Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная Выпуск 131


УКРАИНА НЕИЗВЕСТНАЯ
ВЫПУСК №131


Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.

В.Маяковский
"ДОЛГ УКРАИНЕ"


БЕЛЗУ – 1000 ЛЕТ
Ирина ЕГОРОВА


      В «Повести временных лет» есть запись, которая стала для города определяющей: «Ярослав Белз взял» — так впервые в летописных упоминаниях узнаем о городе, стоящем на берегах реки Солокии. Однако историки настаивают, что на самом деле город существовал и до 1030 года, т.е. Белз является самым древним городом Галичины, и потому можно утверждать, что и одним из старейших городов Европы. Это градостроительный памятник средневековья, где сохранилась планировочная структура площадей и улиц.
      Говорят, что когда-то стрелки часов на городской ратуше были сделаны из татарских стрел. И это одно из свидетельств того, что за город часто приходилось сражаться: слишком лакомым кусочком он был — на перекрестке нескольких торговых путей стоял. Город действительно часто переходил из рук в руки: то был в составе Галицко- Волынского княжества (1234— 1340), то Литовского (1340—1377); то принадлежал Венгерскому королевству (1377—1382), то Польскому (1382—1772)... Т.е., по большому счету, принадлежал и принадлежит нашей сложной Истории, ярким страницам которой следует отдать дань. Поэтому можно было бы допустить, что отбоя от туристов сегодня здесь нет. Однако, к сожалению, сегодня эта бывшая княжеская столица, окутанная древними легендами и тайнами, — всего лишь заброшенный городок, откуда бежит молодежь и уезжают на заработки взрослые. Семь лет бился городской глава Иван Калыш над тем, чтобы привлечь к Белзу внимание. С завистью смотрел на Жовкву, историю которой таки чествовали, отпраздновав 600-ую годовщину Магдебургского права. А Белз это право получал два раза: в 1377-м и 1509-м! И добился таки своего глава: сначала в 2001 году вступило в действие правительственное постановление о предоставлении Белзу статуса историко-культурного заповедника, а позже распоряжением Кабмина под номером 235 от 7 июля 2005 года было выделено из государственного бюджета почти 8 миллионов гривен для подготовки празднования 1000-летнего юбилея города. И сегодня можно надеяться (а Калыш не только надеется, а уверен, и своей уверенностью всех жителей заразил), что станет со временем Белз туристической Меккой, куда отовсюду будут спешить паломники и обычные туристы. И тем самым добавят всем жителям города забот — радостных забот, которые будут дарить работу, а с ней и достойную жизнь.
      А празднование юбилея таки удалось! Гости съехались из Польши, Израиля, всех окрестных городов Украины. Казаки в праздничных нарядах ходили, музыка и пение веселили сердца. И, несмотря на мороз, вся городская площадь была заполнена, — до ночи здесь гуляли люди, поздравляли друг друга, вспоминали старые времена и иногда даже... «вздрагивали».

      ИКОНА ВОЗВРАЩАЕТСЯ
      Первый Белзский князь Всеволод Мстиславович (1180—1195) был отважен и тверд, не уступая в этом старшему брату Роману. Между ними были сложные, как теперь говорят, имущественные отношения, а перед смертью Всеволод постригся в монахи. Его сын и преемник Александр Всеволодович, женатый на дочери киевского князя Владимира, занимал Белзский престол несколько раз. Это был умелый политик и в то же время интриган, пытающийся овладеть Владимирским княжеством, а при случае и Галицкой землей. Историки считают, что свою жизнь он закончил в тюрьме, куда его отправил Даниил Романович.
      После отравления Юрия II Болеслава в 1340 году Галичина стала объектом борьбы между Венгрией, Польшей и Литвой. В частности, польский король Казимир II Великий возобновил свой договор с венгерским королем Людвигом (Ларошем) и, как пишет Михаил Грушевский, «випросив грошей в╕д папи ╕ силувався разом з угорським королем Людов╕ком п╕дбити соб╕ хоч би Белзьке- холмськи земл╕. К╕лька поход╕в робив в╕н для сього, та мало зв╕сток ма╓мо про них. Найб╕льш визначилася облога Белза 1352г. ...Людов╕к, стративши охоту до дальшо╖ в╕йни, покинув Казимира; той мусив також вертатися н╕ з чим...». Врагов отбили, но именно тогда Белз лишился своей реликвии — чудотворной иконы Богородицы.
      История этого образа Божьей матери из Белза берет свои корни из первых веков христианства. В наше время, как считают историки, невозможно отделить выверенные факты от многочисленных легенд, с нею связанных. Икону относят к произведениям, написанным евангелистом Лукой. Якобы Пречистая Дева дала написать апостолу Луке, хорошему живописцу, несколько своих изображений. Увидев свое изображение на иконах, она сказала: «Благодать Рожденного от Меня и Моя с этими иконами да будет».
      Когда икона попала в Украину, доподлинно не известно. Есть версия, что ее в Х веке привезла в Киев вместе со своим приданым Анна, сестра византийских императоров Константина и Василия, которую выдали замуж за Владимира Великого. Князь Владимир Великий приказал поместить икону в церкви Богородицы Десятинной — первой каменной церкви Киева. Здесь она находилась до 1240 года, а во времена захвата Киева ордами хана Батыя была тайно вывезена в небольшой княжеский город Белз.
      Другая версия указывает на вторую половину ХII в., когда в галицкой земле находились два византийских императора-изгнанника — Андроник Комнин и Алексей Ател. Они могли передать икону в дар галицким князьям, приютившим их.
      Как-то, осматривая драгоценности Белзского замка, князь Владислав Опильский, получивший эти земли во владение от короля Людовика, «заново открыл (так пишет историк) красоту иконы евангелиста Луки». Впоследствии, во время осады Белза татарами, Владислав приказал установить икону на стене замка. Одна из татарских стрел попала в образ, и из раны на шее потекла кровь, а на татар в ту же минуту опустилась мгла. Они подняли оружие друг на друга и погибли под стенами Белза.
      Тогда князь начал думать над тем, чтобы перенести икону в более безопасное место. Положив икону в сундук и сложив другие сокровища, Владислав хотел выступить в далекий поход, но дважды кони не смогли сдвинуться с места. Той же ночью князю якобы было видение: небесный голос велел ему перенести образ на Ясную гору и основать на ней монастырь. Только после соответствующего обета князя обоз выступил на запад. В монастырь на Ясной горе Владислав пригласил католических монахов ордена паулинов и передал им чудотворную икону. Сегодня образ Ченстоховской Божьей Матери является наиболее популярной и почитаемой чудотворной иконой в Польше. И малоизвестным даже в Польше является факт, что эта икона в ХII-ХIV в. находилась на землях Галицко-Волынского княжества, в том числе и в княжьем городе Белзе. Хотя и Белз сегодня получил этот образ. 11 декабря в костеле села Долгобишув Грубешевского повита (Польша) состоялась торжественная передача копии Ченстоховской (Белзской) иконы Богородицы. (Этого акта город добивался много лет). Теперь она навсегда будет пребывать в церкви святого Николая УПЦ Киевского патриархата и будет помогать жителям Белза преодолевать все жизненные невзгоды, будет с ними в праздники и будни.

      ГОРОДОК «ВЕРНУЛИ» ПУСТЫМ
      Просто не верится, что сейчас в городе мало что производят, а бюджет его мизерный. Ведь во времена средневековья в Белзе два раза в год проводились большие ярмарки. Город того времени славился изделиями сапожников, ткачей, бондарей, кузнецов. Считалось, что лучшие сабельники и мечники живут во Львове и Белзе. В 1460-х годах в городе уже были два цеха — украинский и из приезжих жителей-католиков. Вообще, изучая историю, можно только удивляться, какие колоссальные льготы предоставляли правители городам, если хотели, чтобы они развивались, как широко действовало самоуправление, какие огромные полномочия имел выборный магистрат во главе с бургомистром и войтом. Например, для Белза самой важной привилегией было «складирование соли». Это давало городу монополию на торговлю солью в северо-западном направлении Руси и за ее пределами и служило серьезной статьей доходов. Магистрат Белза имел также привилегии на сбор пошлины за проезд через Солокию —« мостовое», на варение меда и изготовление и сбыт крепких напитков. В конце ХV века город получил право вырубки деревьев в лесах на территории староства. Привилегией от 10 ноября 1509 года Белзу повторно предоставлено магдебургское право с освобождением на некоторое время от налогов и разрешением на проведение ярмарок и торгов. В 1512 году король Сигизмунд подтверждает освобождение города и пригорода от уплат в королевскую казну, а годом позже позволяет иметь воскобойню. Позже, в 1532- м, Белз получает право сбора пошлины с купцов, проезжающих через город, а в 1546-м король Сигизмунд Август предоставляет Белзу право собирать королевскую пошлину от продажи зерна — так называемое померное. В этот период бурлила общественная жизнь. Действовали школы, монастыри, цехи. Выходцем города является известный ученый — академик Краковского университета Якоб из Белза (1453г.).
      Однако нельзя утверждать, что судьба всегда благоволила Белзу. Его уничтожали войны и пожары, но он возрождался, возможно, потому, что проявлял демократизм и толерантность. В 1665 году в связи с упадком города, жители иудейской веры получили равные права с римо-католиками, им разрешено было строить дома в центральной части города. С этого времени в Белзе постоянно увеличивалась доля еврейского населения. А вообще вплоть до Второй мировой войны здесь жили украинцы, евреи и поляки.
      Во время Первой мировой войны город был сильно разрушен. В январе-феврале 1919 года здесь прошли ожесточенные бои за город между частями УГА и польскими войсками. На кладбище Белза в восьми братских могилах похоронено более 100 воинов УГА. А перед Второй мировой войной население города составляло 7 тысяч жителей, из которых 40 процентов приходилось на еврейскую общину. В городе действовали небольшие промышленные предприятия — кирпичный завод, маслобойный завод, электростанция, лесопильный завод, фабрика щеток. И, конечно, в городе умели торговать, здесь всегда можно было найти товары на любой вкус! В те времена городок прославил шлягер «Штейтеле Белз», который до сих пор считается одной из самых известных в мире еврейских мелодий.
      — До войны, — вспоминает Мирослава Федоришин, — мы жили возле самой центральной площади Белза. Все проходило перед нашими глазами — как отмечали жители праздники, как дружили. Всегда все знали, кто заболел, а кто собирается жениться... Конечно, семья этому не способствовала, но и не делали трагедии, если молодые люди разных национальностей женились. Поэтому многие семьи были смешанными. Боже сохрани, чтобы кто-то в еврейский праздник работал, так же евреи, поляки почитали наши праздники. Дети лакомились смаколиками независимо от национальности, принято было угощать друг друга. А потом начались страшные времена: немцы вывезли евреев в известный концлагерь Белжец, где газом убивали людей. Спасать евреев боялись, потому что фашисты могли прийти и расстрелять всю семью... А для нас начались депортации за депортациями...
      Сначала вследствие пакта Молотова — Риббентропа городок оказался на немецкой стороне, и вдоль реки Солокии пролегла граница между СССР и Генеральной губернией III Рейха. А после войны Белз оказался на территории Польши. Почти все украинское население городка и окрестных сел было вывезено в УССР, а тех, кто хотел избежать репатриации, выселили поляки в 1947 году во время операции «Висла».
      В 1951 году на основании договора между СССР и Польшей Белз, Угнив, Варяж, Кристинополь обменяли на район Устрик Долишних. Города передавались пустыми: все поляки были выселены, их снова заселяли жители сел Галичины и переселенцы из других районов СССР. Поэтому сегодня можно утверждать, что коренных жителей в городе осталось очень мало. Евреев, например, живет сегодня всего двое. Однако именно еврейская община из диаспоры построила здесь небольшую гостиницу, и город принимает немало туристов, которые стремятся побывать в бывшем религиозном центре иудейской религии. Ведь именно здесь когда-то поселился чудотворный хасидский цадик Шолом Роках. С того времени звание цадиков передавалось в семье Рокахов от отца к сыну, а в город съезжались хасиды. Что сегодня они могут увидеть? Если снаряды Второй мировой разрушили только Большую синагогу, Бет Мидраш и Талмуд Торы, то в советские времена их разобрали полностью. На месте синагоги — пустырь и спортивная площадка средней школы. Единственными уцелевшими памятниками гебрайской культуры в Белзе являются строение бывшей моквы, восстановленный (после Первой мировой войны) дом молитвенного общества Ишре Лев и окопница в Люблинском пригороде, где фрагментарно сохранились несколько мацев. Однако и это, по мнению еврейской общины, — серьезные основания, чтобы многое возобновить в Белзе в ближайшее время. Синагога, ритуальные бани и мидвы отстраиваются.

      В ПОИСКАХ ЗОЛОТЫХ КОНЕЙ
      А что планируется сделать в городе за счет государства? На самое актуальное для жителей Белза — газификацию — было выделено 4 миллиона гривен. Продолжается и работа по обновлению канализационных сетей. Направлены средства и на восстановление исторической застройки, для проведения работ по восстановлению инфраструктуры. Почти 850 тысяч ушло на восстановление домов, памятников архитектуры в центральной части.
      — Хотя задержка средств, — говорит Иван Калыш, — затормозила проведение немалого количества запланированных работ. Распоряжение Кабмина было в июле, а соответствующие правительственные постановления вдогонку распоряжению продолжали выходить и в сентябре. Но мы довольны и этим, потому что основные работы нам удалось провести. Город сегодня освещен. Кроме того, восстановили на средства «Нафтогаза Украины» (полтора миллиона ушло) Мариинскую часовню, где установлен образ матери Божьей, переданный из Польши. Восстановлена городская ратуша, доведены до ума внешние фасады в центральной части города.
      Из запланированных 19,5 миллионов, выделенных для проведения подготовительных работ по празднованию города, за счет средств местных бюджетов, за счет меценатов и различных предприятий и организаций, освоено больше, чем планировалось. Сработали не только госбюджет, Кабмин, но и местные органы самоуправления. Львовщина помогала нам, чем могла. Однако приятнее всего для меня то, что в связи с большим количеством строительных работ уже никто из жителей не едет на заработки, имею в виду мужское население. Я думаю, что в следующем году работы продлятся, «Укрреставрация» создала здесь, в Белзе, свою бригаду, которая будет заниматься исключительно реставрационными работами. И это также будут немалые объемы. Понимаю, что для женщин работы пока нет, потому что предприятия стоят, надеемся, что в будущем, когда город, возможно, станет туристической Меккой, найдется и для них работа.
      — А сколько жителей насчитывает сегодня город?
      — Население Белза насчитывает всего около 3 тысяч. Однако не удивляйтесь, я знаю город в Польше — Казимеж Гурний недалеко от Варшавы, с населением 2 тысячи, но он в год принимает почти миллион туристов! К тому же, уже есть соответствующее поручение Президента Украины о начале строительства таможенного перехода в Белзе, это также даст толчок для развития княжеского города. Но больше всего все-таки мы рассчитываем на развитие паломнического туризма: ведь в год город принимает не менее 10 тысяч евреев, они приезжают на могилы своих цадиков. Кроме того, все активнее приезжают польские туристы. В общем, памятников архитектуры в городе около 60, из них пять — национального значения. Это комплекс доминиканцев с церковью святого Николая, комплекс доминиканок, деревянная церковь с часовней, церковь на Замочке и ариянская башня.
      Надо подчеркнуть, что к активным сторонникам мэра можно причислить археологов, которые ежегодно летом работают в Белзе и все находят и находят удивительные и ценные вещи. Уже можно оборудовать целый музей: ведь каждый культурный слой, каждый сантиметр почвы дарит новый материал для изучения. Два года назад нашли студенты-археологи из Дрогобычского университета клад монет. А среди них — 8 монет, датируемых 1380 годом, т.е. времен королевы Ядвиги. Таких монет не находили еще никогда. На Замочке откопали старинные деревянные здания с белоснежным полом, также очень интересная находка. А сколько уже удивительной керамики найдено! Но жители Белза все спрашивают археологов: а коней золотых не нашли? Ведь существует легенда, что в середине ХVIII века жившие здесь евреи спрятали где-то золотую карету с золотыми конями, и она и до сих пор ждет своего времени. Археологи шутят: пока нашли только железные подковы к тем коням. Но будем продолжать искать! Должны еще многое найти!

      (Опубликовано в газете "День", № 15, 03.02.2006 г.).



      Высказать свои замечания, пожелания автору рассылки можно по адресу: country.ua.unknown-owner@subscribe.ru. Заранее благодарю.
До встречи!
Берегите себя!
Всегда ваш Dr. Sokha



ПОДПИСКА

Рассылки Subscribe.Ru
Украина неизвестная

Рассылка 'Украина неизвестная'

В избранное