Намеченное на конец мая подписание премьер-министрами России, Белоруссии и Казахстана единого Таможенного кодекса отложено.
Комментирует политолог Артем Леонов:
- Увы, главные спорные проблемы пока действительно не решены. А суть их, прежде всего, в том, что российская сторона настаивает на сохранении изъятий и ограничений в торговле в этими странами и в рамках Таможенного союза. Но такая линия уже не раз приводила к торговым конфликтам России
с Белоруссией. К сожалению, практически те же проблемы «перенесены» сегодня и в Таможенный союз. Москва настаивает на сохранении своих экспортных пошлин на поставки нефти в Белоруссию. А также на праве введения квот (объемных ограничений) на некоторые товары из этой страны. Минск, в свою очередь, против Таможенного союза по «выборочным» товарам, апеллируя к тому, что в других таможенных союзах нет и не может быть ни пошлин, ни квот.
Эту же позицию разделяет Казахстан: его правительство
на днях подтвердило, что, во-первых, эта страна готова увеличивать беспошлинные поставки товаров и услуг, в которых заинтересована Белоруссия. А во-вторых – Астана, как и Минск, по-прежнему предлагает осуществлять грузовые и пассажирские перевозки между странами ТС по их внутренним тарифам. То есть, предложено изъять межгосударственные перевозки в странах союза из категории «зарубежные», в которой тариф минимум на 25% больше, чем в категории «внутренние». Но официального ответа на это предложение Москва пока
не даёт.
Продолжается спор и по газовым ценам. Минск считает нынешнюю цену на российский газ для Белоруссии - почти 170 долларов за тысячу кубометров – сильно завышенной, настаивая на 150 долларах. Причем Беларусь с марта платит нашей стране за газ именно по «своей» цене. Российская же сторона 21 мая заявила, что из-за этого белорусский долг за газ уже превысил 135 млн долларов, но Минск этот долг пока не признаёт. Казахстан в этот спор впрямую не вмешивается, но его правительство уже
заявляло, что цены на поставки энергопродуктов в рамках ТС должны быть если не по минимальным, то, по крайней мере, по льготным ценам. Так что Астана фактически поддерживает позицию Белоруссии.
Эти и другие проблемы обусловили заявление Владимира Путина 22 мая по окончании переговоров трех премьер-министров: «Согласовать все вопросы пока не удалось: есть чувствительные позиции для экономик наших стран. Вопросы эти серьезные. Поэтому мы решили продолжить процесс ратификации Таможенного
кодекса в течение двух недель на экспертном уровне».
Иными словами, «тянуть одеяло на себя» в межгосударственном таможенном союзе, как показывает практика аналогичных зарубежных блоков, невозможно. Во всяком случае, межгосударственные таможенные пошлины внутри таможенных союзов не практикуются. Не практикуются в таких союзах и высокие цены на товары взаимной торговли. В этой связи, белорусские чиновники и СМИ трактуют позицию России как стремление сохранить рычаги давления на Минск,
похоже, не только по экономическим вопросам.
М╕жв╕домча ком╕с╕я з м╕жнародно╖ торг╕вл╕ Пов╕домлення "Про продовження строку проведення спец╕ального розсл╕дування щодо ╕мпорту в Укра╖ну листового скла терм╕чно пол╕рованого (флоат-скла) неармованого, прозорого, безбарвного товщиною б╕льш як 3,5 мм, але не б╕льше 4,5 мм незалежно в╕д кра╖ни походження та експорту" в╕д 22.05.2010 N
М╕жв╕домча ком╕с╕я з м╕жнародно╖ торг╕вл╕ пов╕домила про продовження на два м╕сяця проведення спец╕ального
розсл╕дування щодо ╕мпорту в Укра╖ну листового скла терм╕чно пол╕рованого (флоат-скла) неармованого, прозорого, безбарвного товщиною б╕льш як 3,5 мм, але не б╕льше 4,5 мм незалежно в╕д кра╖ни походження та експорту.
Таможня разъяснила изменения в порядок таможенного оформления
Приказом Гостаможслужбы от марта 2010 года № 190 были внесены изменения в некоторые нормативные акты по таможенному контролю и таможенному оформлению товаров с применение ГТД. Приказ вступит в действие 25.06.2010. Письмом Гостаможслужбы от 18 мая сего года № 10/1-4/710-ЕП представлена сравнительная таблица вносимых в нормативные акты изменений.
Изменения касаются следующих нормативных актов:
- Порядка реализации положений Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП;
- Порядка принятия решения об осуществлении таможенного оформления товаров и транспортных средств вне места расположения таможенного органа или
вне рабочего времени, установленного для таможенного органа, а также начисления и внесения платы за такое таможенное оформление;
- Порядка применения таможенного режима отказа в пользу государства к товарам, находящимся под таможенным контролем;
- Положения об упрощенном порядке таможенного оформления некоторых видов товаров;
- Порядка взимания налога на добавленную стоимость во время таможенного оформления товаров, импортированных на
таможенную территорию Украины;
- Порядка работы отдела номенклатуры и классификации товаров региональной таможни, таможни, отдела контроля таможенной стоимости и номенклатуры региональной таможни, таможни при решении вопросов классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины;
- Инструкции по организации таможенного контроля и таможенного оформления международных экспресс-отправок, перемещаемых (пересылаемых) через таможенную границу Украины;
-
приказа Гостаможслужбы "О таможенном контроле и таможенном оформлении товаров, декларируемых с представлением грузовой таможенной декларации и документов контроля за перемещением товаров в электронном виде";
- Порядка осуществления таможенного оформления тяжелых дистиллятов (дизельного топлива).
Вице-премьер-министр Украины Сергей Тигипко заявляет, что с августа будет введена система автоматического возвращения налога на добавленную стоимость (НДС). Об этом он сказал в Кабинете министров в среду, передает УНИАН.
“Сейчас
затянули немножко с решением вопросов по реструктуризации старой задолженности, но в ближайшее время это постановление выйдет, и в добровольном порядке предприятия смогут получить те ценные бумаги, которых очень ждет рынок, и они сразу, мне кажется, перейдут в деньги, и это поможет нашим, в первую очередь, экспортерам”, — сказал Тигипко.
По словам Тигипко, Премьер-министр Украины Николай Азаров дал соответствующее поручение, которое предусматривает переход с августа на автоматическое
возвращение НДС.
Напомним, ранее Президент Украины Виктор Янукович поручил правительству разработать прозрачный механизм возмещения налога на добавленную стоимость в автоматическом режиме.
«Укрречфлот» прорабатывает проект запуска речной контейнерной линии
Акционерная судоходная компания «Укрречфлот», крупнейший морской и речной перевозчик Украины, прорабатывает проект открытия речной контейнерной линии, работающей в системе смешанных (река-море) перевозок.
Целью является переключение контейнерных грузопотоков, идущих в крупные внутренние центры Украины (Днепропетровск, Донецк), с сухопутного на водный транспорт.
Морское плечо маршрута будет проходить через контейнерные порты Украины (Одесский,
Ильичевский), с возможным подключением порта Констанца. Напомним, администрация порта Констанца выдвигала проект создания аналогичного маршрута - доставки контейнеров в порт морским транспортом, с перегрузкой на речной транспорт для перевозки вверх по Дунаю. Одним из ответвлений этого маршрута было плечо перевозок на Украину - через один из речных портов и далее железнодорожным транспортом.
Альтернатива, выдвинутая «Укрречфлотом», сокращает затраты на дополнительную речную перевалку
и ликвидирует железнодорожный тариф. Доставка контейнеров во внутренние индустриальные центры Украины, тяготеющие к речной системе Днепра, позволяет создать систему водных перевозок «от двери до двери».
Ориентировочный срок запуска контейнерного маршрута по Днепру - лето 2010 г.
Россия подсчитала свой ущерб от применения Украиной ограничительных мер
Ущерб для российских компаний от применения Украиной ограничительных мер составляет 80 млн. долларов в год, говорится в опубликованном докладе Минэкономразвития об условиях доступа на зарубежные рынки
"Отличительной чертой последних лет является активизация в Украине инициирования антидемпинговых и специальных защитных
расследований, основными целями которых являются, главным образом, российские товары", - сказано в обзоре.
В настоящее время Украина применяет 5 специальных защитных и 5 антидемпинговых мер, а также проводит 4 специальных защитных расследования в отношении российских товаров.
"Общий ущерб от применения Украиной ограничений в отношении российских товаров составляет порядка 80 млн. долларов ежегодно", - отмечают в Минэкономразвития.
"Как представляется, основной причиной чрезмерного применения мер защиты внутреннего рынка, является не всегда обоснованный протекционизм в отношении украинских производителей. Агрессивная политика Украины в области применения инструментов защиты рынка зачастую сопровождается предвзятым отношением к российской стороне в рамках расследований", - говорится в докладе.
В
министерстве отмечают, что основной проблемой при проведении Украиной специальных защитных расследований является "субъективизм принятия решений о наличии причинно-следственной связи между импортом и ущербом (угрозой ущерба) национальной отрасли промышленности, когда серьезные проблемы отечественных производителей автоматически приписываются импорту, который на этом основании ограничивается".
В Минэкономразвития считают, что "разрешением данной ситуации может стать унификация процедур
введения и применения мер защиты рынка, которые в настоящий момент обсуждаются в рамках соглашения о зоне свободной торговле СНГ, а также формирование эффективного механизма разрешения споров".
Участие Украины в Таможенном союзе не противоречит ее участию в ВТО
Академик Российской академии наук Сергей Глазьев считает, что участие Украины в Таможенном союзе не противоречит участию Украины во Всемирной торговой организации. Об этом он сказал 25 мая в Киеве.
«Участие Украины в Таможенном союзе возможно, оно не противоречит нормам ВТО», - сказал С.Глазьев.
В то же время он признал, что это потребует больших усилий в переговорах. «Это дело техники, и если будет принято политическое решение, все технические
вопросы могут регулироваться», - добавил он.
По мнению С.Глазьева, теоретически все эти вопросы можно решить. «Как мне кажется, торговые противоречия, которые в этом случае возникнут в российско-украинских отношениях, могут быть разрешены только в трехстороннем формате: отношениях свободной торговли Украины и Таможенного союза, отношениях свободной торговли Украины и Европейского Союза и отношениях свободной торговли Таможенного союза и Европейского Союза», - сказал он.
С.Глазьев
также отметил, что объективно Россия заинтересована, чтобы Украина стала частью единой таможенной территории. «Если Украина войдет в Таможенный союз, а это означает некоторое повышение таможенного тарифа, мы, конечно, будем снижать ставки единого таможенного тарифа с тем, чтобы выйти на компромисс и сбалансировать ухудшение доступа на украинский рынок со стороны третьих стран некоторым снижением таможенного тарифа в целом по единой таможенной территории», - сказал он.
Кроме того, по
мнению С.Глазьев, Украине необходимо возобновить участие в Едином экономическом пространстве и включиться в процесс его формирования.
Он также считает, что в условиях экономического кризиса для Украины и России жизненно важно иметь общую стратегию развития в наукоемких отраслях. «Приоритетные направления сотрудничества, которые были объявлены на встрече на высшем уровне, связаны с авиационной промышленностью, атомной энергетикой и атомной промышленностью, судостроением, являются критически
важными, и мы, если хотим быть успешными, просто обречены на то, чтобы развивать эти направления вместе, в разных формах – совместных предприятий, совместных корпораций, общих крупных проектов», - сказал он.
В связи с этим С. Глазьев считает, что Украине нужно как можно быстрее возвращаться к процессам экономической интеграции, которая сейчас проходит в рамках ЕврАзС, в том числе полноправно участвовать в Центре высоких технологий ЕврАзС.
Срок действия лицензии на операции с металлоломом предлагается ограничить
Минпромполитики предлагает изменить установленные сроки действия лицензий на осуществление определенных видов хоздеятельности.
В частности, предлагается установить пятилетний срок действия лицензий на осуществление заготовки, переработки, металлургической переработки металлолома цветных и черных металлов.
Ведомство указывает в пояснительной записке, что отсутствие должного регулирования со стороны государства в данной сфере в девяностые годы
привело к вывозу сырья и переросло в социальную проблему.
На сегодня устанавливаемый правительством, срок действия лицензии на осуществление определенных видов хоздеятельности не может быть меньше пяти лет. Согласно постановлению Кабмина № 1755 для большинства видов хоздеятельности срок действия лицензии неограничен, в том числе, и для перечисленных выше операций с металлоломом.
ГНАУ разъяснила некоторые вопросы получения статуса резидента
В связи с тем, что Законом "О налоге с доходов физических лиц" установлены разные ставки налогообложения для резидентов и нерезидентов Украины, письмом от 11 мая 2010 года № 9094/7/17-0717 ГНАУ разъяснила, что порядок определения резидентского статуса физического лица регулируется подпунктом 1.20.1 п. 1.20 ст. 1 этого Закона.
При этом, выданный иностранцу на основании Закона "Об иммиграции" вид на жительство является только разрешением на постоянное проживание в Украине
и не подтверждает сам факт проживания.
Учитывая то, что у налогоплательщиков налогооблагаемым доходом является доход, полученный на протяжении отчетного налогового периода, статус резидента определяется в пределах отчетного налогового (календарного) года. Статус резидента Украины определяется с месяца, указанного в Уведомлении, выданном налоговым органом на основании заявления иностранца.
М╕жв╕домча ком╕с╕я з м╕жнародно╖ торг╕вл╕ Пов╕домлення "Про продовження строку проведення спец╕ального розсл╕дування щодо ╕мпорту в Укра╖ну листового скла терм╕чно пол╕рованого (флоат-скла) неармованого, прозорого, безбарвного товщиною б╕льш як 3,5 мм, але не б╕льше 4,5 мм незалежно в╕д кра╖ни походження та експорту" в╕д 22.05.2010 N
М╕жв╕домча ком╕с╕я з м╕жнародно╖ торг╕вл╕ пов╕домила про продовження на два м╕сяця проведення спец╕ального
розсл╕дування щодо ╕мпорту в Укра╖ну листового скла терм╕чно пол╕рованого (флоат-скла) неармованого, прозорого, безбарвного товщиною б╕льш як 3,5 мм, але не б╕льше 4,5 мм незалежно в╕д кра╖ни походження та експорту.
ДМСУ: Щодо роз'яснень стосовно удосконалення практики застосування п╕дзаконних нормативно-правових акт╕в
ДЕРЖАВНА МИТНА СЛУЖБА УКРА╥НИ
ЛИСТ
в╕д 14.04.2010 р. N 11/5-10.9/3275
<...>
Державна митна служба Укра╖ни, розглянувши Ваше звернення щодо надання роз'яснень стосовно удосконалення практики застосування п╕дзаконних нормативно-правових акт╕в в╕д 01.03.2010 N А-51-03, пов╕домля╓.
До першого питання - як╕ саме документи (видача та/або р╕шення про видачу яких прийма╓ться ДМСУ або його територ╕альними органами, або п╕дпорядкованими йому орган╕зац╕ями) ╓ на
цей час "документами дозв╕льного характеру" зг╕дно з╕ ст. 1 Закону Укра╖ни в╕д 06.09.2005 N 2806-IV та до другого питання - чи включен╕ на цей час до п╕дзаконних акт╕в ДМСУ норми щодо необх╕дност╕ виконання вимог абзацу дев'ятого ч. 1 ст. 1 Закону Укра╖ни в╕д 06.09.2005 N 2806-IV у частин╕ дотримання "принципу мовчазно╖ згоди?".
На сьогодн╕шн╕й день питання, пов'язан╕ з видачею Державною митною службою Укра╖ни документ╕в, як╕ дають право на зд╕йснення певно╖ господарсько╖ д╕яльност╕, регулюються нормами
Митного кодексу Укра╖ни, з дотриманням вимог М╕жнародно╖ конвенц╕╖ про спрощення та гармон╕зац╕ю митних процедур ╕ Законом Укра╖ни в╕д 01.06.2000 N 1775-III "Про л╕цензування певних вид╕в господарсько╖ д╕яльност╕" та не п╕дпадають п╕д д╕ю Закону Укра╖ни в╕д 06.09.2005 N 2806-IV "Про дозв╕льну систему у сфер╕ господарсько╖ д╕яльност╕".
До третього питання - чи викону╓ться на цей час ДМСУ (його територ╕альними органами, його посадовими особами) вимога Закону Укра╖ни в╕д 15.12.2009 N 1759-VI "щодо припинення
(моратор╕ю) на зд╕йснення заход╕в державного нагляду (контролю) у сфер╕ господарсько╖ д╕яльност╕?".
Державна митна служба Укра╖ни, як орган л╕цензування з провадження посередницько╖ д╕яльност╕ митного брокера та митного перев╕зника (в╕дпов╕дно до пункту 17 постанови Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни в╕д 14.11.2000 N 1698 "Про затвердження перел╕ку орган╕в
л╕цензування"), зд╕йсню╓ у межах сво╓╖ компетенц╕╖ контроль за додержанням л╕ценз╕атами л╕ценз╕йних умов на право провадження тако╖ д╕яльност╕.
У зв'язку з╕ встановленням Законом Укра╖ни в╕д 15.12.2009 N 1759-VI до 1 с╕чня 2011 року моратор╕ю на зд╕йснення заход╕в державного нагляду (контролю) у сфер╕ господарсько╖ д╕яльност╕, Державна митна служба Укра╖ни призупинила зд╕йснення заход╕в державного нагляду (контролю) у сфер╕ посередницько╖ д╕яльност╕ митного брокера та митного перев╕зника.
Заступник Голови Служби
П. В. Пашко
Застосування нормативно-правових акт╕в Державною митною службою
Державна митна служба Лист "Щодо удосконалення практики застосування п╕дзаконних нормативно-правових акт╕в" в╕д 14.04.2010 N 11/5-10.9/3275
ДМСУ листом в╕д 14.04.2010 N 11/5-10.9/3275 роз'яснила, що питання, пов'язан╕ з видачею Державною митною службою Укра╖ни документ╕в, як╕ дають право на зд╕йснення певно╖ господарсько╖ д╕яльност╕, не п╕дпадають п╕д д╕ю Закону в╕д 06.09.2005 N 2806-IV "Про дозв╕льну систему у сфер╕ господарсько╖ д╕яльност╕".
Кр╕м цього, у зв'язку з╕ встановленням Законом в╕д 15.12.2009 N 1759-VI до 1 с╕чня 2011 року моратор╕ю на зд╕йснення заход╕в державного нагляду (контролю) у сфер╕ господарсько╖ д╕яльност╕, ДМСУ призупинила
зд╕йснення заход╕в державного нагляду (контролю) у сфер╕ посередницько╖ д╕яльност╕ митного брокера та митного перев╕зника.
Представниками Держмитслужби Укра╖ни проведено ряд зустр╕чей з представниками д╕лових к╕л
Представниками Держмитслужби Укра╖ни на чол╕ з заступником Голови Служби Пашко П.В. було проведено ряд зустр╕чей з представниками д╕лових к╕л, а саме – 19.05.2010 р. була проведена зустр╕ч з представниками Американсько╖ Торг╕вельно╖ Палати в Укра╖н╕, та 21.05.2010 р. у прим╕щенн╕ Держмитслужби Укра╖ни з представниками ╢вропейсько╖ Б╕знес Асоц╕ац╕╖.
П╕д час зазначених зустр╕чей обговорювались, зокрема, наступн╕ питання: повний перех╕д на електронний документооб╕г, пов'язаний
з митним оформленням та митним контролем, як ефективний ╕нструмент наближення до м╕жнародних стандарт╕в; визначення митно╖ вартост╕ товар╕в, чинний перел╕к документ╕в, необх╕дних для п╕дтвердження митно╖ вартост╕; процедури включення роялт╕ до митно╖ вартост╕; прийняття ново╖ редакц╕╖ Митного кодексу Укра╖ни, гармон╕зованого з м╕жнародним законодавством.
При цьому, Держмитслужбою Укра╖ни було по╕нформовано представник╕в д╕лових к╕л щодо основних пр╕оритет╕в, план╕в та законодавчих ╕н╕ц╕атив,
як╕ Державна митна служба Укра╖ни плану╓ запроваджувати найближчим часом.
П╕дсумовуючи результати зазначених зустр╕чей м╕ж представниками Держмитслужби та представниками д╕лових к╕л, можна п╕дкреслити, що Держмитслужбою Укра╖ни були надан╕ в╕дпов╕дн╕ зм╕стовн╕ роз’яснення на б╕льш╕сть питань, при цьому обидв╕ сторони обм╕нялись думками щодо подальшо╖ вза╓мод╕╖.