Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Волшебная палитра

  Все выпуски  

Волшебная палитра выпуск 5


ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА
Рисуем с удовольствием и волшебными результатами!
 

галерея живописи и графики Марины Трушниковой


Добрый день, дорогой мой человечек!

Если ты ещё не читал первый выпуск рассылки, обязательно сделай это, чтобы было понятно, о чём идёт речь. Первый номер можно найти здесь.


А сегодня я продолжу разговор о МАНДАЛАХ.

Надеюсь, ты успел уже нарисовать собственную мандалу. Если нет, то у тебя еще есть возможность это сделать прямо, сейчас перед тем, как читать значение форм мандалы. Интуитивный выбор форм, из которых ты составляешь её, отражает твоё внутреннее состояние и потребности на данный момент. Было бы жаль упустить такой шанс провести собственное тестирование. :)

Итак, если мандала уже готова, прочитай о символике форм и их числе в мандале. Я привожу её по замечательной книге Шиа Грин "Практический курс медитации для начинающих" без сокращений.


СИМВОЛИКА ФОРМ МАНДАЛЫ

ОКРУЖНОСТЬ

Окружность или диск символизируют движение, абсолютное, Бога, а также «я».
Окружность — самая простая геометрическая фигура, в которой все точки равноудалены от центра, она считается символом равновесия и порядка. Однако это фигура математически неопределенная: Пифагор попытался установить математическое выражение для определения окружности, придумав число пи. Но пи — бесконечная десятичная дробь. Поэтому круг — магически-научная фигура, так как хотя невозможно определить ее математически, очень просто нарисовать ее геометрически.
Эта фигура часто является символом солнца. В документах античности Солнце обозначалось кругом, окруженным лучами, или свастикой. С другой стороны, во многих доисторических документах оно также встречается в виде окружности (символ мира), в центре которого — точка (символ начала).
Также точка, окруженная концентрическими окружностями, символизирует разные фазы сушествования. Так, у кельтов мы находим три круга существования и в индуистской традиции — три мира.
Наконец, в Китае активность или мужское начало (ян) представляют в виде белого круга (небо), в то время как пассивность или женское начало (инь) — в виде черного квадрата (земля).

СЕРДЦЕ

Традиционно сердце символизирует любовь и счастье, отвагу и чувства, признание (признательность) и
волю. Считается, кроме того, центром ума, просветления и счастья. Так его понимали индусы, для которых сердце — это Брахмапура, жилище Брахмы.
Сердце составляет центральный аспект трех жизненных и духовных центров человеческого тела, которыми являются: мозг, сердце и секс. Для египтян сердце было нужно, чтобы достичь вечности, поэтому это был единственный орган, который оставляли в мумии.
Будучи центром тела, сердце тесно связано с понятием центра, а также с символами кубка, чаши, сосуда, пещеры, розы или лотоса среди прочих.


КРЕСТ

Крест — универсальный символ, который встречается почти во всех культурах и геометрическим происхождением которого является объединение вертикальной и горизонтальной линий или двух диаметров
окружности, разделяющих ее перпендикулярно. Однако невозможно определить, где этот знак появился впервые.
Крест представляет собой любимый символ многих цивилизаций и религий, а также доколумбовых культур, египтян и христиан. Он также применялся в качестве священного талисмана вавилонскими монархами.
Находясь в мистическом центре космоса, крест — символ «оси мира», это мост или лестница, по которой души поднимаются к Богу. Поэтому у креста есть функция соединять земной мир с небесным, хотя также — из-за горизонтальной линии, которая пересекает и разрезает вертикальную, это объединение противоположностей: позитивного (вертикаль) и негативного (горизонталь), высшего и низшего. Так, в общем, крест символизирует союз неба и земли, сознательного и подсознательного, жизни и смерти, а также признания темных аспектов самого себя и преодоления собственной инстинктивной структуры. Этот перекресток вертикального и горизонтального определяет четыре стороны света.

КВАДРАТ

По Юнгу круг символизирует процессы природы или космоса как целого, в то время как квадрат подразумевает
Вселенную, ощущаемую и воспринимаемую человеком. То есть круг представляет сознательное и подсознательное, в то время как квадрат связан с рациональными аспектами сознания.
Поэтому эта фигура символизирует стабильность, равновесие, способность мыслить, совершенствование человека и преобразование духа в материю. Это земля, созданная Вселенная, пространство, находящееся во многих священных пространствах.


СПИРАЛЬ

Спираль с античных времен символизировала как движение,так и эволюцию Вселенной. Так, уже в египетских иероглифах обозначала космические формы в движении, отношение между единством и разнообразием. Спираль — это космическая энергия в движении и может интерпретироваться как символ цикла рождения/смерти, прибытия/отправления, подъема/спуска, то есть жизненного пути человека. Со спиралью, в частности, связаны: орбита луны, лабиринты, петли и змеи. Спираль — один из важнейших мотивов культуры эпохи мегалита и появляется в дольменах, менгирах, храмах, прежде всего в кельтских постройках во Франции, Англии и Ирландии. Считается, что в этих случаях это была фигура, предназначенная для достижения экстаза и облегчения доступа в «другой мир».
Из-за своего значения создания, движения и прогрессивного развития спираль также считалась атрибутом власти и находилась в центре египетского фараона, в жезле римских авгуров и сегодня — в посохе.
С другой стороны, спираль связана с танцем, включая многие примитивные танцы и танцы магического характера, которые совершались по спирали.
Однако мы должны иметь в виду и ее форму, которая может быть: восходящей (как в галактике) и, следовательно, активной и солнечной; нисходящей (круговорот) или окаменелой (раковина улитки), будучи в этих двух последних аспектах негативной и лунной.
Уже в древних традициях различали, согласно смыслу ее движения, созидающую и разрушающую спираль. Так, первая была спиралью, называемой правовращающейся, которая вращается вправо, как стрелки часов, символ точки - начала создания. Эта спираль также представляет путь Солнца и растущей Луны, эволюцию, космогонию. С другой стороны, разрушающая спираль или вихрь - лево-вращающаяся, повернута налево, символ регресса, а также освобождения духа от уз материи и путешествия душ.

ЗВЕЗДА

Универсальный символ духовного и возвышенного, свободы и эволюции. Звезда с такой символикой, присутствовавшая во многих эмблемах власти, гербах и знаменах и в египетских иероглифах, символизировала восхождение к началу.
В мандалах эта фигура подразумевает самосознание, стремление к преодолению, индивидуальность и чувство реальности.

СВАСТИКА

Символ действия и динамики, света и силы, эта фигура присутствует почти во всех культах античности, начиная с доколумбовой Америки и кончая Месопотамией, Египтом, Грецией, Китаем, Тибетом, Страной Басков, и прежде всего у кельтов, германцев и индусов.
С железного века свастика считалась символом высшего бога, хотя в Средние века интерпретировалась как символ движения и солнечной энергии. В Индии отождествлялась из-за своей формы с солнечным диском с лучами и схематичными ступнями на концах.
Свастика движется вокруг центра или оси и поэтому символизирует жизнь, начало, излучаюшееся из центра и распространяющееся по вселенной. Так представляет движение четырех сторон света, из-за которых появляется годовой цикл времен года.
Свастика состоит из двух символов: креста с одинаковыми концами (греческого) и четырех осей, вращающихся в одном направлении.
Тетраскелион, или свастика с четырьмя ответвлениями с прямыми углами, также называется крест гамада (gamada), или гаммадион, потому что его можно получить, объединив четыре греческих буквы гамма.
Как и в спирали, расположение концов указывает на значение направления движения. Различают право-вращающуюся свастику (называемую Свастика), которая повернута вправо, и левовращающуюся свастику (или Свавастика), повернутую влево.

ЦВЕТОК

По своей сути цветы — символ мимолетности вещей, весны и красоты, хотя также являются образом жизни и вселенной, так как возникают из темной земли и раскрываются по направлению к небу.
В древней египетской космогонии лотос возникал из первоначальных вод и рос в самом начале. Изображение бога на цветке обычно не только в Египте, но и в индуизме (высшее существо, Вишну, сделал так, что из его пупка распустился лотос с тысячью лепестками, и в этом цветке он создал бога Брахму, который все это видел) и других культурах.
Итак, по форме цветы являются образом центра и поэтому — архетипичным образом души. Поэтому они тождественны другим символам, таким как кубок, колесо (так как множество раскрытых лепестков исходят от центра) или сердце.
Что касается цвета, смысл каждого цветка непостоянен или имеет нюансы. Так, солнечные свойства усиливаются в оранжевых и желтых цветках; связь с животным миром, кровью и страстью — в красных; в то время как голубой цветок символизирует невозможное.

ЛОТОС

С античных времен он символизировал космос и человека: корень в почве символизирует материальную жизнь; стебель - астральный мир; а плавающий по воде цветок - духовную жизнь.
В Средние века он превратился в символ мистического центра и сердца. С другой стороны, для многих традиций общим является образ бога, возникшего из лотоса. Так, в Египте мы находим цветок лотоса, возникший из океана первоначальных вод с ребенком Horus в чаще. В индуизме и в буддизме лотос, или падма, — существенный символ: представляет истинную природу существ, которые достигли просветления, а также саму вселенную. Поэтому солнце называлось «высший лотос». В индуизме, кроме того, представляет каждую из шести телесных чакр.
Лотос тесно связан с мандалами, ее значение зависит от количества лепестков. Так, в Индии лотос с восьмью лепестками - центр, где обитает Брахма, сравнимый с восьмью направлениями неба, в то время как лотос с «тысячью лепестками» символизирует окончательное освобождение. Этот лотос с тысячью лепестками появился из пупка Вишны, и в его цветах был создан Брахма. В его центре представлен треугольник, в центре которого находится большая полость.

ГЛАЗ

Фигура глаза, обычно расположенная в центре рисунка или в центре другой фигуры, символизирует
глаз Бога, солнце, «я» и ясновидение.

ТОЧКА

Символ источника всех вещей, начала, существенного неделимого центра, связанного с первоначальным единством или с райским состоянием человека.
Точка не имеет измерения и тем не менее порождает целое того, что существует, так как, двигаясь или вибрируя, создает двухмерный элемент, линию, которая в свою очередь образует площадь и она, наконец — трехмерное, объем.
Таким образом, она связана с божественным, с чистотой, с происхождением мира и с источником всех проявлений.
Для многих культур точка находится на пересечении двух перекладин креста, символизируя вечный цикл жизни.
Так, среди мусульманских эзотериков центр креста называют el-magamul-ilahi («божественный центр»), так как это место, где уравновешиваются и объединяются все противоположности, в то время как у некоторых европейских литургических крестов, в особенности ирландских, центр отмечен драгоценным камнем.

ЛУЧ

Во многих традициях луч считается символом верховной власти, божественного, а также просветления, поиска мудрости и духовных энергий, исцеления. Это воздействие высшего на низшее. Таким образом луч был неотьемлимым атрибутом, у многих богов античности.

КОЛЕСО

Этот символ солнечного характера был широко распространен с античности, особенно как эмблема космических сил в движении, импульса, энергии и динамизма. Колесо связано с китайским символом инь и ян и в даосской философии — с мудростью, и утверждением, что «совершенный мудрец — тот, кто достиг центральной точки колеса».
Колесо жизни — также буддистский символ, который присутствует прежде всего в Тибете и который представляет цикл рождений, смертей и перерождений человеческого существа. С другой стороны, колесо связано с четырьмя символическими цветами, такими как роза или лотос, а также со спиралью.

ТРЕУГОЛЬНИК

Эта фигура определяется числом три, и ее символика зависит от положения вершины.
Так, треугольник с вершиной внизу символизирует воду и женственность, а также выражает регресс. Между тем считается формой, тождественной сердцу, и может символически заменять его, прежде всего если треугольник находится в центре. Напротив, если вершина направлена вверх, это символ огня, мужественности, силы жизни и импульса, направленного от всего к высшему единству, от пространного (основание) к непротяженному (вершина), образ начала или излучающей точки.
В то время как первое — это проявление энергии в материи, второе — это материя в энергетическом плане.

ЛАБИРИНТ

Этот символ подразумевает наличие собственного центра, образует мандалу в самом себе. Все лабиринты подразумевают присутствие множества смыслов и символов. И почти все содержат идею о неких испытаниях, через которые следует пройти. В особенности доступ к таинственному «центру». Маршрут, ведущий к центру, полон препятствий, но тем не менее каждый город, каждый храм, каждая комната «находится» в центре Вселенной.
Всякое человеческое существо, даже бессознательно, тянется к центру и внутрь себя. Поэтому возникают кажущиеся противоречия: с одной стороны, мы видим ряд мифов, символов и ритуалов, которые подчеркивают существующую сложность проникновения в центр, в то время как, с другой стороны, другие мифы и ритуалы утверждают, что этот центр доступен.
Как только препятствия преодолены, человек может достичь внутреннего мира, подсознания и вследствие посвящения (всего, чему он научился во время пути) приобрести новое «я». Преобразование «я», которое происходит в центре лабиринта и которое подтверждается в конце пути, указывает на победу духовного над материальным, вечного над преходящим.



ЧИСЛА В МАНДАЛЕ

Иногда мандалы, вместо того чтобы сопоставлять фигуры, сопоставляют числа, так что символика удивительно обогащается из-за их связи со сторонами света, элементами, цветами и т. д.
Числа и фигуры с античности считались выражением образа мира, так как с их помощью человек попытался классифицировать сложную реальность. Так, они составляют внутренний принцип, который упорядочивает космическое развитие и может принимать видимую форму в геометрических фигурах, а также в звуках или внутренней вибрации. Знание значений и смысла чисел означало понимание мира и его теснейших связей.

1
Это символ главным образом единства, начальной сути и происхождения жизни, а также божественности. Он противопоставляется четному числу, которое символизирует множественное. Единица - центр, из которого появляются созидательные проявления и в котором все силы объединяются в одно. В Китае единица - первоначальная основа сущего, из которого возникают инь и ян, в то время как для египтян это был эквивалент высшего бога неба и земли, то есть Амона—Ра.

2
Это число представляет полярность, близнецов, противоположность, пару: создание и воспроизведение, но также и разделения, различия, конфликты и сомнения. Так, эта напряженность может быть как контраст или как взаимность.
В противоположность единице, созданной и божественной, два означает рожденное и подчиненное циклу жизни и смерти, добру и злу, дню и ночи. Это число несовершенства и двойственности, в котором одна вещь обычно противостоит другой, то есть это число разногласия между двумя противоположностями, которые должны оставаться вместе.
Тем не менее не во всех культурах оно так рассматривается. Для египтян два — это скорее как дополнение, а не противопоставление: небо и земля, мужчина и женщина взаимодействовали во вселенском порядке, как и два мира (высший и низший).

3
Священное число для многих культур, которое символизирует совершенство и целостность, проявление божественности, то есть троицу. Оно означает движение, живость, стимул и импульс. Его геометрическим представлением является треугольник.
Три — это выражение троицы или священной триады, присутствующей в египетской мифологии (Осирис, Исис и Хорус), в индусской мифологии (тримурти Брахмы, Вишну и Шивы) или в Святой Троице христианства (Отец, Сын и Святой Дух). С другой стороны, по Пифагору у мира тройная природа, так как он состоит из материи, души и духа. Наконец, в астрологии три отождествляют с Солнцем, Луной и Землей, в то время как в верованиях многих народов космос образован небом, землей и внутренним миром.

4
Это число символизирует материю (даже во многих древних культурах — планету Земля), а также четыре основных элемента, признаваемых в древности, и четыре стороны света. Оно символизирует реализацию, рациональность, развитие сознания, поиск собственного места в жизни и признание.
Цифра четыре с античности считалось числом вселенского масштаба, указывающим на точку начала создания, суть природы. Для Платона это число осуществления идеи (в то время как три — число идеи), соответствующее материальной организации. Таким же образом четыре в индуизме связано с идеей целостности, а в египетских иероглифах — с совершенством или реализацией.
Геометрическое представление четырех - это квадрат (в его статическом аспекте) и крест (в динамическом).

5
Число, которое в общем представляется как пирамида, пентаграмма или пятиконечная звезда. Символизирует человека, ум и микрокосмос, а также четыре элемента, над которыми возвышается пятый — дух.
Пять подразумевает единство, гармоничный союз инь и ян (женского и мужского), здоровье, сексуальность, чувствительность, связь с реальностью и поиск целостности.

6
Символизирует баланс сил, единство духа и материи, женского и мужского, а также материальность. Подразумевает креативность, совершенство, удовлетворение и реализацию.
Геометрически представляется в виде двух соединенных треугольников, образующих шестиконечную звезду.

7
Число семь имеет особый тайный смысл во многих культурах, в общем символизируя целостность, путь к личному развитию, конец этапа в жизни и внутреннюю работу.
В эзотерике это число божественной гармонии, космических сфер и колонн храма. Через это число все приводится к своей кульминации во вселенной.
Согласно различным античным культурам все существующее было создано всего за семь дней и все бытие делится на семь частей или центров сознания. Существует семь музыкальных нот, семь цветов радуги, семь смертных грехов, семь духов перед троном Бога, также семь дней недели, семь дней длится каждая фаза Луны и семь планет.
Таким образом, семь — число вселенной и совершенства, хотя оно также считалось дьявольским числом. Уже в Древней Месопотамии седьмой день месяца был неудачным и было семь демонов, которые причиняли беды и смерть людям. В Европе в XVI—XVII вв. народ называл дьявола «Коварное Семь».

8
Это число порядка и космического равновесия, счастья и гармонии, совершенного порядка и симметрии, бесконечного, а также целостности, пути к духовному совершенствованию, возрождению и собственному «я».
Считается числом космоса, встречающимся везде в мавзолеях с восьмью нишами монархов, в башнях с восемью башнями, куполах с восемью секциями и так далее.

9
Это число означает тройственность тройного, так как образовано тремя триадами. Поэтому символизирует небо, загадку человеческого существования, позитивные духовные энергии и творческий ум.

10
Число, которое во многих традициях выражает святое и божественное, совершенство, единство и целостность, добродетель и мораль. В нумерологии десять связано с единицей и началом.
В каббалистике считается, что Бог создал мир десятью словами, поэтому говорят десять раз: «И сказал Бог». Десять заповедей Иеговы своему народу на горе Синай, десять предписаний дал Будда и десять книг Ригведы. Для греков и особенно для Пифагора число десять, или дека, — священное число, представляющее собой сумму единицы (основа сущего), двойки (полярность), тройки (дух) и четверки (материя, четыре элемента).

11
Это число противопоставления, неразрешимых конфликтов, хаоса и перехода. В некоторых традициях приобретает опасный характер, так как выражает чрезмерность (ведь это больше совершенного числа — десяти).

12
Символизирует космический порядок, целостность, счастье, совершенство, жизненный цикл природы. Это число связано с идеей пространства и времени, с кругом и окружностью как геометрическим представлением (так как его значение на практике соответствует этому).
Группа из 12 элементов — самая большая: двенадцать месяцев, знаков зодиака, апостолов, детей Иакова и племен Израиля, двенадцать главных богов во многих мифологиях, рыцарей Круглого стола и т. д. — все, что доказало существование порядка, основанного на 12.

13
Это число подразумевает смерть и рождение, изменение и возрождение после конца, а также обман и неверность. Это число, известное характерным неблагоприятным значением.


Учитывая значения чисел, форм и цветов мандалы, её становится проще читать, не так ли?

Теперь, зная символику, ты можешь создать мандалу с определенным назначением. Ту, которая будет оказывать необходимое воздействие в процессе медитации. Можно нарисовать мандалу для спокойного течения мыслей, можно сделать мандалу-оберег для денежного изобилия или для наполнения активной жизненной энергией. Всё в твоих руках! Надеюсь, ты воспользуешься такой возможностью и нарисуешь мандалу с определенным назначением.

Чтобы в дальнейшем пользоваться такой мандалой, необходимо уделить 5-15 минут для медитации. Повесь мандалу напротив себя и созерцай её, рассматривая детали. Пусть мысли постепенно уходят и твоё сознание заполняют формы и цвет мандалы. Не переживай, если не ощущаещь чего-то "особого". Это не важно. Мандала делает своё дело вне зависимости от того, осознает это твой разум или нет. Результат обязательно будет!

О своих открытиях можешь написать мне на адрес arttrening@list.ru . Я буду очень рада любым откликам!

Волшебного тебе дня и всяческих успехов!

 


В избранное