)
для одноименной капеллы в ц. Санта-Мария
дель Кармине во Флоренции. Однако Мазо-
лино нельзя считать учителем Мазаччо в
традиционном смысле этого слова. В самом
деле, в своих первых произведениях Ма-
заччо абсолютно противоположен Мазолино.
Его темперамент противостоит чувстви-
тельному и нежному миру Мазолино, кото-
рый, наряду с Старниной и Лоренцо Мона-
ко, был самым характерным представителем
поздней готики и раннего кватроченто во
Флоренции. В совместных работах Мазаччо
и Мазолино именно Мазолино попадает под
влияние своего юного соавтора, который
навязывает ему свое новое видение перс-
пективы и человека. В "Мадонне со св.
Анной" Мазаччо пишет фигуру Мадонны с
младенцем, которая согласно иконографии
должна была занимать второстепенное по-
ложение.  о именно эта группа своей зна-
чимостью имеет физическое и нравственное
превосходство в композиции, в то время
как образ св. Анны, созданный Мазолино,
исполнен кротости - трон святой окружен
хрупким и грациозным венком ангелов.
Один из ангелов (второй справа) написан
в более интенсивных тонах и более точен
в жестах, в чем можно видеть выражение
новой уверенной манеры Мазаччо. Мазаччо,
Донателло и Брунеллески. Учителями Ма-
заччо в его ранний период были не худож-
ники поздней готики (несмотря на то что
многие самые элегантные мастера "интер-
национальной готики" - Старнина или ве-
ликий Джентиле да Фабриано - работали
именно во Флоренции между 1422 и 1426),
а два крупнейших представителя тосканс-
кого Ренессанса в архитектуре и скуль-
птуре - Брунеллески и Донателло. У Бру-
неллески Мазаччо заимствовал четкое
перспективное построение, что видно во
фреске "Троица" из ц. Санта-Мария  овел-
ла.  овое осознание человеческой личнос-
ти, характерное для статуй, исполненных
Донателло для ц. Орсанмикеле и колоколь-
ни флорентийского собора (св. Георгий,
пророк Иеремия, Дзукконе), присуще фигу-
рам, окружающим Христа в сцене "Чудо со
статиром" и в торжественных явлениях св.
Петра в других сценах цикла капеллы
Бранкаччи. Если Мазаччо и вспоминал о
творчестве какого-либо живописца, то
этим мастером был, безусловно, Джотто.

Капелла Бранкаччи. Когда в конце XIX в.
происходил процесс обновления истории
искусства, личности двух мастеров, рабо-
тавших в капелле Бранкаччи, оставались
неопределенными до такой степени, что
большая часть произведений Мазолино была
приписана Мазаччо (Шмарсов, Уртел). Чет-
кое различие между художниками сделал
Лонги (1940), который определил в алтар-
ной картине "Мадонна со св. Анной" и во
фресках капеллы Бранкаччи степень учас-
тия Мазаччо, который навязал Мазолино
строгое видение перспективы в "Воскреше-
нии Тавифы" и в "Исцелении калеки", фо-
ном которых служит точное изображение
флорентийской улицы того времени. Чтобы
увидеть различие в манере двух художни-
ков, достаточно сравнить две сцены,
изображенные на пилястрах по обе стороны
от входа в капеллу Бранкаччи. В "Грехо-
падении" Мазолино Адам и Ева - это неж-
ные образы, ласкаемые светом; герои не
переживают никакой драмы, не сознают ни-
какой вины. В "Изгнании из рая" Мазаччо,
напротив, показана величайшая человечес-
кая драма, выраженная в искаженном лице
Евы и стыдливой позе Адама с опущенной
головой, скрывающей его лицо; освещение
делает эту сцену еще более жалкой.

Периодизация творчества Мазаччо, ограни-
ченного узкими рамками (1422-1428), и до
сих пор вызывает множество споров, в
частности о продолжительности сотрудни-
чества Мазаччо и Мазолино в капелле
Бранкаччи. Лонги считает, что уже в 1425
художник работал с Мазолино и в этом же
году совершил с ним поездку в Рим. Этим
временем датируется начало работы над
"Триптихом" Мазолино для ц. СантаМария
Маджоре в Риме - участие Мазаччо подт-
верждается здесь манерой исполнения од-
ной из створок ("Св. Иероним и Иоанн
Креститель", Лондон,  ац. гал.). По
возвращении во Флоренцию Мазаччо самос-
тоятельно начинает роспись капеллы, а
Мазолино отправляется в Венгрию, пригла-
шенный на службу к Пиппо Спано. Второй
раз Мазаччо прерывает работу, отправив-
шись в Рим, где вскоре умирает. Другие
исследователи полагают, однако, что Ма-
заччо работал в капелле Бранкаччи в дру-
гие годы: в 1426 (Сальми), 1427, после
возвращения Мазолино из Венгрии (Прокач-
чи).

Помимо архитектурного фона в "Воскреше-
нии Тавифы", в капелле Бранкаччи Мазаччо
создал: "Крещение новообращенных", "Ис-
целение тенью", "Раздача милостыни",
"Чудо со статиром", "Изгнание из рая".
 езавершенными остались фрески верхнего
регистра ("Св. Петр на троне и исцеление
сына Теофила"), законченные Филиппино
Липпи в 1480-е. Со временем росписи ка-
пеллы претерпели много изменений. В XVII
в. неудачный проект реставрации чуть бы-
ло не стал причиной их полного разруше-
ния; они были спасены лишь благодаря
вмешательству великой герцогини Виттории
делла Ровере, матери царствующего вели-
кого герцога Козимо III, к которой обра-
тились представители академий с просьбой
вмешаться, чтобы сохранить то, что уже в
ту эпоху считалось основой флорентийско-
го Ренессанса. Позже, в 1746-1748, рос-
писи свода и люнетов были переписаны.
Чудесным образом они сохранились в пожа-
ре 1771, уничтожившем церковь. В 1990
была закончена реставрация капеллы, ко-
торая придала ее фрескам невиданную све-
жесть и во время которой были удалены
дописанные позже одежды обнаженных фи-
гур.

Полиптих из Пизы. Единственным точно да-
тированным произведением Мазаччо являет-
ся полиптих из ц. Санта-Мария дель Кар-
мине в Пизе (1426), разделенный еще в
XVII в. Центральная часть алтаря - "Ма-
донна с младенцем на троне" (Лондон,
 ац. гал.) - является одной из самых
знаменитых композиций художника. Готи-
ческий ритм стрельчатого обрамления на-
рушается крупной фигурой Мадонны, сидя-
щей в трехчетвертном развороте на прос-
том квадратном троне, и фигурой младен-
ца, играющего с гроздью винограда. Те же
черты характерны и для верхней части по-
липтиха с изображением "Распятия" ( еа-
поль, Каподимонте), в которой преоблада-
ет красный цвет плаща Богоматери. В пре-
делле помещены сцены "Мученичества св.
Петра", "Мученичества Иоанна Крестите-
ля", "Поклонения волхвов" и исполненные
помощниками Мазаччо "Сцены из жизни св.
 иколая и св. Юлиана" (Берлин-Далем, му-
зей). Кроме того, сохранились четыре
"Святых" на пилястрах (там же) и два
"Святых" из верхней части полиптиха (Пи-
за,  ац. музей; Малибу, музей П. Гетти).

Утраченные произведения. Среди утрачен-
ных произведений Мазаччо следует упомя-
нуть знаменитую композицию "Сагра дель
Кармине" в клуатре одноименной церкви
(ок. 1422-1424), на которой было изобра-
жено освящение этой церкви в 1422, в ко-
тором принимали участие самые влиятель-
ные жители Флоренции и художники -
друзья Мазаччо. Другой несохранившейся
работой мастера является "Св. Ив" из ц.
Бадии во Флоренции; этой картиной восхи-
щался Вазари за необыкновенную смелость
ракурсов. Творчество Мазаччо ставит еще
много вопросов, в частности о его воз-
можном участии в большой фреске "Распя-
тие" в ц. Сан-Клементе в Риме, где Мазо-
лино исполнил фреску "Сцены из жизни св.
Екатерины Александрийской".

Художественный язык Мазаччо, порой сухой
и лаконичный, порой страстный и напря-
женный, был труден для зрителя той эпо-
хи, привыкшего к приятной витиеватости
поздней готики. При жизни и сразу после
смерти мастера публика плохо понимала и
принимала и его манеру. Итальянское ис-
кусство не сразу осознало громадное зна-
чение творческой личности Мазаччо. Толь-
ко самые великие современники художника
смогли постичь сущность его таланта,
например Брунеллески, который, узнав о
ранней смерти Мазаччо, сказал, что это
большая утрата для Флоренции.


Возврат...


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное