Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная Выпуск 134


УКРАИНА НЕИЗВЕСТНАЯ
ВЫПУСК №134


Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.

В.Маяковский
"ДОЛГ УКРАИНЕ"


ВЫБОР НА ВСЮ ЖИЗНЬ
Тарас Шевченко и Университет св. Владимира в Киеве
Валентина ШАНДРА, доктор исторических наук


       В 1845 году, когда Тарас Шевченко заканчивал Академию художеств в Петербурге, ему исполнилось 32 года. Это был солидный возраст, чтобы заняться важным делом, которое стало бы смыслом всей жизни. За ним, уже известным художником и поэтом, оставался выбор. Можно было найти квартиру в северной столице и продолжать заниматься живописью. Ведь на его иллюстрации художественных произведений Г. Ф. Квитки-Основьяненко и повестей Н. В. Гоголя обратили внимание петербургские издатели. А после иллюстрирования книг «История Суворова» и «Русские полководцы», русского писателя и историка Н. А. Полевого которые гравировались в Англии, о нем заговорили уже как об известном художнике. Однако связать навсегда свою жизнь с мрачным, удушливо- каменным Петербургом ему, который вырос среди богатой украинской природы, казалось нестерпимым. Вероятно, что сюда прибавлялась и горечь от тех недоброжелательных рецензий, в частности и В. Г. Белинского на его «Гайдамаков», в которых ставилось под сомнение существование украинского языка, языка его народа.
      Был и другой выбор: ехать на родину. А если так, то следовало похлопотать о месте службы ведь в России, начиная от Петра I, все, кто относился к неподатному сословию, должен был служить согласно Табелю о рангах. В его отпускной, выданной помещиком П. В. Энгельгардтом в 1838 г., указывалось, что Шевченко может выбрать «род жизни, какой пожелает». Получение аттестата на звание неклассного художника по исторической и художественной живописи 22 марта 1845 г. автоматически переводило его именно в такую социальную категорию. Академия художеств пользовалась привилегией — ее выпускники наделялись правом вступать на службу, в которую пожелает свободный художник.
      Поэтому для возвращения в Украину Тарас Шевченко должен был избрать место службы, которое давало бы ему средства на жизнь, ведь у него не было земельной собственности. Хотелось, конечно, чтобы служба совпадала с его профессиональными интересами. Друзья звали в Киев, который благодаря расположению здесь Канцелярии киевского военного, подольского и волынского генерал-губернатора становился административным центром Правобережного региона, а открытие университета превращало его и в значительный научный центр, где разворачивалась масштабная научная деятельность, слухи о которой превосходили любые ожидания. Здесь можно было найти место службы, предпологавшую надеяться на заграничную командировку для совершенствования своего художественного мастерства. Что же представлял собой Киевский университет в то время?
      В отличие от других российских университетов, основанных в соответствии с уставом 1804 г., Киевский был основан значительно позже. Учреждался отдельным указом Николая I от 8 ноября 1833 г. для предоставления в первую очередь выходцам из благородных сословий Киевской, Подольской и Волынской губерний русского по содержанию и характеру образования. Если первые университеты наследовали европейские образцы корпоративной автономии с принципом избрания на должности, со свободой преподавания и научным поиском, Киевский наделялся другой моделью. Он был полностью зависим от государства и имел задачу укрепить лояльность местной элиты к российскому монарху и утвердить имперское присутствие в крае, который недавно входил в состав Речи Посполитой. Участие аристократии и шляхты в Ноябрьском польском восстании 1830 г. стало причиной того, что для него были взяты за образец немецкие университеты с бюрократическим контролем за обучением и преподаванием, которые проводились государственными институтами в имперских интересах.
      Открытию университета предшествовало массовое закрытие 245 школ, основанных на польской образовательной традиции, и в частности Волынского (Кременецкого) лицея, которые играли решающую роль в возрождении польской идентичности в правобережном регионе Украины. После недолгого спора о месте его пребывания — Орша или Киев — преимущество было отдано Киеву, где верховная власть придавала новое, сакральное значение как бывшему центру православия. Поскольку отсюда распространилось христианство, то превращение города в образовательный центр с имперской идеологией должно утверждать право России на «киевское наследие» и насаждать мысль о торжестве исторической справедливости. Именно поэтому Киевский университет в отличие от других университетов России получил название — Императорский университет Святого Владимира в Киеве. Канонизированный князь, который вошел в историю объединителем земель Киевской Руси и ее креститель, символизировал утверждение русского образования в полонизированном крае.
      Университет действовал на основе специально для него составленного временного устава 1833 года, согласно которому ликвидировалось внутреннее самоуправление университета. В отличие от устава 1804 г. Киев лишь до 1835 был методически-воспитательным центром только что созданного одноименного учебного округа (1832 г.) в составе Черниговской, Киевской, Подольской, Волынской и Полтавской (с 1839 г.) губерний. Возглавлял округ не ректор университета, как было до этого, а государственный чиновник — попечитель, которого по согласованию с министром народного образования назначал император. Ректор университета подчинялся министру народного образования и попечителю учебного округа. Внутреннее управление осуществлял совет в составе ординарных и экстраординарных профессоров под председательством ректора. Отменялся университетский суд и автономные юридические права членов университетской корпорации. Ректор выбирался на два года советом университета и утверждался царем. Профессора и адъюнкты выбирались советом, как и деканы факультетов, и утверждались министром. Правительство надеялось, что приобретенный опыт управления школьными заведениями в Правобережной Украине будет служить для реформы высшего образования, которую предусматривалось осуществить в 1835 году.
      Для новосозданного университета была привлечена материальная база и интеллектуальный потенциал Волынского лицея и Виленского университета, а также средства, которые собрала шляхта Киевской губернии в 1805 году, государственные средства, выделенные на проектированные Институт правоведения в Киеве и лицей в Орше, и пожертвования от купца П. Г. Демидова. В Киев были перевезены различные научные коллекции и библиотеки Волынского лицея, Виленских медико-хирургической и духовной римско-католической академий и университета. Запуганной подавлением восстания общественности была навязана идея, согласно которой та должна воспринимать университет как подарок российской власти и в частности непосредственно Николая I. Согласно официальному акту Волынский (Кременецкий) лицей не закрывался, а перерастал в университет.
      При открытии он имел один факультет — философский с историко-филологическим и физико-математическим отделениями. В 1835 г. открыт юридический, 1841 г. — медицинский. Университетский курс был рассчитан на четыре года. Цель его учреждения определила одну из характерных черт: гуманитарные дисциплины политизировались и приобретали идеологический вес. Научно- исследовательские задачи отодвигались на задний план, а преимущество отдавалось воспитанию и обучению будущих чиновников для государственной службы.
      Зато активизации научной деятельности университета содействовали основанные в Киеве несколько научных обществ, которые по замыслу правительства должны были утвердить государственную политику культурного укрепления имперского присутствия в крае, а также обосновать правовые основы его включения в состав империи на основании исторических источников, поиск и активизация которых приобрели первоочередное значение. На их основе следовало вписать Киев и «Юго-западный край» в историческую канву от Киевской Руси до империи Романовых.
      Курс был взят на подготовку кадров правительственной бюрократии и учителей для Правобережной Украины, потому что лояльность местных польского происхождения и полонизированных чиновников не вызывала у империи доверия. Правом поступления в университет наделялись только выпускники гимназий и православных семинарий, а те ученики, которые закончили частные школы и занимались у домашних учителей, такой возможности лишались. Кроме своекоштных студентов, предусматривалось обучение 50 человек на казенный счет. Последние должны были шесть лет прослужить по назначению правительства чиновниками и учителями. В частности, студенты юридического факультета становились чиновниками местных учреждений, способных заняться упорядочиванием польских земель. Для этого Советом университета были внесены изменения в преподавание римского права. Количество отведенных для него часов уменьшалось, вместо этого их количество увеличивалось для преподавания местных законов, важных для будущих законодателей, которые должны были работать в судебных учреждениях края. Для этого создавалась с 1842 г. кафедра гражданских и межевых законов.
      Итак, первый студенческий набор 1834—1835 годов не оправдал надежд власти, потому что среди студентов большинство составляли выходцы из Левобережья, а не Правобережья, как планировалось сначала. Не совсем совпала ее позиция и с надеждами профессуры, не было единства и с настроениями общественности.
      Среди профессорского состава сначала преобладали наиболее лояльные преподаватели Волынского лицея. Только три кафедры из-за отсутствия соответствующих кадров заняли украинцы и русские: М. А. Максимович (русская словесность), В. Ф. Цих (общая и русская история и статистика), О. М. Новицкий (философия). После обнаружения организации «Содружество польского народа» Шимона Конарского и ареста студентов польская профессура была уволена из Киевского и переведена за 1838— 1839 гг. в другие учебные заведения, а сам университет в марте 1839 г. был закрыт почти на год.
      Имперский центр в поисках сообщников против нелояльных поляков вынужден был не только реализовать давнее стремление украинцев иметь собственный университет в Киеве, о котором те неоднократно заявляли, начиная с 1760 – х годов, сначала Екатерине II (1766, 1767), а потом и Александру I (1802, 1805). Речь шла и об укреплении профессорских кадров в университете не только немцами, воспитанниками Дерптского университета, но и местными выходцами из украинцев и россиян. Приглашение преподавать принял профессор Московского университета М. А. Максимович, уроженец Полтавской губернии, известный в то время ботаник-естествовед, который после смерти матери не смог сдерживать тоски по родине. Однако он вместо заведования кафедрой ботаники был назначен ординарным профессором русской словесности, и ему предложили должность ректора университета. Он же стал деканом первого отделения философского факультета. Российскую историю преподавали сначала В. Ф. Домбровский, после смерти которого был приглашен Н. И. Костомаров. В Киев стремился перевестись читать лекции по общей истории и Н. В. Гоголь.
      Большинство из названных профессоров объединялись в Комиссии для рассмотрения древних актов, стремясь превратить Киев в научный центр исследования региональной истории. Это же желание стало и главной причиной переезда Т. Г. Шевченко в Киев с намерением получить место в Университете св. Владимира. Н. И. Костомаров отмечал, что тот приехал из Петербурга «с намерением приютиться здесь и найти себе должность». Заинтересованность историей вызвала еще раньше появление в Киеве П. О. Кулиша. О задаче, поставленной властью перед университетом, его политической роли Т. Г. Шевченко было известно немало, потому что с его преподавателями он поддерживал тесные связи, имел среди них сторонников, почитателей и друзей. С М. А. Максимовичем он был лично знаком с июня 1843 г., когда тот возобновил свою работу на кафедре русской словесности, а к тому же знал его как составителя сборников украинских народных песен и дум. После окончания Академии художеств он получил 23 марта 1845 г. билет с записью цели путешествия в Украину — «для художественных занятий». В конце мая 1845 г. поэт приехал в Киев и стал сотрудником основанной по инициативе М. А. Максимовича Временной комиссии для рассмотрения древних актов, в состав которой входили преимущественно университетские профессора. Создание этой Комиссии в 1843 г. поддержал киевский, подольский и волынский генерал-губернатор Д. Г. Бибиков, аргументируя ее учреждение потребностью сохранить в юго- западных губерниях древности как очевидные доказательства прав империи на владение краем, который «извечно был российским».
      Т. Г. Шевченко был приглашен к работе в Комиссии по рекомендации М. А. Максимовича или П. О. Кулиша. Как автор изданного в Петербурге в ноябре 1844 первого выпуска широко распространяемого в украинских губерниях альбома «Живописная Украина», в котором были помещены графические офорты «В Киеве», «Выдубицкий монастырь» и др. с программой следующих выпусков, он не мог не привлечь к себе внимание. Изображаемые им исторические храмы, могилы, крепости заинтересовали членов Комиссии, потому что художественно выполненные с натуры эскизы памятников совпадали с одним из направлений их деятельности и тем заказом власти, для которого была создана Комиссия. Неофициально Т. Г. Шевченко было поручено рисовать исторические памятники в Черниговской и Полтавской губерниях. Представленные им в конце ноября 1845 г. рисунки были должным образом оценены, вследствие чего он был зачислен с 10 декабря 1845 г. ее членом-сотрудником. Он работал в Комиссии почти полтора года, до марта 1847 г., и получал жалованье по 12 руб. 50 коп. ежемесячно. Сохранились археологические заметки, сделанные им во время путешествия по Украине, в которых названы и описаны древние храмы, церковные старинные вещи, а также могилы, укрепления и тому подобное.
      Т. Г. Шевченко познакомился с Н. И. Костомаровым, был первым, кто поздравил его с избранием на кафедру российской истории Киевского университета. Поэт рассказал ему о своем стремлении служить в Университете св. Владимира. «Коли б то Бог дав мен╕ притулитися до ун╕верситету, дуже добре було б…», — писал он в одном из писем к Н. И. Костомарову.
      С ординарным профессором кафедры законов государственного благоустройства М. Д. Иванишевым по заданию Комиссии Шевченко летом в 1846 году принимал участие в археологических раскопках древних скифских могил Перепет (Перепьят) и Перепетихи вблизи Фастова в Васильковском уезде. Результаты раскопок, опубликованные в изданных комиссией «Древностях, изданных Комиссиею для разбора древних актов», имели высокую научную ценность. Сотрудничество с М. Д Иванишевым сформировало у Шевченко стойкое убеждение о важности археологии, которую он назвал «таинственной матерью истории», а также большое уважение к ученому, которому Тарас Григорьевич подарил в 1860 г. экземпляр «Кобзаря». Он продолжал объезжать Полтавщину, Черниговщину, Киевщину, Волынь и Подолье, делая «снимки с археологических памятников». Непосредственное общение с университетскими учеными, исследователями местной истории, постоянные научные экскурсии, осмысление собранных вещевых, письменных памятников древности, исторических песен, легенд содействовали духовному росту поэта, глубокому осознанию исторических корней украинского народа.
      Российской имперской политике деполонизации и русификации края Т. Г. Шевченко и Н. И. Костомаров противопоставили идею возрождения и единения славян в одну федерацию государств-республик. Она была четко выражена в программном произведении — «Книз╕ буття укра╖нського народу» («…в одн╕м союз╕ нерозд╕лимо и несм╕симо…») и положена в основу деятельности Кирилло-Мефодиевского братства. Его членами и единомышленниками были лица, которые имели непосредственное отношение к Киевскому университету: бывшие студенты университета, учителя В. М. Билозерский, Д. П. Пильчиков, тогдашние студенты — Юрий Андрузкий, Александр Навроцкий, Иван Посяда, Афанасий Маркович, Александр Тулуб.
      В 1846 году Шевченко участвовал в конкурсе на замещение вакантной должности учителя рисования университета, надеясь совмещать ее с работой в Комиссии. Художник К. С. Павлов, который занимал эту должность в университете, по выслуге лет и по состоянию здоровья ушел в отставку. Несмотря на то, что были три претендента, — в частности академик Петербургской АН Й. Габерцетель, который проживал в Лондоне, коллежский регистратор, художник П. И. Шлейфер из Киевского института благородных девиц, художник, владелец частной киевской школы рисования Н. Буяльский из Подолья, — министр народного образования дал согласие назначить на эту должность Шевченко. Однако осуществить свою мечту и воспользоваться этим назначением из-за ареста 5 апреля 1847 за участие в деятельности Кирилло-Мефодиевского братства ему не пришлось.
      В 1859 году во время последнего путешествия в Украину поэт не мог не побывать в Киеве и не встретиться со студентами университета. На квартире у И. М. Сошенко он познакомился с К. В. Болсуновским, который сообщил, что несмотря ни на что, произведения поэта знакомы студентам. В ответ Т. Г. Шевченко горячо откликнулся на основание киевскими студентами первых в России воскресных школ и послал в 1860 г. для них 50 экземпляров «Кобзаря». Адрес-благодарность от 8 января 1861 г. подписали 65 человек, среди которых большинство составляли студенты университета. В день смерти Шевченко, 26 февраля 1861 г., именно студенты Университета св. Владимира собрались в университетской церкви на гражданскую панихиду. А когда гроб с телом Шевченко перевозили из Петербурга в Канев, они 6 мая 1861 г. встретили процессию перед Киевом на левом берегу Днепра. Перед мостом коней распрягли и сами принесли дроги с гробом в город. Намерение выставить гроб в университетской церкви не поддержала университетская администрация. Тогда он был поставлен в церкви Рождества на Подоле. Несмотря на предосторожность администрации, студенты, не обремененные служебным долгом, составляли основную массу участников похоронной манифестации, которая состоялась в Киеве 7 мая 1861, когда гроб с телом поэта везли по побережью Днепра на пароход «Кременчуг». Процессия не раз останавливалась, и над прахом поэта произносили речи, в частности и студенты университета М. И. Драгоманов, О. И. Стоянов. На похороны в Канев с Михайловской горы прибыл и бывший ректор университета М. А. Максимович. Студенты М. В. Лысенко, М. П. Старицкий, Т. Рыльский, П. Г. Житецкий, М. Малашенко, П. Вишневский и М. Ковалевский сопровождали гроб до Канева и помогали Г. М. Честаховскому привести в порядок могилу поэта.
      Стремление Тараса Шевченко служить Украине, а не имперским интересам России, стали причиной того, что поэт был лишен права жить и работать на родной земле. Пусть с опозданием, но все же его имя в 1939 г. присвоено университету, но это скорее внешнее уважение. С сегодняшней перспективы видно, что настоящее наступит тогда, когда его воспитанники так же будут проникаться интересами Украины…

      (Опубликовано в газете "День", №№ 63, 67, 2006 г.).



      Высказать свои замечания, пожелания автору рассылки можно по адресу: country.ua.unknown-owner@subscribe.ru. Заранее благодарю.
До встречи!
Берегите себя!
Всегда ваш Dr. Sokha



ПОДПИСКА

Рассылки Subscribe.Ru
Украина неизвестная

Рассылка 'Украина неизвестная'

В избранное