* Документ дня: Постанова вiд 11.01.2012 № 74 Про внесення зм╕н до постанов Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни в╕д 17 жовтня 2008 р. N 955 та в╕д 8 серпня 2011 ...
Количество просмотров: 64 (за период c 00:00 по 18:00 20/02/12), всего просмотров: 262
Киргизия подала официальную заявку на вступление в Таможенный союз под руководством России - организацию, созданную с целью укрепить экономическое и политическое влияние России на территории бывшего Советского Союза. Несмотря на то, что присоединение к этому союзу нанесет ущерб киргизской экономике во многих отношениях, ее отказ от вступления может послужить поводом для России применить против Киргизии любой из имеющихся у нее рычагов давления. Другие государства
Средней Азии пристально наблюдают за Киргизией, поскольку ее вступление в Таможенный союз, вероятнее всего, будет означать, что они тоже, в конечном итоге, станут его членами.
Анализ
Киргизия подала заявку на вступление в Таможенный союз – экономическое и геополитическое образование, которое Россия использует для расширения своего влияния на территории бывшего Советского Союза (в настоящее время его членами являются Россия, Белоруссия и Казахстан). В некоторых
отношениях членство в Таможенном союзе нанесет ущерб киргизской экономике: будут введены более высокие тарифы, кроме того, Киргизия в некотором смысле потеряет автономию в принятии решений в вопросах международной торговли. Тем не менее, отказ от вступления в союз станет еще более рискованным шагом, чем присоединение, поскольку Москва уже имеет множество рычагов давления на Бишкек. Важнее всего то, что вступление Киргизии в союз позволит Москве с большей легкостью убедить другие государства Средней Азии – Таджикистан,
Туркмению и Узбекистан – присоединиться к этому образованию.
Влияние на экономику Киргизии
В отличие от других членов Таможенного союза с сильной экспортной экономикой, Киргизия находится в зависимости от импорта. Киргизия не является экономически самостоятельным государством, она зависит от России, Китая и ее соседей по Средней Азии в вопросе обеспечения своих базовых потребностей. На долю России приходится почти 34% импорта Киргизии, а также 70% импорта нефти,
и, будучи главным получателем экспорта, Россия приобретает 17,3% экспорта Киргизии. Другим важнейшим торговым партнером является Китай. Киргизия импортирует электронику, мясо, одежду и сельскохозяйственные продукты и экспортирует 75% этих дешевых китайских товаров в другие государства Средней Азии и в Россию. Узбекистан поставляет природный газ в города Киргизии и ее северные и южные районы, а на долю Казахстана приходится 5-7% поставок нефти в это государство.
Вступление в Таможенный
союз затронет ориентированную на импорт экономику Киргизии в нескольких отношениях. Если Киргизия станет его членом, ей придется ввести среднюю тарифную ставку в размере 10,6%, которая более чем в два раза превышает тарифную ставку, существующую в Киргизии в настоящий момент и составляющую 5,1%. Вместе с вступлением в Таможенный союз увеличится также и налог на добавленную стоимость (НДС):
в настоящее время НДС в Киргизии составляет 12%, а налог в государствах союза – 17%. Цель таких повышенных тарифов – облегчить торговлю внутри союза и усложнить ведение торговли со странами, не входящими в состав блока. Однако более высокие импортные пошлины влекут за собой повышение цен на потребительские товары, включая автомобили, лекарства, компьютеры
и одежду, импортируемые из стран, которые не входят в состав Таможенного союза. Это снизит способность Киргизии импортировать и реэкспортировать дешевые китайские товары. (Повышение цен на импорт из Китая, вероятно, также затронет черный рынок Киргизии.) Китай рассматривает Киргизию как важный рынок сбыта, поскольку ее функция реэкспортера создает торговый коридор в Средней Азии, но членство Киргизии в Таможенном союзе ослабит значение этого коридора.
Членство в Таможенном союзе также
затронет свободу Киргизии в вопросе контроля над ее собственной политикой внешней торговли. Члены руководящего органа блока – Комиссии Таможенного союза – не имеют равных прав голоса в принятии решений. В настоящее время Россия обладает 57% голосов, а Казахстан и Белоруссия - по 21,5%. Киргизии придется согласовывать свои решения с другими членами блока и получать одобрение со стороны России перед принятием решений в сфере внешней торговли.
Членство Киргизии в Таможенном союзе может
также поставить под угрозу ее отношения с Всемирной торговой организацией (ВТО). Сейчас Киргизия – это единственное государство Средней Азии, входящее в состав ВТО, однако вступление в Таможенный союз будет противоречить
ее обязательствам как члена ВТО. Киргизское правительство знает, что, даже если страна вступит в союз в 2012 году, ее членство не будет активировано в течение следующих двух или трех лет, поэтому у него будет время разобраться с деталями и выработать некое решение этой дилеммы. Бишкек может выйти из состава ВТО или попросить о внесении некоторых поправок в правила ВТО (Россия смогла вступить в ВТО, несмотря на ее членство в Таможенном союзе, хотя обстоятельства
Киргизии несколько иные, поскольку она уже является членом ВТО).
Взгляд Киргизии на вступление в союз
Бишкеку хорошо известно, что вступление в Таможенный союз создаст множество проблем, однако он также знает, что отказ от членства будет дорого ему стоить. Вероятнее всего, Киргизия будет подвергаться давлению со
стороны государств-членов союза, особенно России, у которой есть множество рычагов воздействия на Киргизию. Эти два государства не только связаны тесными экономическими связями - Россия, кроме того, является гарантом безопасности Киргизии. Киргизия - член Организации договора о коллективной безопасности, главой которой является Россия. У последней есть несколько военных объектов на территории Киргизии, включая авиабазу Кант, за аренду которой Россия платит. Более того, многие киргизские граждане, работающие
в России, отправляют домой денежные переводы, и Россия предоставляет Киргизии кредиты и гранты.
Вероятно, самый очевидный рычаг воздействия России на Киргизию – энергоресурсы. В 2010 году Россия повысила тарифы на свой экспорт топлива в Киргизию, что оказало серьезное давление на тогдашнего президента Курманбека Бакиева, который ушел в отставку в результате революции, произошедшей при поддержке России. Нынешний президент Киргизии Алмазбек Атамбаев убедил Москву снизить тарифы, однако
ничто не мешает Москве вновь их повысить. Как Россия уже поступала с другими странами, такими как Украина, она может даже прекратить поставки энергоресурсов в качестве карательной меры. Однак, если Бишкек будет действовать с учетом желаний Москвы и вступит в Таможенный союз, Россия может пойти на некоторые уступки, такие как, например, увеличение размера финансовой помощи или более выгодные цены на энергоресурсы.
Атамбаев осознает последствия противодействия России, однако здесь необходимо
учитывать и другие факторы. Киргизская оппозиция с подозрением относится к Таможенному союзу, и ее представители неоднократно высказывались против вступления в него без того, чтобы предварительно все не обдумать. Учитывая политическую и социальную нестабильность в Киргизии, Атамбаеву придется действовать очень осмотрительно. Внутренняя политическая ситуация и состояние безопасности Киргизии в 2012 году, несомненно, станет фактором, влияющим на скорость вступления страны в союз.
Вероятный
курс Средней Азии
После Киргизии самым вероятным претендентом на вступление в Таможенный союз будет Таджикистан. Душанбе уже выразил свою заинтересованность в этом блоке, а его экономическая зависимость от Москвы, а также зависимость в сфере безопасности позволят России легко убедить его присоединиться к союзу. Однако Таджикистан пока не начал никаких официальных процедур для подготовки к вступлению в блок, а Москва ясно дала понять, что сначала Киргизия должна к нему присоединиться.
Когда это произойдет, Таджикистан столкнется со многими из тех экономических последствий, которые испытает на себе Киргизия, поскольку экономики обоих государств серьезно зависят от импорта.
Когда Киргизия и Таджикистан вступят в Таможенный союз, Узбекистан окажется почти полностью окруженным членами этого блока. Пока Узбекистан не выразил своей заинтересованности в присоединении к этому блоку, более того, он даже высказывался с критикой в адрес союза, назвав его методом политически
мотивированной интеграции. Сосед Узбекистана, Туркмения, пока не высказывалась по поводу этого вопроса, а прежде она уже столкнулась с экономическими трудностями в попытке сохранить свою независимость и обособленность. Пока Киргизия и Таджикистан проходят через процедуру вступления в союз, у Туркмении и Узбекистана будет время, чтобы ему сопротивляться. Однако когда государства-члены союза окружат их географически, России будет гораздо легче оказывать давление на этих последних уклонистов в Средней Азии в попытке
заставить их присоединиться к союзу.
Пока остается неясным, насколько долго Туркмения и Узбекистан смогут сопротивляться вступлению в Таможенный союз, однако это сопротивление, вероятнее всего, будет недолгим. Если большинство государств Средней Азии станут членами союза, оставаться за пределами этого блока будет трудно в экономическом и политическом смыслах.
Таможенный союз – это лишь одна ступень российского плана по укреплению своего влияния среди своих ближайших
соседей. Следующим этапом станет создание Единого экономического пространства и Евразийского союза. Москва не стремится воссоздать Советский союз, поскольку этот план оказался неосуществимым. Скорее Москва пытается выстроить систему, в рамках которой она сможет оказывать влияние на бывшие республики Советского Союза, не возлагая на себя ответственность за повседневные внутренние хлопоты каждого государства. Несмотря на то, что Москва обязательно столкнется с некоторым сопротивлением, укрепление ее влияния в
Средней Азии продолжится, и вступление Киргизии в Таможенный союз является важнейшим шагом на этом пути.
Поверхность МД, 25/02/2012, Ки╖в,"НОВАЦ╤╥ МИТНОГО ТА ПОДАТКОВОГО ЗАКОНОДАВСТВА УКРА╥НИ"
ТОВ "НВО "Поверхность МД"
Оф╕ц╕йне запрошення: До УВАГИ: генеральних директор╕в, директор╕в, кер╕вник╕в транспортно - експедиторських п╕дрозд╕л╕в, кер╕вник╕в експортно - ╕мпортних й лог╕стичних п╕дрозд╕л╕в, бухгалтер╕в, митних брокер╕в
╕ декларант╕в, а також представник╕в приватного б╕знесу.
Спец╕ал╕зований сем╕нар-трен╕нг з питань д╕яльност╕ у сфер╕ ╕нформатизац╕╖*
м╕сто Ки╖в
"НОВАЦ╤╥ МИТНОГО ТА ПОДАТКОВОГО ЗАКОНОДАВСТВА УКРА╥НИ".
"Выделите время для размышления над проблемой и наметьте эффективный план действий"
Дата проведення: 25 лютого 2012 року
Ре╓страц╕я: з 9:00 до 9:30. Початок: о 09:30 Перерва: 11-30 (кава), 13:00 - 14:00 (об╕д) Зак╕нчення: 18-00
Сп╕кери:
пров╕дн╕ фах╕вц╕ Державно╖ митно╖
служби Укра╖ни;
представники робочо╖ групи при Каб╕нет╕ М╕н╕стр╕в Укра╖ни з розробки нового Митного кодексу Укра╖ни;
спец╕ал╕сти ТОВ "НВО "Поверхность МД” (коментар╕, консультац╕╖ з питань ╕нформатизац╕╖).
ПРОГРАМА сем╕нару
I. Огляд основних нововведень Митним кодексом Укра╖ни:
1. Адаптац╕я положень митного законодавства до стандарт╕в ╢вропейського
союзу в контекст╕ спрощення та гармон╕зац╕ю митних процедур, приведення у в╕дпов╕дн╕сть з рамковими стандартами Всесв╕тньо╖ митно╖ орган╕зац╕╖ й м╕жнародних 2. Удосконалення системи митних режим╕в (пол╕пшення умов зд╕йснення ре╕мпорту та реекспорту товар╕в, розмежування режим╕в тимчасового ввезення та тимчасового вивезення, створення можливост╕ для переробки товар╕в п╕д митним контролем, перевантаження товар╕в у межах одного пункту Упровадження принципово нового для Укра╖ни ╕нституту уповноваженого економ╕чного
оператора; 3. Ч╕тке законодавче врегулювання правил зд╕йснення митно╖ брокерсько╖ д╕яльност╕, д╕яльност╕ митних склад╕в, магазин╕в безмитно╖ торг╕вл╕ та ╕нших вид╕в п╕дпри╓мницько╖ д╕яльност╕ в галуз╕ митно╖ справи; 4. Створення прозоро╖ системи гарант╕й сплати податк╕в ╕ збор╕в (обов'язкових платеж╕в) при перем╕щенн╕ товар╕в через митний кордон Укра╖ни; 5. Скасування прив'язки суб'╓кта ЗЕД
до м╕сця його державно╖ ре╓страц╕╖ при митному оформленн╕ товар╕в; 6. Встановлення випадк╕в, коли при виявленн╕ порушення митних правил, товари можуть бути пропущен╕ через митний кордон Укра╖ни до завершення розгляду справи про таке порушення; 7. Удосконалення процедури декларування товар╕в, у тому числ╕ - можливост╕ групування товар╕в, внесення зм╕н у митн╕й декларац╕╖ та ╖╖ модиф╕кац╕╖, у раз╕ необх╕дност╕, п╕сля завершення процедури митного оформлення; 8. Удосконалення процедури розм╕щення
товар╕в на складах тимчасового збер╕гання, у тому числ╕ з метою недопущення просто╖в транспортних засоб╕в перев╕зник╕в.
II. Порядок нарахування та сплати митних платеж╕в з використанням вантажно╖ митно╖ декларац╕╖ (ВМД):
-
порядок проведення розрахунк╕в ПДВ, якщо товари зв╕льняються в╕д оподаткування, або не п╕длягають оподаткуванню, або не ╓ об'╓ктом оподаткування; - умовне зв╕льнення в╕д оподаткування митними платежами - зв╕льнення в╕д сплати митних платеж╕в, повне та часткове умовне зв╕льнення; - податкова п╕льга - передбачене податковим та митним законодавством
зв╕льнення платника податк╕в в╕д обов'язку щодо нарахування та сплати податку; - методи визначення та порядок застосування звичайно╖ ц╕ни. У чому поляга╓ р╕зниця в╕д митно╖ вартост╕? - Оподаткування товар╕в у залежност╕ в╕д обраного митного режиму; - ╕нше.
III. Механизми реал╕зац╕╖ норм м╕жнародних конвенц╕й про спрощення й гармон╕зац╕ю митних процедур. Митн╕ режими - особливост╕ й умови пом╕щення товар╕в у р╕зн╕ режими.
IV
. Впровадження електронного декларування товар╕в з використанням ВМД:
- застосування сучасних метод╕в роботи, таких як система анал╕зу ризик╕в й методу контролю, який базу╓ться на аудит╕; - практичне використання ╕нформац╕йних технолог╕й; - електронн╕ способи обм╕ну ╕нформац╕╓ю як альтернатива вимоз╕ представлення письмових документ╕в;
- по╓днання електронних та документарних метод╕в посв╕дчення д╕йсност╕ та ╕дентичност╕;
V
. Огляд ╕нших положень щодо створення сприятливих умов та спрощення процедур митного контролю та митного оформлення:
1. Створення сприятливих умов та спрощення процедури перетину митного кордону. 2. Законодавче закр╕плення використання
електронно╖ форми декларування. 3. Удосконалення механ╕зму зд╕йснення митними органами пост-аудиту. 4. Забезпечення використання системи анал╕зу ризик╕в (перех╕д в╕д тотального до концентрованого та акцентованого контролю). 5. Удосконалення правил справляння митними органами податк╕в та збор╕в (обов’язкових платеж╕в) при перем╕щенн╕ товар╕в через митний кордон Укра╖ни.
VI. Практичн╕ аспекти визначення митно╖ вартост╕
й шляхи для зниження ризику коригування
- Попередн╕й анал╕з за критер╕ями ризику "митна варт╕сть товар╕в"; - Актуальн╕ питання метод╕в визначення митно╖ вартост╕ товар╕в. - Способи ведення переговор╕в з метою доведення в╕рност╕ визначення митно╖ вартост╕. - Випуск товару у в╕льний об╕г п╕д гарант╕йн╕ зобов'язання. - Можливост╕ та результати р╕зних способ╕в оскарження д╕й ╕ р╕шень митних орган╕в. - Повернення митних платеж╕в. - Огляд судових
р╕шень, постанов спор╕в з митними органами, коментар╕.
Кожному учаснику нада╓ться:
Св╕доцтво про участь у навчально-практичному сем╕нар╕ MD Office;
Безкоштовною ре╓страц╕╓ю на м╕сяць ╕нформац╕йно-анал╕тично╖ програми «MD Office»;
Безкоштовна ре╓страц╕я на сайт╕ п╕дтримки ЗЕД строком на один м╕сяць - www.mdoffice.com.ua;
Блокнот, ручка;
╕нформац╕йн╕ матер╕али за темою сем╕нару на CD.
Як╕сть сем╕нар╕в, як╕ проводяться ТОВ "НВО «Поверхность МД» з 1998 року забезпечуються досв╕дом орган╕зац╕╖ навчання суб'╓кт╕в ЗЕД. Протягом 1998 - 2011 на сем╕нарах за участю фах╕вц╕в ТОВ "НВО «Поверхность МД» пройшли навчання понад 7000 чолов╕к,
а на корпоративних сем╕нарах (трен╕нгах) - понад 3000.
Координатор проекту: ФОП Андре╓в Олександр Леон╕дович
Варт╕сть участ╕ в сем╕нар╕: - 1050 грн. без ПДВ (оплата на р/р СПД)
або 1260 Грн. з ПДВ (оплата на р/р ТОВ "НВО "Поверхность МД") ;
У варт╕сть сем╕нару входить участь у сем╕нар╕, консультац╕╖ фах╕вц╕в, мастер-клас роботи з програмним забезпеченням, матер╕али за тематикою сем╕нару, кофе-брейк, об╕д та ╕н. М╕сце проведення : конференц-зал ДП “УкрНДНЦ”, м. Ки╖в,
вул. Святошинська, 2, станц╕я метро "Святошино” ("Укра╖нський науково-досл╕дний центр ╕ учбовий центр проблем стандартизац╕╖, сертификац╕╖ та якост╕").
Увага! ╢ можлив╕сть бронюання м╕сць в отел╕, котрий розташований поруч с УНДЦ. З питань бронювання м╕сць, прохання звертатися до адм╕н╕страц╕╖ отелю за телефонами: 452-34-00, 450-74-55.
Б╕льш детальну ╕нформац╕ю про сем╕нар, порядок ре╓страц╕╖ та оплати
Ви можете отримати за телефонами: +38 -044-236-96-20, 236-96-21, 236-96-31, 236-96-39, 236-96-49 e-mail: seminar@mdoffice.com.ua або на сайт╕ www.mdoffice.com.ua
Поклада╓мо над╕ю, що ╕нформац╕я, отримана на сем╕нар╕, принесе неоц╕ненну допомогу у веденн╕ Вашого б╕знесу
З повагою, Директор ТОВ "НВО "Поверхность
МД"
Артур Хохлов
ФО П╕дпри╓мець
Олександр Андре╓в
ЗАЯВКА НА УЧАСТЬ У СЕМ╤НАР╤
* Дата, назва сем╕нару
25/02/2012
НОВАЦ╤╥ МИТНОГО КОДЕКСУ УКРА╥НИ. ЗМ╤НИ У МИТНОМУ ТА ПОДАТКОВОМУ ЗАКОНОДАВСТВ╤.
"Заповнену заявку разом ╕з коп╕╓ю св╕доцтва про ре╓страц╕ю платника податку (про ре╓страц╕ю) сл╕д над╕слати
на електронну адресу E-mail: seminar@mdoffice.com.ua або на тел./факс 044 489-12-45, 593-74-09. Заявки приймаються до 21 лютого включно, оплата до 24.02.2012.
Рос╕я ╕ Укра╖на синхронно ратиф╕кують Угоду про ЗВТ у рамках СНД
Укра╖на та Рос╕я домовилися про синхронну ратиф╕кац╕ю Угоди про зону в╕льно╖ торг╕вл╕ в рамках Сп╕вдружност╕ Незалежних Держав.
Про це пов╕домив у Ки╓в╕ голова Державно╖ думи Федеральних збор╕в Рос╕йсько╖ Федерац╕╖ Серг╕й Наришк╕н, який перебува╓ ╕з в╕зитом в Укра╖н╕, переда╓ УН╤АН.
За його словами, досягнуто домовлен╕сть про те, що угода про зону в╕льно╖ торг╕вл╕ на теренах СНД буде "одночасно синхронно розглядатися".
Наришк╕н
також п╕дкреслив, що це "дуже важливе питання, важливий документ, ухвалення якого означатиме сутт╓ве полегшення умов зд╕йснення торгових операц╕й м╕ж господарюючими суб`╓ктами наших двох кра╖н".
Водночас в╕н не уточнив, чи ╓ домовлен╕сть про дату тако╖ синхронно╖ ратиф╕кац╕╖ цього документа.
Нагада╓мо, 18 жовтня 2011 року у Санкт-Петербурз╕ прем`╓р-м╕н╕стри кра╖н-член╕в СНД п╕дписали угоду про створення зони в╕льно╖ торг╕вл╕.
Догов╕р
про ЗВТ п╕дписали Рос╕я, Укра╖на, Б╕лорусь, Казахстан, В╕рмен╕я, Таджикистан, Молдова ╕ Киргиз╕я. Догов╕р не п╕дписали Азербайджан, Туркмен╕стан ╕ Узбекистан.
Разом ╕з тим, було заявлено, що ц╕ кра╖ни планують при╓днатися до нього.
20 грудня 2011 року у Москв╕ президент В╕ктор Янукович заявив, що Укра╖на готова обговорити питання синхронно╖ ратиф╕кац╕╖ кра╖нами-членами СНД угоди про створення зони в╕льно╖ торг╕вл╕ в рамках СНД.
21 грудня
президент Рос╕╖ Дмитро Медвед╓в пов╕домив, що Рос╕я готова до синхронно╖ ратиф╕кац╕╖ договору про ЗВТ у рамках Сп╕вдружност╕.
Зарубежные транспортные операторы направляют грузоперевозки в обход Украины в связи с вступлением в силу 17 января текущего года 352 статьи Таможенного кодекса Украины, предусматривающей санкции за незначительные расхождения в подаваемой в таможенные органы документации на товар, передает “Интерфакс-Украина”.
Как сообщила пресс-служба Ассоциации международных автоперевозчиков (АсМАП) со ссылкой на ее вице-президента Юрия Кучинского, согласно указанной статье, в случае
несоответствия транспортируемого груза таможенной декларации — наличия расхождений, им гарантировано изъятие груза, 100% штраф, эквивалентный стоимости товара и конфискация транспортных средств.
“С момента вступления статьи 352 в силу мы получили обращения из Латвии, Польши из Молдовы, других стран Евросоюза и Международного транспортного союза из Женевы”, — цитируется в сообщении Кучинский.
По его словам, в связи с этим контейнеры с грузами уже пошли в обход
Одесского и Ильичевского портов, транзитные перевозки сократились, а украинские перевозчики в Европе не могут найти заказчика на транспортировку товара обратно в Украину.
“В рамках предварительной договоренности с главой таможенной службы Украины Игорем Калетником 20 февраля 2012 года мы планируем провести рабочую встречу и представить на обсуждение SWOT-анализ, проведенный специалистами АсМАП Украины в рамках действующего в Украине законодательства”, — отмечает Ю.Кучинский.
Кроме
того, АсМАП надеется достичь договоренности о том, что проведение досмотра транспортных средств необходимо проводить на внутренней таможне, в присутствии таможенного брокера и представителя заказчика.
Как сообщалось, украинские автоперевозчики намерены объединить усилия для решения проблем законодательного урегулирования международного пассажирского и грузового автоперевозки, а также для конструктивного сотрудничества с Министерством инфраструктуры, Государственной таможенной службой
и другими госорганами.
Время пребывания транспортного средства с товарами в пункте пропуска сократилось на 25%
Благодаря внедрению предварительного документального контроля время нахождения в пункте пропуска одного транспортного средства с товарами в среднем уменьшилось на 25%. Об этом заявил председатель Государственной таможенной службы Украины во время заседания Правительства, докладывая о совершенствовании системы предварительного документального контроля. По его словам, на сегодняшний день 75% вс их видов государственного контроля на границе осуществляется в форме предварительного документального
контроля. Напомним, предварительный документальный контроль в пунктах пропуска был введен в конце прошлого года. Таможенники по документам осуществляют контроль товаров, который недавно проводился рядом органов: санитарами, ветеринарами, фитосанитарами, экологами и другими. Эти бюрократические преграды мешали быстрому прохождению контрольных процедур. Отныне указанные органы осуществляют другие виды государственного контроля внутри страны. Главная идея - не разрывать единый процесс контроля грузов на
ведомственные блоки. Форма предварительного документального контроля действует в всех развитых странах. Сейчас более 80% видов государственного контроля в Украине осуществляется таможенниками в форме ПДК. Таможенники планируют в кратчайшие сроки выйти на 100-процентный показатель.
ДМСУ: Относительно применения таможенными органами правила конфликта интересов и принципа презумпции правомерности
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 07.12.2011 г. N 11.1/1.2-15.1/16495
Государственной таможенной службой Украины рассмотрено ваше письмо <...> относительно применения таможенными органами правила конфликта интересов,предусмотренного подпунктом 4.1.4 пункта 4.1 статьи 4 и пунктом 56.21 статьи 56 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс).
Информируем, что согласно предписаниям подпункта 4.1.4 пункта 4.1 статьи 4 Кодекса презумпция правомерности
решения плательщика налогов имеет место в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, либо если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, в результате чего имеется возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа (далее - принцип презумпции правомерности).
При этом вопрос о наличии
противоречий между актами законодательства одинаковой юридической силы должен решаться исходя из общепризнанных принципов права,согласно которым специальный акт имеет преимущественную силу над общим, а принятый позже - над предыдущим.
Применение указанного принципа презумпции правомерности может иметь место после завершения проверки контролирующим органом плательщика налогов и составления в установленном порядке акта такой проверки.
Указанное обусловлено тем, что в ходе проверки плательщика налогов
таможенный орган не принимает обязательных для плательщика налогов решений,а только осуществляет изучение деятельности предприятия,а в случае выявления нарушений требований законодательства фиксирует их в акте проверки.
Решения,которые принимаются таможенными органами на основании акта проверки, должны приниматься с соблюдением принципа презумпции правомерности.
В случае обжалования плательщиком налога решения таможенного органа, принятого на основании акта проверки в порядке статьи 56 Кодекса,
применение принципа презумпции правомерности предусмотрено предписаниями пункта 56.21 статьи 56 данного Кодекса.
Цифров╕ ключ╕ — тепер безкоштовно. Б╕знес про ╕н╕ц╕ативу митниц╕
Митниця безплатно видаватиме електронн╕ ключ╕ суб’╓ктам зовн╕шньоеконом╕чно╖ д╕яльност╕. Про такий нам╕р пов╕домив голова Державно╖ митно╖ служби Укра╖ни (ДМСУ) ╤гор Кал╓тн╕к п╕д час зустр╕ч╕ ╕з представниками Американсько╖ торгово╖ палати. За його словами, це одне з головних завдань на 2012 р╕к. Кал╓тн╕к пояснив, що вже найближчим часом сертиф╕кац╕йний центр митниц╕ розпочне безплатно видавати електронн╕ ключ╕. Причому ╖х можна буде використовувати для роботи не т╕льки з Держмитслужбою, а
й з ╕ншими державними органами. Чи спростить ╕н╕ц╕атива митниц╕ життя б╕знесу? Про це «День» запитав учасник╕в ринку.
П╕дтриму╓ запропоновану ДМСУ ╕дею кер╕вник ╤лл╕ч╕вського ф╕л╕алу компан╕╖ Damco Олександр Лазар╓в. За його словами, нин╕ електронн╕ ключ╕ видають за дуже ц╕кавою процедурою. По-перше, купувати ╖х потр╕бно в сторонн╕х центр╕в. По-друге, час д╕╖ обмежений. Тож п╕дпри╓мець змушений пост╕йно поновлювати електронний ключ. «Я п╕дтримую безплатну видачу електронних ключ╕в митницею,
такий крок призведе до того, що в перспектив╕ все сп╕лкування з митницею перейде на електронний документооб╕г», — розпов╕да╓ в╕н «Дню». До реч╕, каже в╕н, таке спрощення передбачено й проектом Митного кодексу, який поки що ╕з правками глави держави — в парламент╕ на доопрацюванн╕.
П╕дтриму╓ видачу ключ╕в сп╕вголова митного ком╕тету ╢вропейсько╖ б╕знес-асоц╕ац╕╖ Денис Шендрик. На його думку, видача «цифрових» ключ╕в — перший етап авторизац╕╖ ╕мпортера для проведення електронного декларування
на кордон╕.
А запровадження останнього, каже Лазар╓в, — прямий шлях до викор╕нення корупц╕╖ на кордон╕. Зника╓ необх╕дност╕ ╕мпортера особисто зустр╕чатися з ╕нспектором митниц╕, поясню╓ Лазар╓в. А вс╕ д╕╖ митника щодо суб’╓кта, який пода╓ документи в митницю, документуватимуться в електронн╕й форм╕. «Зараз проблема в тому, що митники дозволяють соб╕ в╕дмовляти суб’╓ктам у прийом╕ документ╕в без пояснень», — розпов╕да╓ в╕н. Якщо ж до митника над╕йде електронний лист, п╕дписаний електронним
ключем, то не зреагувати на нього вчасно ╕нспектор не зможе, бо система внутр╕шнього контролю заф╕ксу╓ час надходження листа, ╕ вв╕мкнеться л╕чильник для ╕нспектора. Якщо митник не вкладеться у в╕дведений час для митного оформлення, то йому доведеться пояснювати, чому так сталося, ╕ в раз╕ порушень ф╕нансово в╕дпов╕дати за завдан╕ ╕мпортеров╕ незручност╕ чи збитки. Тобто буде жорсткий контроль.
Роз'яснено порядок застосування митними органами правила конфл╕кту ╕нтерес╕в та принципу презумпц╕╖ правом╕рност╕
Державна митна служба Лист "Щодо застосування митними органами правила конфл╕кту ╕нтерес╕в ╕ принципу презумпц╕╖ правом╕рност╕" в╕д 07.12.2011 N 11.1/1.2-15.1/16495
Держмитслужба роз'яснила порядок застосування митними органами правила конфл╕кту ╕нтерес╕в та зазначила, що у випадку оскарження платником податк╕в р╕шення митного органу, прийнятого на п╕дстав╕ акту перев╕рки в порядку ст. 56 Податкового кодексу (дал╕ - Кодекс), застосування принципу презумпц╕╖ правом╕рност╕
передбачено положеннямип. 56.21 ст. 56 Кодексу.
У голландських трояндах вкотре виявили небезпечного шк╕дника
У парт╕╖ голландських троянд, як╕ призначалися для ки╖всько╖ компан╕╖, фах╕вц╕ Укрголовдержкарантину виявили зах╕дний кв╕тковий трипс. Це стало в╕домо п╕сля ф╕тосан╕тарно╖ експертизи, яку провели фах╕вц╕ Центрально╖ науково-досл╕дно╖ карантинно╖ лаборатор╕╖ Державно╖ служби з карантину рослин. Нараз╕ вантаж затримано та направлено на знезараження. Небезпечного шк╕дника, який вража╓ не т╕льки кв╕ти, а й овоч╕, виявили в парт╕╖ ╕мпортних троянд. Це вже не перший випадок, коли в╕тчизнян╕ фах╕вц╕
ф╕ксують цей карантинний орган╕зм саме у вантажах з Голланд╕╖. Заражений вантаж над╕йшов до Укра╖ни 12 лютого цього року, через Пункт карантину рослин «Мартус╕вка», що знаходиться на територ╕╖ Сх╕дного терм╕налу Борисп╕льського району, Ки╖всько╖ област╕. Державними ╕нспекторами з карантину рослин були застосован╕ належн╕ заходи щодо ╕золяц╕╖ цього вантажу та запоб╕гання його безконтрольного вивезення за меж╕ терм╕налу. П╕сля отримання висновк╕в ф╕тосан╕тарно╖ експертизи, яка п╕дтвердила наявн╕сть карантинного
шк╕дника, вантаж був направлений на знезараження.
Ответственность за преступления в сфере интеллектуальной собственности предлагают гуманизировать
В Верховной Раде очередная волна гуманизации уголовной ответственности, на этот раз - за преступления в сфере интеллектуальной собственности.
Нардеп Александр Фельдман (ПР) внес на рассмотрение парламента законопроект № 10047, которым предлагается смягчить ответственность за некоторые виды таких преступлений.
Так если на сегодняшний день нарушение авторских и смежных прав (ст.176 УК), кроме штрафа можно наказать также исправительными работами
и лишением свободы до 2-х лет, то по проекту за такие правонарушения предлагают наказывать только штрафом. Аналогичным образом предлагают изменить и санкции за нарушение прав на изобретение, полезную модель, промышленный образец, топографию интегральной микросхемы, сорт растений, рационализаторское предложение (ст.177 УК).
Кроме того, дела по указанным составам преступлений предлагают сделать делами частного обвинения.
В обоснование своей инициативы народный
депутат ссылается на то, что под гуманизацию преступлений в сфере хозяйственной деятельности попали составы преступлений, предусмотренные ст. 229 УК (незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, квалифицированного указания происхождения товара), также предусматривающие ответственность в сфере интеллектуальной собственности. По мнению автора, объекты преступлений, предусмотренных ст. ст. 176, 177, 229 УК, имеют одинаковую природу - все они являются объектами интеллектуальной собственности,
а значит половинчатый подход к гуманизации недопустим.
Эксперты прикинули, что будет с курсом гривны к доллару, если НБУ его отпустит.
Международный валютный фонд (МВФ) давно призывает Украину отойти от удержания обменного курса гривна/доллар, но безуспешно, пишет ЛIГАБiзнесIнформ. И хотя в самом НБУ отрицают существование фиксированного курса, доллар де факто держится у отметки 8 гривен.
Такая политика дорого обходится Украине, говорят эксперты, и ведет к накоплению дисбалансов в экономике. И даже
если Нацбанк отпустит гривну, серьезно она не просядет: курс гривна/доллар останется в пределах 8,10—8,25.
Главный аргумент МВФ
Украина — прежде всего экспортер сырьевых ресурсов, c достаточно высоким потенциалом для привлечения зарубежных инвестиций. Поэтому МВФ призывает НБУ вести политику, направленную на сокращение рисков, связанных с внешней неопределенностью на сырьевых рынках, отмечает Сергей Борийчук, эксперт аналитического отдела SystemForex.
«Главный
аргумент МВФ состоит в том, что Украина, как страна-экспортер, не может обойтись без инструментов валютного регулирования для стимуляции экспорта. Иными словами, Украине нужно при необходимости снижать курс гривны для повышения конкурентоспособности своих товаров на мировых рынках», — рассказывает Андрей Попов, директор по развитию Kreston GCG.
Поскольку себестоимость украинских товаров формируется в «дорогой» гривне, это делает экспорт из Украины еще менее конкурентным, ведь товары
из Украины получаются дороже, добавляет эксперт.
Отметим, что Украина пытается возобновить сотрудничество с МВФ в рамках открытой летом 2010 года программы stand-by на общую сумму свыше 15 млрд долларов. В начале февраля прошли встречи украинской делегации с представителями Фонда в Вашингтоне, а премьер-министр Николай Азаров провел переговоры с главой МВФ в Швейцарии. По результатам встреч никаких конкретных решений принято не было.
Жесткая привязка гривны не
выгодна ни при позитивной, ни при негативной мировой конъюнктуре, добавляет руководитель информационно-аналитического центра Forex Club в Украине Николай Ивченко. Так, во время улучшения мировой конъюнктуры гривня не растет в цене, что способствует накоплению инфляционных рисков и не позволяет существенно увеличивать потребление. Более того, в такие периоды экспортный сектор получает искусственные дотации в виде обменного валютного курса, что не стимулирует его в модернизации.
Во время
же ухудшения мировой конъюнктуры, гривна, наоборот, остается сильной и не девальвирует. Это негативно сказывается на экспорте, говорит Ивченко: сектор не получает конкурентные преимущества по сравнению с экспортом из других стран. «Импорт же продолжает оставаться достаточно приличным, что ухудшает положение национальной валюты в среднесрочной перспективе и оказывает давление на национальную экономику», — рассказывает он.
«Золотой» курс
Фиксированный курс национально
валюты обходится Украине дорого. Практика валютных интервенций НБУ для поддержки курса вымывает золотовалютные резервы (ЗВР), говорит Андрей Попов. А так называемая стерилизация гривневой массы (изъятие гривны из оборота с целью создать ее искусственный дефицит и поддержать курс) замедляет экономический рост и является опасной для украинской экономики в целом.
По словам экспертов, давление на гривну увеличивается с сентября 2011 года. Нацбанк противодействует девальвации за счет своих
ЗВР, которые за последние четыре месяца снизились на 6,41 млрд долларов. Другие страны в это же время пошли на умеренную девальвацию. По словам Попова, в 2011 году значительно девальвировали свои валюты практически все соседи и основные торговые партнеры Украины: страны еврозоны, Россия, Беларусь, Польша, Венгрия.
«Со временем дисбалансы могут накопиться, и если ситуация в мировой экономике не улучшится, это может привести к росту стоимости доллара США в Украине и последующим проблемам
в банковском секторе», — считает Николай Ивченко.
Тем временем глава НБУ Сергей Арбузов подчеркивает, что сегодня нет оснований считать, что Нацбанк искусственно поддерживает гривну. По словам Арбузова, состояние платежного баланса страны весьма удовлетворительно. Кроме того, в результате принятых Нацбанком мер (в частности, новых требований к наличному обмену и валютных ОВГЗ), спрос на валюту со стороны населения сократился в 3—4 раза, со 150 до 50 млн долларов, добавил глава регулятора.
Риски
сдерживания
При слишком «стабильном» курсе в экономике накапливаются дисбалансы, говорит Ивченко. «И может произойти либо резкая девальвация, либо резкая ревальвация национальной валюты в зависимости от того, что больше сдерживается: укрепление или ослабление валюты. Такие процессы крайне нежелательны для экономики», — добавляет эксперт.
Сегодня решение о курсе скорее имеет скорее не экономический, а политический окрас. В этом году должны состоятся выборы в парламент,
и власти опасаются потерять доверие со стороны электората. Поэтому такие потенциально непопулярные требования МВФ, как отход от фиксированного валютного курса и повышение тарифов на газ, вряд ли будут выполнены. К тому же в качестве альтернативы МВФ и его деньгам все чаще называют «северного соседа».
Вступление в Таможенный союз, который активно продвигает Россия, действительно позволит поправить платежный баланс, считают эксперты. «Россия может открыть свои рынки для украинских производителей.
Можно ожидать, что экспорт украинской продукции в РФ увеличится, а это дополнительные 5 млрд долларов, благодаря чему может сократиться отрицательное сальдо торгового баланса», — рассказывает Сергей Борийчук.
Кроме того, конкретные шаги со стороны Украины в направлении Таможенного союза позволят открыть дополнительные возможности в кредитовании.
Сколько будет стоить доллар
В ближайшее время наличный курс доллара в Украине, скорее всего,
будет оставаться неизменным — в надежде на улучшение общемирового экономического фона и приток валюты от Евро-2012. «А вот после осенних парламентских выборов курс может стать более гибким», — считает Николай Ивченко.
Эксперт подчеркнул, что если сделать курс гривна/доллар более гибким прямо сегодня, то гривня может девальвировать до уровня 8,20—8,25 грн (средний курс продажи доллара на 15 февраля — 8,05 грн).
Андрей Попов из Kreston GCG отмечает, что даже в
случае отпускания гривны в «свободное плавание», ее курс не снизится до 12 гривен, как прогнозируют некотрые эксперты. Девальвация, которая имела место в 2008 году, не повторится, уверен Попов.
«Полагаю, что у Нацбанка хватит способности избежать нагнетания ситуации — например, с помощью валютных ОВГЗ, запущенных Минфином в продажу в декабре. С их помощью НБУ сможет изъять свободную валюту и удержать баланс спроса и предложения», — добавляет аналитик.
Конечно,
предпосылки «проседания» курса гривны в пределах 8,10—8,25 грн за доллар есть, особенно если продолжат девальвировать валюты основных торговых партнеров Украины. Но более серьезной угрозой являются катаклизмы на мировых рынках — прежде всего, снижение цен на металл, основу украинского экспорта.
Правда, возможность столь резкого (трехкратного) обвала цен на металл, как осенью 2008 года, аналитики сегодня даже не рассматривают. «Как бы там ни было, значительное снижение курса гривны по
отношению к доллару вряд ли произойдет раньше парламентских выборов в Украине в октябре 2012 года. Ведь стабильность гривны вокруг психологической отметки в 8 гривен является одним из немногих видимых достижений нынешней власти», — резюмировал Попов.
Олександр Дороховський: «Ефективний д╕алог митниц╕ та б╕знесу – запорука розвитку держави та п╕дпри╓мництва»
Чергов╕ загальн╕ збори ╢БА та представник╕в Держмитслужби в╕дбулися 16 лютого.
Представники ╢вропейсько╖ б╕знес-асоц╕ац╕╖ зауважили, що 2011 р╕к, в╕дзначений позитивними зм╕нами в процес╕ митного оформлення, вив╕в сп╕впрацю б╕знесу ╕ митниц╕ на новий р╕вень. Це стало можливим завдяки пост╕йн╕й п╕дтримц╕ та готовност╕ до д╕алогу Державно╖ митно╖ служби.
Перший заступник Голови Держмитслужби Олександр Дороховський в╕дзначив ефективну сп╕впрацю
╢БА з митними органами. Та той факт, що таке сп╕лкування ╓ вкрай важливим. Адже воно да╓ можлив╕сть коригувати т╕ чи ╕нш╕ напрямки д╕яльност╕ митник╕в з метою максимального спрощення умов ведення б╕знесу та економ╕чного розвитку держави.
«Ми тут сьогодн╕ у максимально широкому склад╕. Кер╕вники управл╕нь та департамент╕в Держмитслужби готов╕ прокоментувати та сп╕льно вир╕шити вс╕ питання, що виникають» - сказав перший заступник Голови Держмитслужби Олександр Дороховський.
Зустр╕ч
пройшла в ╕нтерактивному режим╕ запитань та в╕дпов╕дей. Б╕знесовц╕ мали можлив╕сть з перших вуст отримати ╕нформац╕ю щодо важливих аспект╕в митного оформлення - таких як електронне декларування, класиф╕кац╕я товар╕в та методи оц╕нки, нова редакц╕я Митного кодексу