Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости словаря искусств он-лайн art.wallst.ru === Одна из статей art.wallst.ru ===


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Словарь искусств



КА АЛЕТТО

прозвище Антонио Каналя Canaletto,
Antonio Canal, dit (1697, Венеция -
1768, там же) итальянский художник

Сын Бернарде Каналя, театрального
художника, Антонио Каналетто начал
свою художественную деятельность в
качестве театрального декоратора,
однако вскоре отошел от жанра деко-
ративной живописи. Во время пребы-
вания в Риме в 1719-1720 он создает
декорации для опер Скарлатти. В Ри-
ме он познакомился с Ванвителли и
голландскими ведутистами и "бамбоч-
чанти", внимательными наблюдателями
реальности, которые научили его
правильному пониманию перспективы,
привили вкус к эскизности и к на-
родной жизни, подтолкнув его к
"разрыву с театром и способствовав
обращению к естественным видам"
(Дзанетти, 1733).

В 1720, по возвращении в Венецию
(его имя появляется тогда в списках
корпорации живописцев "Фралья"), он
дополняет свой римский опыт зна-
комством с творчеством Марко Риччи
и Луки Карлевариса. В одной из ран-
них ведут Каналетто - "Площадь
Сан-Марко" (1723, Лугано, собрание
Тиссен-Борнемиса) - персонажи, ис-
полненные в эскизной манере, указы-
вают на влияние Карлевариса, а че-
редование полос тени и света, пере-
ливающихся на красном кирпиче Кам-
панилы и на лазурной глазури стен
Прокураций, напоминает манеру Марко
Риччи, художника руин. Четыре "Вида
Венеции" (Монреаль, собрание Пил-
лоу), исполненные в 1725- 1726,
свидетельствуют о глубоком интересе
художника к эффектам светотени;
свет падает на потрескавшуюся по-
верхность штукатурки или на розовые
расщелины в кирпиче, создавая вели-
колепную живописную картину. В 1726
художник создал несколько аллегори-
ческих композиций, написанных для
театрального импресарио Оуэна Макс-
вини, первого среди многочисленных
и очень важных английских заказчи-
ков Каналетто. В шести больших "Ви-
дах площади Сан-Марко" (1726-1727,
Виндзорский замок) свет, более
прозрачный, но еще теплый, обогаща-
ется глубокими тонами, а искусное
обращение с перспективой позволяет
художнику как бы раздвинуть прост-
ранство. Этот панорамный размах и
свет, придающий цветовой гамме теп-
лоту, делает картину "Двор камено-
теса" (Лондон,  ац. гал.) вершиной
этого периода.

С конца третьего десятилетия в
творчестве Каналстто "идеальные ви-
ды" и светотеневые эффекты уступают
свое место "реальным видам" Венеции
или лагуны, преисполненным более
яркого сияния. Так начинается заво-
евание "феноменологического" света,
более эффективного при точной пере-
даче непосредственной действитель-
ности. Этот свет стал высшим завое-
ванием Каналетто. Человек по-евро-
пейски просвещенный, нравственный и
культурный, Каналетто избегает тех
форм, которые нельзя научно объяс-
нить. Он стремится отыскать в
пространстве "истину" и изобразить
ее в форме наиболее рациональной и
объективно возможной. Площади, ка-
налы, набережные - весь город про-
низан прозрачным светом, который
скользит по предметам на первом
плане, проникает всюду, выхватывает
более отдаленные детали, кристалли-
зует кишащую венецианскую толпу.
 аперекор всяким романтическим
предчувствиям поэтический язык Ка-
налетто рождает именно эту абсолют-
ную потребность правдивости изобра-
жения - он пишет историю Венеции,
города веселого и солнечного, бога-
того и аристократического, который
и не подозревает о своем скором и
неизбежном упадке. Это изменение
стиля особенно заметно в двух боль-
ших сценах из собрания Креспи в Ми-
лане - "Прием посла Боланьо во
Дворце дожей" и "Отъезд венецианс-
кого дожа для обручения с морем", -
густая пастозность светотеневого
периода заменяется здесь более
плавной и тонкой манерой, придающей
виду характер словно "после дождя".

Вскоре после 1730 Каналетто создает
серию видов Венеции для герцога
Бедфорда (Вубёрн-Эбби): город в них
представлен безмятежным, в обрамле-
нии своих памятников, и овеян своей
неповторимой атмосферой. Тогда же
были исполнены и " абережная Пьяц-
цетты" и "Собор Сан-Марко" (Вашинг-
тон,  ац. гал.). В "Кортеже дожа на
кампо Сан-Рокко" (Лондон,  ац.
гал.) оживление праздничной толпы
передано волнообразным ритмом,
энергичными криволинейными мазками,
напряженными цветовыми пятнами,
сверкающими струями света. В конце
1750-х Каналетто уменьшает размеры
зданий и силуэтов и, напротив, уве-
личивает, насколько возможно,
пространство: горизонт теперь слу-
жит стыком неба, испещренного обла-
ками, и водной глади, отдельные
участки которой ритмизованы распо-
ложенными в разных местах лодками.

 а протяжении нескольких лет Кана-
летто был связан с англичанином
Джоном Смитом, который стал его ме-
ценатом, маршаном и посредником в
отношениях с английскими заказчика-
ми.  е случайно свой альбом гравюр
Каналетто посвятил консулу Ее Вели-
чества английской королевы в Вене-
цианской республике, - эту долж-
ность с 1744 занимал Смит. Тогда же
он создал 31 офорт; некоторые из
них носят "идеальный" характер,
другие более "реальный", но все они
изображают лагуну и виды Венеции. В
них художник достигает прозрачности
и чистоты атмосферы. Вероятно, в
1742-1743 Каналетто совершил вторую
поездку в Рим, результатом которой
стало несколько "дессюде-портов"
(Виндзорский замок), исполненных
для Смита в причудливой манере, на-
поминающей "каприччи" Паннини. Анг-
лия стала вторым центром деятель-
ности Каналетто; его пейзажи были
высоко оценены англичанами, и не
только людьми, совершавшими свое
"большое путешествие", но и теми,
кто находил его простоту и рацио-
нальность близкими чисто английско-
му темпераменту (и сегодня в анг-
лийских публичных и частных собра-
ниях находится более 200 произведе-
ний художника, что составляет боль-
ше половины того, что выполнено им
собственноручно). Во время двух по-
ездок в Лондон Каналетто (между
1746 и 1753), несомненно организо-
ванных Смитом, прозрачная ясность и
холодность английского неба вдохно-
вила художника на создание пейзажей
одновременно созерцательно-равно-
душных, лиричных и застывших. Вид
"Террасы в Ричмонде" (1746, Гудвуд,
собрание лорда Ричмонда и Гордона)
открывает перед нами грандиозную
перспективу, построенную вокруг ши-
рокого изгиба излучины Темзы и диа-
гонали террасы; южный свет высвечи-
вает рокайльные завитки розовых и
голубых силуэтов. Перспектива цент-
ральной аллеи разворачивается в
"Виде Сент-Джеймского парка" (1749,
собрание лорда Малмебери), а в пей-
заже "Замка Варвик" (Варвик, собра-
ние лорда Варвика) преобладает оча-
рование английской деревни, тихой и
спокойной.

В 1755 Каналетто возвращается в Ве-
нецию, где обнаруживает изменение
как художественного рынка, так и
вкуса (показательно, что Академия
вплоть до 1763 не принимала Кана-
летто в свои члены). Последними го-
дами жизни художника датируются
картины "Портик палаццо" (Венеция,
гал. Академии) и "Интерьер собора
Сан-Марко" (Виндзорский замок) - в
них появляются новые для художника
солнечного света вихри силуэтов и
таинственные призраки в тени бази-
лик. Так завершилось творчество Ка-
налетто, продолженное английскими
пейзажистами XVIII в. и Констеблем
и завершившееся в XIX в. светлым
романтизмом Коро. Каналетто оказал
значительное влияние и на венециан-
ских мастеров (например, на своего
племянника Бернарде Беллотто и
Франческо Гварди), а также на мно-
гочисленных итальянских (Дж. Б. Чи-
мароли, Рихтера, Ф. Тирони, Дж. Мо-
ретти, Дж. Мильяра) и иностранных,
в основном английских (С. Скотт),
подражателей.


Возврат...


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное