Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

* Документ дня: Наказ вiд 11.05.2005 № 375


Информационный Канал Subscribe.Ru

НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО САЙТА
"WWW MDOFFICE"  
по вопросам внешнеэкономической деятельности в Украине
на 11/07/2005
* Документ дня: Наказ вiд 11.05.2005 № 375

Количество просмотров: 39 (за период c 00:00 по 18:02 11/07/05), всего просмотров: 174
Наказ вiд 11.05.2005 № 375ДМСУ

Про внесення змін до наказу Держмитслужби України від 12.06.2000 N 336
Вступил в силу с 01.07.2005

∙ Все хиты документов


MDoffice

Гостаможслужба: наиболее распространены нарушения таможенных правил при перемещении через границу автомобилей

Самыми распространенными нарушениями таможенных правил остаются нарушения при перемещении через границу автомобилей. Об этом ЛІГАБізнесІнформ сообщили в пресс-службе Гостаможслужбы Украины.

В частности, минуя таможенный контроль, пытался попасть в Украину гражданин России, управлявший автомобилем "Фрейтлайнер" с прицепом, оборудованным термоустановкой для хранения продуктов при низких температурах. Согласно документам пересекать украинско-российскую границу он должен был в пункте пропуска "Ульяновский" Мариупольской таможни, но оказался в зоне деятельности Амвросиевской таможни.

Автомобиль "Фольксваген" стоимостью более 49 тыс. грн. изъяли работники Яворивской таможни. Гражданин Украины, который пытался въехать на этом автомобиле из Польши в Украину, предъявил таможенному контролю фальшивый техпаспорт.

Работники Ягодинской таможни задержали два автомобиля "Рено-Магнум" и два прицепа к ним. Автомобили были приобретены в Нидерландах и направлялись в Украину в адрес одной из черкасских фирм. Прибыв в пункт пропуска "Ягодин", водители, граждане Украины, подали таможенному контролю документы, в соответствии с которыми стоимость автомобилей составляла 7 тыс. евро за каждый, а прицепов - 3 тыс. евро за каждый. На запрос ягодинских таможенников польские коллеги сообщили, что стоимость данных автомобилей составляет 19 тыс. евро, а прицепов - 16250 и 15500 евро.

Во всех случаях составлены протоколы о нарушении таможенных правил.

ЛIГАБiзнесIнформ

Кабмин может разрешить реэкспорт газа

Кабинет Министров рассмотрит возобновление Национальной акционерной компанией "Нафтогаз України" реэкспорта газа после документального подтверждения контрактов, закрывающих дефицит газа в Украине. Об этом сообщил министр экономики Сергей Терехин.

Он сказал, что пока сообщение руководителя "Нафтогаза" Алексея Ивченко о заключении контрактов с российской компанией "Транснефть" на поставку 6 миллиардов кубометров газа и с "Росукрэнерго" о поставке 5 миллиардов кубометров газа не подтверждено документально.

Терехин добавил, что Кабмин намерен вернуться к рассмотрению вопроса о возобновлении реэкспорта газа 13 июля, когда "Нафтогаз України" должен представить оригиналы заключенных контрактов.

"У нас пока нет документального подтверждения. Мы в среду (13 июля) будем ждать эти подтверждения. Сейчас только слова", - сказал Терехин.

Он также добавил, что Кабмин и, в частности, Министерство экономики, также волнует вопрос о цене заключенных контрактов. "Во-вторых: вопрос по цене остался открытым. Там много вопросов", - сказал он.

Терехин также добавил, что необходимо разобраться с газом, хранящимся в украинских хранилищах, в частности, с объемами газа, которые Россия считает принадлежащими ей.

По словам Терехина, сейчас в украинских хранилищах находится более 19 миллиардов кубометров так называемого "буферного" газа, нужного для поддержания необходимых условий для транспортировки газа по магистральным газопроводам.

По мнению Терехина, если Россия претендует на газ, хранящийся в этих хранилищах, она должна либо выкупать его, либо компенсировать его стоимость.

Напомним, что "Нафтогаз України" договорился с "Транснефтью" на поставку в Украину 6 миллиардов кубометров газа и с компанией "РосУкрЭнерго" о поставках 5 миллиардов кубометров газа.

Кабмин поручил Минэкономики с 24 июня запретить "Нафтогазу України" реэкспорт газа из Украины до заключения контрактов на поставку природного газа в Украину по минимальным ценам в объемах, которые бы полностью удовлетворили потребности внутреннего рынка.

Ранее "Нафтогаз України" планировал экспортировать в 2005 году около 5 миллиардов кубометров газа.

Подробности по материалам: Українські Новини

НАКАЗ від 05.07.05 № 620/297/119 "Про визнання таким, що втратив чинність, наказу Держмитслужби України, Міністерства палива та енергетики...

Державна митна служба України
Міністерство палива та енергетики України
Державне підприємство "Енергоринок"

НАКАЗ

05.07.05 № 620/297/119

Київ

Про визнання таким, що втратив чинність, наказу Держмитслужби України, Міністерства палива та енергетики України та державного підприємства "Енергоринок" від 28.05.2001 № 362 /240 /58

З метою приведення нормативно-правових актів у відповідність до Митного кодексу України та постанови Кабінету Міністрів України від 10.12.2003 № 1909 "Про митний контроль і митне оформлення електроенергії, що переміщується через митний кордон України"

НАКАЗУЄМО:

1. Уважати таким, що втратив чинність, наказ Держмитслужби України, Міністерства палива та енергетики України та державного підприємства "Енергоринок" від 28.05.2001 № 362/240/58 "Про затвердження Тимчасового порядку митного оформлення електроенергії, обсяги якої відповідають сальдо перетоків і яка переміщується через митний кордон України згідно з контрактами, укладеними 09.02.2001 між державним підприємством “Енергоринок” та російським акціонерним товариством “ЄЕС Росії”.

2. Департаменту організаційної роботи та контролю (Мудрий С.І.) забезпечити опублікування цього наказу в засобах масової інформації.

3. Контроль за виконанням наказу покласти на першого заступника Голови Держмитслужби Салагора М.М., заступника Міністра палива та енергетики Тітенка С.М. та виконуючого обов‘язки першого заступника директора державного підприємства “Енергоринок” Шишеніна Ю.Б.

Голова Державної митної служби України В.Скомаровський
Міністр палива та енергетики України І.Плачков
Директор державного підпнриємства "Енергоринок" Ю.Саква

CUSTOMS.GOV.UA

Порты Украины объединят

Министерство транспорта и связи приняло решение объединить все украинские морские торговые порты в вертикально интегрированную компанию.

Вертикально интегрированная компания будет создаваться на базе морских торговых портов, входящих в сферу управления Минтранссвязи (19 портов).

Недавно было подписано соглашение о сотрудничестве с государственным Укрэксимбанком. Согласно договору все счета портов переводятся в указанный банк. Таким образом, у регулятора появляется неограниченная возможность давления и контроля над портами. В рамках реформы планируется разделить функции управления и хозяйствования на морском транспорте. Сейчас фактически существует две управленческие вертикали - объединение "Укрморпорт" и Госдепартамент морского и речного транспорта, которые во многом дублируют функции друг друга.

После создания ВИК эта проблема будет решена - портами станет заниматься новое объединение, а им, в свою очередь, морская администрация при Минтранссвязи.

По словам Евгения Червоненко, министра транспорта и связи Украины, на которого ссылается киевский еженедельник "Деловая столица", сейчас прорабатывается возможность привлечения в отрасль до 2008г. $1,1 млрд. В числе потенциальных партнеров называется израильская "Офер-групп", которая проявила интерес к развитию транзитных возможностей Одесского морского торгового порта.

Представляя проект ВИК, в Минтранссвязи говорят, что надо развивать площадки для обслуживания контейнеров в Одессе, и тут же поддерживают аналогичный проект в Ильичевске. Проблема централизации и конкуренции имеет и еще одну составляющую. Большинство портов сформировали свою грузовую базу, определенные грузовые операторы работают через Одессу или Николаев.

В результате навязывания сверху, кому и куда отправлять грузы, частные грузовладельцы могут вообще отказаться от услуг портов. С другой стороны, может получиться так, что порты просто перестанут следить за качеством услуг. Проблема эффективного функционирования украинских портов действительно существует. В последнее время грузовладельцы отказываются от их услуг, предпочитая работать через Россию или страны Балтии. Так, по итогам 5 месяцев т.г. порты Украины переработали 44,7 млн.т. грузов, что на 3,2% меньше прошлогодних показателей. Все попытки исправить ситуацию пока не возымели успеха.

SeaNews

Украина снизила транзит газа на 0,9 млрд. куб.м.

Транзит газа по территории Украины в январе-июне 2005 года сократился на 0,1% (0,9 млрд. куб. м) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 69,2 млрд. куб. м.

Транзит нефти за шесть месяцев 2005 года возрос на 2,2% (355,0 тыс. тонн), до 16 млн. 557,0 тыс. тонн. Прокачка нефти для внутренних потребителей Украины за шесть месяцев сократилась на 23% (2 млн. 552,0 тыс. тонн), до 8 млн. 633,0 тыс. тонн.

Транспортировка нефти магистральными трубопроводами Украины в январе-июне 2005 года составила 25 млн. 220,0 тыс. тонн, что на 8% (2 млн. 197,0 тыс. тонн) меньше, чем за аналогичный период 2004 года.

Прокачка нефти по системе «Магистральные нефтепроводы «Дружба» (подразделение ОАО «Укртранснафта») за шесть месяцев возросла на 19,9% (1 млн. 986,0 тыс. тонн) - до 11 млн. 951,0 тыс. тонн. Транспортировка нефти по системе «Приднепровские магистральные нефтепроводы» сократилась на 24% (4 млн. 183,0 тыс. тонн) - до 13 млн. 269,0 тыс. тонн.

«Укртранснафта» является оператором системы магистральных нефтепроводов Украины. Государству в лице национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» принадлежит 100% акций «Укртранснафты», передает «Интерфакс».

Оператором системы магистральных газопроводов Украины является «Укртрансгаз», дочерняя компания «Нафтогаза Украины».

forUm

ГНАУ за 5 месяцев возместила НДС зернотрейдерам на 553 млн. грн.

Государственная налоговая администрация (ГНАУ) за январь-май 2005 г. возместила зернотрейдерам налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 553 млн. грн., сообщил заместитель главы ГНАУ Борис Горбанский журналистам 8 июля.

"Эта работа (по возмещению НДС) продолжается", - сказал он, отметив, что ГНАУ в настоящее время проводит объемную работу по проверкам заявленных сумм на возмещение НДС.

По его словам, ряд зернотрейдеров используют схемы "накрутки" НДС, заявленного к возмещению. Б.Горбанский также отметил, что считает ненормальной ситуацию, при которой у зернотрейдеров на 1 грн. валовых доходов налоговая нагрузка составляет только 0,6 коп.

"Возмещение НДС стало прибыльным бизнесом. С начала года ГНАУ удалось упредить необоснованное возмещение НДС по предприятиям различных отраслей на сумму более 1 млрд. грн.", - сообщил Б. Горбанский.

Как сообщалось, компания "Рамбурс", один из крупнейших украинских экспортеров зерна, обратилась к правительству с просьбой принять меры по урегулированию вопроса возмещения НДС, поскольку сложившаяся ситуация по НДС носит дискриминационный характер.

По данным "Рамбурс", в мае ГНАУ полностью возместила НДС двум крупным иностранным компаниям, занимающимся торговлей зерном - ЗАО "Каргилл АТ" и ПИИ "Серна" - в размере 98 млн. грн. и 125 млн. грн. соответственно.

АПК-Информ

Морской нефтетерминал "Южный"

Согласно оперативным данным морского нефтетерминала "Южный" (акватория порта Южный, регион "Большая Одесса"), в первом полугодии через терминал было отгружено 2,695 млн.т. сырой нефти (российский транзит), +230% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Загрузка в июне составила 181 тыс.т. (13,1% майской загрузки). Таким образом, прогноз июньской загрузки, обнародованный ОАО "Укртранснафта" (оператор трубопровода Одесса - Броды и морского нефтетерминала "Южный") - 0,5 млн.т. - оправдался на 36,2%.

Итог II квартала составил 835 тыс.т., 46,3% по отношению к прогнозу, обнародованному ОАО "Укртранснафта" на квартал (1,8 млн.т.).

SeaNews

Теперь экспортерам украинским зерна необязательно инспектировать зерно на элеваторе

4 июля т.г. был подписан приказ Госинспекции по контролю за качеством сельхозпродукции и мониторинга ее рынка "Об инспектировании зерна при отгрузке его на экспорт". В данном приказе указывается, что "инспектирование зерна и продуктов его переработки при отгрузке на транспортные средства в пунктах его непосредственной отправки является обязательным", а инспектирование при отгрузке в пунктах накопления для дальнейшего экспорта "осуществляется только при наличии требования собственника зерна и продуктов его переработки".

Комментируя данный документ, заместитель генерального директора Украинской зерновой ассоциации Владимир Лапа рассказал, что ранее проверка при отгрузке с элеватора также не была обязательной, но в некоторых регионах облхлебинспекции настаивали на ее проведении, что осложняло работу зернотрейдеров. По его словам, вышеуказанный приказ был подготовлен в рамках работы Минагрополитики по содействию экспортерам зерна.

"Если с железной дорогой возникают вопросы (и по дезинфекции, и по станционным сборам), то как раз МинАП более последовательно и целенаправленно работает. Очевидно, что люди понимают, что нужно снижать неоправданные затраты, чтобы поднимать цену реализации", - отметил В. Лапа.

АПК-Информ

Россия: Форс-мажор: доказываем свою невиновность

Фирма честно старалась выполнить обязательства по договору, но внешние события «сыграли» против. Единственное, что может избавить от ответственности, – это форс-мажор, или обстоятельства непреодолимой силы. Доказав, что исполнению договора помешали именно они, вы сможете полностью снять с себя вину перед партнером.

Как распознать

Термин «форс-мажор» имеет французское происхождение. На русский язык он переводится как «непреодолимая сила». Гражданский кодекс расшифровывает это понятие более подробно – как «чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство» (п. 3 ст. 401 ГК).

События, которые относятся к форс-мажору, можно разделить на две группы. Во-первых, это стихийные бедствия (землетрясение, наводнение и т. п.). А во-вторых – обстоятельства общественной жизни. Сюда входят войны, эпидемии, изменения нормативных актов, запретительные решения государственных органов (карантин, запрет на перевозки или на торговлю, международные санкции и т. п.).

Доказать, что происшедшее событие является именно форс-мажором, не так-то просто. Для этого как минимум вам придется ответить на вопрос: насколько возникшая перед вами преграда является «непреодолимой»? Разобраться в этом можно так. Если даже зная о препятствии, вы все равно не смогли бы ему противостоять, – это форс-мажор. Если же, имея информацию об опасности, нежелательных последствий можно было избежать, никакой непреодолимой силы в этом нет.

Обратите внимание: некоторые обстоятельства не подпадают под форс-мажор по определению. Это нарушения обязанностей другими контрагентами, отсутствие на рынке нужных товаров, а также нехватка денег (п. 3 ст. 401 ГК).

Спорный форс-мажор

Соблазн выдать помешавшее исполнению договора событие за чрезвычайное обстоятельство очень велик. Однако пострадавший из-за них контрагент скорее всего попытается с вами поспорить. И если он найдет в ваших доводах о форс-мажоре хоть какой-нибудь изъян, то будет разворачивать ситуацию в свою пользу. В каких случаях у него есть шансы выиграть?

Возьмем самый распространенный случай «спорного» форс-мажора – пожар. Казалось бы, чем не стихия? Ан нет, пожар пожару – рознь. Принимая решение о том, относить его к форс-мажору или нет, судьи будут выяснять причину возгорания. Если пожар возник из-за высокой температуры воздуха или тления торфяников – все более-менее очевидно. Здесь стихийный характер пожара налицо. Если же поводом для воспламенения были, например, неисправности проводки – в пожаре, безусловно, виновата фирма. Ведь она должна была принять все необходимые меры обеспечения пожарной безопасности (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2003 г. № А33-10697/ 02с2-Ф02-1865/03-С2).

А что если товар просто-напросто подожгли? Будет ли фирма отвечать за последствия диверсии? Как показывает арбитражная практика, на этот вопрос судьи отвечают по-разному. Приведем характерный пример. Товар сгорел в результате поджога, но виновных в пожаре так и не нашли. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не признал такую ситуацию форс-мажором и обязал фирму выплатить контрагенту неустойку (постановление от 8 октября 2003 г. № Ф08-3867/2003). А вот Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа посчитал, что в данном случае вины фирмы в поджоге нет, и освободил ее от необходимости возмещать партнеру убытки (постановление от 26 сентября 2003 г. № А56-6359/03).

Не меньше споров вызывает и форс-мажор, связанный c изменением законодательства. Характерный пример – внесены очередные поправки в Таможенный кодекс. Изучив их, вы не обнаружили в новой ситуации ничего опасного для вашей сделки. Но потом, как это обычно бывает, вдогонку к поправкам вышли уточняющие распоряжения или приказы таможенной службы. А в них – новые требования насчет дополнительных документов, которые раньше никогда не были нужны. Результат – товар лежит на таможенном складе до тех пор, пока фирма не решит проблему с бумагами.

Относится ли такая ситуация к форс-мажору? Четкого ответа на этот вопрос ни в Гражданском кодексе, ни в арбитражной практике нет. «Один раз, – рассказывает юрист одной из московских торговых фирм Дмитрий Федотов, – партнер битый час объяснял, что корректировки законодательства – это всего лишь существенное изменение обстоятельств. В отличие от форс-мажора оно не препятствует исполнению договора, а всего лишь требует изменения его условий». В принципе рациональное зерно в этих доводах есть. Поэтому попытаться опровергнуть их вы сможете только в суде.

И один нюанс по поводу «законодательных» форс-мажоров. Дело в том, что за непреодолимую силу может сойти только то изменение, которого не ожидали. Если же какой-либо закон или подзаконный акт обсуждался публично (например, его проект был помещен в электронных правовых базах, и о том, что он принят в первом или во втором чтении, писали газеты), его изменение вряд ли можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы.

А теперь разберемся с ограничительными решениями государственных органов. Всегда ли удается доказать, что это непреодолимая сила? Как ни странно, но отрицательных примеров в арбитражной практике почти нет. А вот положительные встречаются. Так, одна московская фирма-перевозчик не смогла вовремя доставить товар из Бельгии в Россию. Невыполнение своих обязательств она объяснила так. В тот момент, когда автомобиль с товаром проходил таможню, вышло некое указание-телетайпограмма ЦТУ (от 22 сентября 2003 г. № Т-2148), которое помешало провезти товар на территорию России. Дело в том, что по этому документу решение о выпуске товаров данной группы неожиданно потребовалось дополнительно согласовывать. Поскольку повлиять на это обстоятельство фирма-перевозчик никак не могла, суд признал, что она невиновата в нарушении сроков доставки товара (постановление ФАС Московского округа от 21 июля 2004 г. № КГ-А40/6096-04).

Другая фирма-экспортер чуть не пострадала из-за незаконных действий чиновников. Так, сотрудники таможни просто-напросто отказали ей в выпуске товара, не имея на это никаких причин. Из-за этого она просрочила время доставки товара своему партнеру. Однако суд признал: в нарушении своих обязательств фирма не виновата (постановление ФАС Московского округа от 4 декабря 2003 г. № КА-А40/9586-03).

Что написать

В Гражданском кодексе есть общие правила о форс-мажоре. Однако вы имеете право уточнить их в отдельном пункте договора. Что там обычно указывают?

Четкий перечень обстоятельств, которые вы согласны признать форс-мажором. Этот список может быть открытым и закрытым.

Условие о том, что столкнувшийся с чрезвычайным обстоятельством партнер письменно сообщает об этом другому. При этом он должен проинформировать о предполагаемой длительности форс-мажора. Сделать это нужно в установленный договором срок. За невыполнение условия можно предусмотреть ответственность.

Предельная длительность форс-мажора. Она зависит от срока исполнения контракта, характера товара, способа продажи и торговых обычаев. Например, в контрактах на продовольствие этот срок обычно составляет не более 15–30 дней, на товары производственно-технического назначения – 3–6 месяцев.

Предельные сроки, после которых стороны имеют право аннулировать взаимные обязательства. При этом нужно обязательно оговорить, что ни одна из сторон не будет иметь права потребовать от другой стороны возмещения убытков. Здесь же можно прописать порядок возврата авансов, проплаченных до наступления чрезвычайных обстоятельств. Документы, подтверждающие чрезвычайные обстоятельства. Ими могут быть: справка из МЧС или Росгидромета о стихийном бедствии, акт из пожарной части при пожаре, справка специализированной фирмы (с копией ее лицензии) при сбое в компьютерной сети или вирусе, справка из милиции о возбуждении уголовного дела при краже. Имейте в виду: оформление этих бумаг всегда занимает какое-то время. Поэтому в контракте имеет смысл установить отдельный срок, к которому их нужно представить.

Международный форс-мажор

В разных странах под форс-мажором понимают разные вещи. Поэтому, заключая международные контракты, очень важно прописать в них, по каким правилам вы будете действовать в случае чрезвычайных обстоятельств.

Сделать это можно несколькими способами. Первый – оговорить все условия в отдельном пункте в договора. Второй – выбрать, по правилам какой страны вы решаете определять форс-мажор. Ну и третий способ – указать, что в своих отношениях вы ориентируетесь на Венскую конвенцию о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года (российские фирмы имеют право делать так, поскольку Россия является участницей Венской конвенции).

Остановимся подробнее на последнем варианте. Определение форс-мажора приведено в статье 79 Венской конвенции. Условие, при котором участник договора может быть освобожден от ответственности, сформулировано там так. Во-первых, необходимо доказать, что помешавшее исполнению договора препятствие было «вне контроля» фирмы и она не могла изначально принять это препятствие в расчет. И уж тем более не имела возможности избежать или преодолеть это препятствие или его последствия.

Обратите внимание: Венская конвенция разрешает связывать форс-мажор с недобросовестным третьим лицом, участвующим в исполнении договора. Партнер может снять с себя ответственность, если докажет, что форс-мажор был у этого самого третьего лица.

Попавшая в чрезвычайные обстоятельства фирма должна сообщить об этом другой стороне, указав, как долго будет длиться форс-мажор. На тот период, в течение которого будет существовать непреодолимое препятствие, фирма будет освобождена от ответственности за неисполнение договора. Если фирма вовремя не уведомит о форс-мажоре, ей придется нести ответственность за убытки, которые возникли у партнера из-за того, что он своевременно не получил извещение.

Аналогичные правила приведены и в Принципах УНИДРУА (ст. 7.1.7).

журнал "Расчет"

Виртуальная таможня

Россия: Электронное декларирование: возможности и проблемы

«Мы обязаны работать в таком режиме, чтобы наш таможенный язык сочетался с языком наших торговых партнеров. Без предварительного информирования и электронного декларирования здесь не обойтись. В мировой торговле устанавливаются новые стандарты безопасности, которые «сидят» на электронике. И к этому нужно адаптироваться», - заявил заместитель руководителя ФТС России Леонид Лозбенко, отвечая на вопрос о необходимости перехода к электронному документообороту в таможенной сфере.

Электронное декларирование позволяет решить многие проблемы. По словам Леонида Лозбенко, при огромных размерах территории страны, гигантской протяженности границ только информационные технологии могут обеспечить эффективное таможенное администрирование. «Когда процесс оформления и контроля становится прозрачным, можно решить проблемы занижения таможенной стоимости и коррупции. Электроника дает нам реальный инструмент управления», - подчеркнул он во время встречи с представителями бизнес-сообщества.

Леонид Лозбенко напомнил коммерсантам, что в конце минувшего года коллегия ФТС утвердила план масштабного внедрения электронного декларирования в практику таможенных органов. «Нам бы хотелось, чтобы вы учитывали направления модернизации таможенной службы и, соответственно, коррелировали свои планы и во временном, и в содержательном аспекте».

Это далеко не первая встреча руководства таможенной службы с представителями деловых кругов, посвященная электронному декларированию. И, видимо, не последняя. Потому что вопросов задавали много, причем порой неожиданных.

В самом деле, если через полтора года после введения системы электронного декларирования в штатную эксплуатацию, брокер вдруг спрашивает о том, какая польза от этой системы и нужна ли она вообще, это, как минимум, наводит на размышления. Судя по всему, преимущества электронного декларирования не для всех участников рынка очевидны. Да и не все готовы работать по новым стандартам.

Об этом, в частности, говорил на встрече первый заместитель начальника Главного управления информационных технологий Василий Слобожанов. «Опыт электронного декларирования, который на сегодня имеется, показал, что многие участники ВЭД не готовы к реальному информационному обмену. Это касается и аппаратного, и программного обеспечения. Мы разработали новый стандарт взаимодействия брокера с таможней, он размещен на официальном сайте ФТС России с начала мая. Таким образом, у всех участников ВЭД есть время, чтобы подготовиться к работе в режиме электронного декларирования. Предложенная схема достаточно автономна, комфортна при наличии соответствующего программного средства. Одновременно мы разместили на сайте альбом форм электронных документов, которые необходимо предоставлять после запроса тоже в электронном виде. Это инвойсы, транспортные документы, сертификаты».

Отвечая на вопросы, Василию Слобожанову не раз пришлось повторить, что необходимые сведения можно найти на официальном сайте ФТС. Это свидетельствует о том, что участники рынка либо не очень внимательно изучают этот ресурс, либо не склонны рассматривать его как вполне достоверный. Возможно также, что представители делового сообщества хотят получить подтверждение той или иной информации непосредственно из уст руководства ФТС. В любом случае, эти обстоятельства стоит учесть при проведении разъяснительной кампании, связанной с масштабным применением электронного декларирования.

Вряд ли стоит сомневаться в том, что без дополнительных разъяснений не обойтись. По словам Василия Слобожанова, многие брокеры психологически не готовы к работе по новым правилам. «Когда у вас вместо бумаги электронные образы, это ничего не меняет в смысле ответственности. Если при электронном декларировании допущены нарушения, они точно так же уязвимы с точки зрения правосудия. Однако многие брокеры этого не понимают, не осознают».

Впрочем, ломка психологических стереотипов происходит не только у декларантов, но и у таможенников. Готовность инспекторского состава к работе в режиме электронного декларирования тоже пока оставляет желать лучшего. «На постах в регионах мне иногда задавали такие вопросы, от которых волосы дыбом вставали. Почему-то там всё это обросло какими-то «страшилками», слухами» , - заметил Василий Слобожанов. Иначе говоря, то, что кажется очевидным для информационных технологов, далеко не всегда понятно рядовому инспектору или сотруднику брокерской компании. Проблема повышения квалификации персонала остается актуальной.

Переходный период редко бывает гладким. Заместитель начальника Главного управления организации таможенного контроля Петр Бакла-ков считает, что многие проблемы объясняются именно этим обстоятельством. «В системе электронного декларирования задействованы и таможенные, и информационные технологии. На стыке этих направлений возникает ряд трудностей как технического, так и организационного плана. Это естественный процесс. Мы занимаемся также и минимизацией издержек участников ВЭД, которые у себя внедряют электронное декларирование. Предусмотрены пути оптимизации передачи данных и информационного взаимодействия с таможенными органами».

По конкретным вопросам, связанным с электронным декларированием, Петр Баклаков посоветовал обращаться к первому заместителю начальника той таможни, где оформляется товар. «В его компетенцию входит как организация таможенного оформления и контроля, так и функционирование информационно-технической службы. Это ключевая фигура. Именно первый зам может разъяснить все вопросы по электронному декларированию».

«Если же кто-то не смог или не захотел ответить, то свяжитесь с ФТС. И тогда уже мы будем заниматься небольшой разъяснительной работой с должностными лицами», - добавил Леонид Лозбенко.

Эксперименты с электронным декларированием российские таможенники начали в 2002 году. Ориентировались при этом прежде всего на крупных декларантов. Технические решения, которые тогда закладывались, исходили из того, что крупные компании имеют достаточно высокий уровень автоматизации собственной деятельности и активно участвуют во всей цепочке перевозки товаров.

Впрочем, и сегодня, когда от экспериментов перешли к штатной работе, преимуществами электронного декларирования пользуются в основном крупные игроки на рынке. Средний и малый бизнес пока еще мало вовлечен в процесс. Можно ли это объяснить крупными затратами на установку необходимого оборудования и программного обеспечения? Кому и сколько надо платить за услуги? Вопросы такого рода не раз возникали в ходе дискуссии. Василий Слобожанов сообщил, что базовый программный продукт для работы с таможенным органом в режиме электронного декларирования поставляется бесплатно через соответствующий таможенный орган и ГНИВЦ. «Мы ориентировали базовую версию на минимальный набор функций, поскольку не ставили перед собой задачу автоматизировать деятельность брокера. Главное, что этот программный продукт позволяет нормально работать. Чтобы состыковать базовую версию со своей информационной системой, компании придется либо использовать собственные возможности, либо привлекать услуги с рынка. Кроме того, нужно установить сервер и подключить его к таможенной телекоммуникационной сети».

Стоит отметить, что сегодня существует ограниченное количество точек подключения к ведомственной сети. Это региональные таможенные управления. Это значит, например, что участник ВЭД на Камчатке для работы в режиме электронного декларирования должен подключится к Владивостоку. Возможности подключения к ближайшему таможенному органу сопряжены с определенными техническими проблемами, над решением которых сейчас работают специалисты.

Что касается подачи декларации в электронном виде через интернет, то технически это вполне реально, однако здесь существуют некоторые процедурные вопросы, а также проблемы, связанные с защитой информации. Тем не менее Василий Слобожанов пообещал, что к концу года ситуация прояснится. «Это будет самый дешевый способ подключения к нашей системе», - сказал он.

Судя по количеству и характеру вопросов, которые были заданы на встрече, механизм электронного декларирования еще не отработан до конца во всех деталях . Это касается, в частности, проблем экспорта, оформления энергетических товаров, корректировки таможенной стоимости. Впрочем, в ФТС не скрывают, что система находится в развитии. Важно правильно расставить ориентиры, выбрать верное направление. Как говорили древние, для того, кто никуда не плывёт, не бывает попутного ветра.

Алексей Путинцев
Журнал «Таможня» № 12 от 28.06.05

Виртуальная таможня

Правительство Украины предлагает установить для Госкомрезерва беспошлинный режим ввоза живого скота, мяса и сахара

Правительство Украины 7 июля зарегистрировало в парламенте новый вариант проекта закона "Об использовании отдельных видов сельскохозяйственной продукции для осуществления государственных интервенций" (№7311).

Законопроектом предлагается временно, до создания Аграрного фонда, возложить на Госкомрезерв осуществление интервенционных операций на рынке сельхозпродукции и продовольствия. Также правительство предлагает установить для предприятий Госкомрезерва до 1 января 2006 г. льготный режим (без уплаты таможенной пошлины) ввоза живого скота, мяса и сахара. Объемы и перечень таких товаров, согласно проекту, будет определять Кабмин.

АПК-Информ

Европейцы еще смогут поездить в Украину без виз

Украина намерена продлить срок отмены въездных виз для жителей стран ЕС и Швейцарии. Об этом в пятницу на брифинге заявил заместитель Госсекретаря Маркиян Лубкивский, сообщает корреспондент «proUA».

Он отметил, что опыт, который Украина получила с мая, когда были отменены визы для въезда в Украину жителям ЕС и Швейцарии, показал, что это «очень полезно для Украины». За этот период число туристов, которые приехали из этих стран, увеличилось в 2,3 раза, соответственно, увеличились «деньги, которые они оставили в Украине».

Украина ожидает ответных шагов от стран ЕС и Швейцарии по упрощению пересечения границы гражданами Украины, сказал Лубкивский. По его словам, сейчас Украина ведет переговоры по этому поводу, и данный вопрос будет обсуждаться на саммите Украина-ЕС в октябре этого года.

Напомним, 31 марта президент Украины подписал указ, согласно которому граждане стран-членов Европейского Союза и Швейцарии смогут в период с 1 мая до 1 сентября 2005 года находиться в Украине без виз сроком до 90 дней.

proUA.com

Госдума РФ приняла в редакции согласительной комиссии закон об установлении тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров

Госдума приняла 8 июля в редакции согласительной комиссии закон "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О таможенном тарифе". Закон был принят Госдумой 20 мая и отклонен советом Федерации 25 мая 2005 г.

Закон направлен на установление тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, взращиваются) в России. Уточненная редакция предусматривает, что товарам, ввозимым на таможенную территорию России свыше установленного количества (квоты) применяются ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Таможенным кодексов РФ на уровнях, достаточных для обеспечения эффективности тарифной квоты и стимулирования сельскохозяйственного производства, обеспечения необходимого объема потребления сельскохозяйственных товаров на территории России, а также в целях содействия развития международной торговли.

Объем тарифной квоты, устанавливаемой на ввоз товара на таможенную территорию России, не может превышать разницу между объемом потребления такого товара на территории России и объемом производства аналогичного российского товара.

Если товар, происходящий из иностранного государства в предыдущем календарном году, не ввозился на таможенную территорию России, либо не … пропорциональным распределением долей тарифной квоты на ввоз товара в текущем году остается ее нераспределенная часть, определение долей тарифной квоты (в том числе ее нераспределенной части) для заявителей осуществляется на конкурсной основе.

АПК-Информ

В Державній митній службі України буде створено відомчу централізовану електронну базу

Голова Держмитслужби Володимир Скомаровський дав доручення стосовно наказів, якими на сьогодні керується в роботі митна служба України, та зобов‘язав створити централізовану електронну систему актів відомства.

„Діючим залишаються положення більш ніж 10 тис. актів, з яких майже третина можуть бути визнані такими, що мають регуляторний вплив та (або) підлягають державні реєстрації. Вони по своїй суті стримують розвиток митної системи в Україні або є так званими „спотикачами” щодо удосконалення та оптимізації роботи митних органів. Тому і було прийнято рішення щодо впорядкування діючої бази актів ДМСУ”, - підкреслив Володимир Скомаровський.

„Частково така робота вже виконана. Так, лише з початку березня місяця Держмитслужбою скасовано дію більш ніж 50 наказів та майже 400 листів, які нібито виконували регулюючу роль а, насправді, лише стримували дієве забезпечення митних процедур”, - підкресли Голова Держмитслужби. – „І, нажаль, існуюча нормативна база ДМСУ у переважній своїй більшості містить норми, які створюють перешкоди на шляху вдосконалення митної системи”.

Дорученням передбачається значне скорочення актів, включаючи передусім нормативно-правових, обов‘язкове оприлюднення проектів на веб-сайті Держмитслужби з метою отримання пропозицій та зауважень заінтересованих осіб, врахування таких пропозицій для формування остаточної редакції нормативних (неперсоніфікоіваних) актів з метою подальшого погодження їх у встановленому порядку з Держпідприємництвом, Мінфіном (у разі потреби) та Мінюстом.

Створення централізованої електронної системи нормативно-правових актів планується повністю завершити до кінця поточного року.

CUSTOMS.GOV.UA

Проект наказу Держмитслужби "Про внесення змін до наказу Держмитслужби від 20.10.2003 № 703"

Проект

ДЕРЖАВНА МИТНА СЛУЖБА УКРАЇНИ

Н А К А З

2005 №

м.Київ

Про внесення змін до наказу Держмитслужби від 20.10.2003 № 703

На виконання пункту 8 окремого доручення Кабінету Міністрів України від 05.05.2005 № 50759/1-05

НАКАЗУЮ:

1. Внести зміни до абзацу шостого пункту 6 Порядку відкриття вантажного митного комплексу, автопорту, автотермінала, затвердженого наказом Держмитслужби від 20.10.2003 № 703 та зареєстрованого в Міністерстві юстиції України 04.11.2003 за №11118/8439, виклавши його в такій редакції:

„перелік послуг і погоджена з Антимонопольним комітетом, Мінекономіки, Мінтрансзв’язку, Мінфіном калькуляція вартості платних послуг, які планується надавати на території ВМК і які забезпечать безперешкодне виконання перевізником (суб’єктом зовнішньоекономічної діяльності) узятих ним зобов’язань щодо доставки товарів у митницю призначення та щодо подання документів митному органу у встановлений строк”.

2. Начальникам митних органів:

довести цей наказ до відома особового складу;

інформувати про вимоги наказу суб’єктів господарської діяльності шляхом висвітлення його на наочних стендах у місцях розташування відповідних підрозділів митних органів і в пунктах пропуску через державний кордон України.

3. Департаменту організації митного контролю (Сьомка С.М.) і Юридичному департаменту (Боженко І.Ф.) забезпечити подання цього наказу на державну реєстрацію до Міністерства юстиції України.

4. Установити, що наказ набирає чинності через 10 днів з дня його офіційного опублікування.

5. Контроль за виконанням наказу покласти на першого заступника Голови Служби Салагора М.М.

Голова Служби В.В.Скомаровський



CUSTOMS.GOV.UA

Страны Латинской Америки защищают банановый рынок от ЕС

Страны Латинской Америки решили создать совместную компанию по экспорту бананов. Её основная цель будет состоять в отстаивании интересов производителей в конфликте с ЕС.

Как передает «Утро.ru», дело в том, что Европейский Союз собирается с 1 января втрое увеличить импортные пошлины на латиноамериканские бананы. Совместная экспортная компания намерена поставить перед Всемирной торговой организацией вопрос о либерализации торговли бананами в Европе.

forUm

Мировые импортеры велосипедов просят не повышать ввозные пошлины

Компании-импортеры велосипедов крупнейших мировых производителей просят Президента Виктора Ющенко ветировать Закон "О внесении изменений в Таможенный тариф", предусматривающий повышение пошлин на ввоз велосипедов в Украину в 2 раза с 10% до 20%. Об этом говорится в обращении компаний-импортеров к Президенту.

"Просим вас не подписывать этот закон, отправить его на доработку, или поручить правительству внести в Верховную Раду соответствующие предложения о возвращении ставок пошлин на велосипеды до уровня, который соответствует духу и цели правительственного проекта таможенного тарифа и программе "Контрабанда - Стоп!", - говорится в сообщении.

В частности, компании, являющиеся официальными дистрибьюторами в Украине крупнейших мировых велобрендов, выразили обеспокоенность принятием Верховной Радой Закона "О внесении изменений в Таможенный тариф", который, в частности, предусматривает увеличение вдвое пошлин на ввоз в Украину готовых велосипедов.

По мнению импортеров, принятие данного закона приведет к увеличению ввоза в Украину велосипедных комплектующих, поскольку, согласно новому закону, пошлина на их ввоз не будет повышена, и будет составлять 10%.

По мнению импортеров, принятие закона крайне негативно скажется на рынке качественной велосипедной техники, поскольку будет выгоднее ввозить в Украину велокомплекты, для сборки которых не обязательно иметь соответствующие сертификаты, подтверждающие качество изготовляемой продукции, сообщают Українські новини.

"Импорт" велосипедов под видом запчастей станет еще более прибыльным и привлекательным делом для нечистых на руку импортеров", - говорится в обращении. Импортеры также считают, что принятие данного закона не только не создаст выгодных условий для украинских производителей велосипедов, но и приведет к вытеснению с рынка Украины качественной велосипедной продукции.

В частности, заявление к Ющенко подписали директор компании "МТБ-Украина", являющейся официальным дистрибьютором марки Giant в Украине, Виктор Петрович, президент компании "Альфа-Тойс" - дистрибьютора Author в Украине - Владимир Комаров, директор компании "Екстрем-Спорт" - дистрибьютора Specialized в Украине - Игорь Мищенко, а также генеральный директор компании "Спорт-Системс", являющейся официальным дистрибьютором марок Comanche и Fuji в Украине, Владимир Тхорик.

23 июня Рада приняла Закон "О внесении изменений в Таможенный тариф", который предусматривает изменения таможенных пошлин на ввоз различных товаров в Украину.

Деловая неделя

Объемы перевозок железнодорожным транспортом снизились

Объемы перевозок железнодорожным транспортом снизились за 5 месяцев 2005 года на 2,5%, а автомобильным и водным - увеличились на 3,6 и 4%. Так Министр транспорта и связи Евгений Червоненко прокомментировал в интервью газете "Зеркало недели" итоги повышения тарифов на грузоперевозки. "Это нормальные показатели", - считает он.

По данным главы транспортного ведомства, снижение перевозок наблюдается преимущественно из-за сокращения российского транзита, в основном нефтепродуктов "ЮКОСа". "Но мы компенсируем эти объемы казахстанским транзитом плюс усилим российский транзит по углю. Думаю, что в результате последних встреч в Москве с новым руководителем российских железных дорог, а также по завершении работы межтарифной группы удастся увеличить и транзит металлов и руды из России", - сказал Министр транспорта и связи Украины.

Е.Червоненко при этом опровергает информацию о том, что после повышения внутренних тарифов на железнодорожные перевозки российский уголь стал более конкурентоспособным, а украинский потерял свои позиции и шахты нынче затоварены невывезенной продукцией.

"Во-первых, транзитный уголь не дешевле. Стоимость транзита российского угля до наших портов по территории двух стран гораздо дороже, чем перемещение нашего угля по Украине. Тарифная составляющая в угле мало влияет на конечную стоимость. Поэтому угольщикам нужно работать как над качеством конечного продукта, так и более умело - на внешних рынках", - полагает он.

Кстати, как сообщил Е.Червоненко, вместе с НАК "Уголь Украины" Министерство транспорта и связи Украины разрабатывает программу экспорта украинского угля.

Министр также заявляет, что металлурги, которые больше всех возмущались подорожанием на железной дороге, не сильно сократили объемы перевозок. "Я их практически всех знаю. И не вижу в глазах сильного страдания. Да, уменьшилась прибыль. Да, они начали задумываться над тем, что надо инвестировать. Я не дам положить железную дорогу. Потому что без нее, даже если рынок опять всхлестнется вверх, они не довезут металл до порта. По оценкам специалистов, когда мы в марте 2005 года приняли железную дорогу, нас ожидал коллапс через год. Я не хочу перевернутых вагонов. Металлурги должны все воспринимать адекватно".

В целом же, по словам Е.Червоненко, финансовые показатели железной дороги стали несравнимо лучше: "Мы получили благодарность налоговой за то, что заплатили налогов в 1,9 раза больше по сравнению с прошлым годом. Это - дополнительные 230 млн. гривень, выведенные из тени".

ЛIГАБiзнесIнформ

США отменяет плату за визы для украинцев

Для дальнейшего упрощения поездок между Украиной и Соединенными Штатами, США отменили все виды платы за неиммиграционные визы для украинцев. Украинские апликанты, которые обращаются за неиммиграционными визами, будут платить только утвержденный Конгрессом визовый сбор в размере $100, обязательный для всех апликантов, обращающихся за визой США в любой стране мира.

Как сообщили ЛІГАБізнесІнформ в Посольстве США в Украине, это один из множества шагов, предпринятых США для улучшения консульских услуг, предоставляемых в нашей стране.

Весной 2005 года Посольство США в Украине выдало рекордное количество виз для участников программ обмена. Около 3 тыс. украинских студентов примут в этом году участие в летних программах "work and travel", предусматривающих работу и путешествия по Соединенным Штатам.

ЛIГАБiзнесIнформ

В Женеве подписан украинско-норвежский протокол о доступе к рынкам товаров и услуг в рамках вступления Украины в ВТО

В четверг, 7 июля, в Женеве состоялось подписание украинско-норвежского протокола о доступе к рынкам товаров и услуг в рамках вступления Украины во Всемирную торговую организацию (5 июля норвежская сторона подтвердила факт окончательного согласования).

Как сообщили ЛІГАБізнесІнформ в пресс-службе Министерства иностранных дел Украины, с украинской стороны протокол был подписан заместителем Министра экономики Украины Андреем Березным, с норвежской - постоянным представителем Норвегии при Отделении ООН в Женеве.

Главной предпосылкой для заключения украинско-норвежского протокола относительно ВТО стало подписание 2 июня в Осло Меморандума о взаимопонимании относительно критериев качества рыбы, экспортируемой из Норвегии в Украину - документа, по поводу положений которого стороны не могли достичь согласия в течение последних нескольких лет.

ЛIГАБiзнесIнформ

Россия: Нужна база судебных решений по "таможенным делам"

Нужна база судебных решений по "таможенным делам", считает эксперт холдинга "Группа Тарго" Андрей Цагай. "Это значительно облегчило бы проблему таможенного оформления грузов, которые идут в Россию в качестве товарных инвестиций", - сказал он корреспонденту "ФК-Новости".

Проблеме, по словам Цагая, уже несколько лет. Новый Таможенный кодекс возлагает принятие решения о предоставлении или непредоставлении льгот непосредственно на саму таможню и конкретного таможенника. Этот и ряд других моментов создают ситуацию, когда по одному и тому же товару в разных таможнях могут быть приняты разные решения. Весьма часто решение проблемы вообще переносится в суд.

"К сожалению, до сих пор нет такой информационной базы, которой могли бы воспользоваться инвесторы, когда возникают проблемы с таможенным оформлением инвестиционных грузов", - отметил Андрей Цагай. Судебные решения не являются секретными документами, просто, по мнению эксперта, нет до сих пор организации, которая могла бы все это систематизировать и предоставить подобную услугу. В принципе, это должно быть обязанностью соответствующих государственных структур, поскольку речь идет о единообразии соблюдения законодательных норм. Сейчас же бывает так, что из-за отсутствия информации даже судебные решения в разных регионах бывают различными.

"Участники рынка таможенных услуг вообще убеждены, что Минфину, МЭРТу, ФТС следует предпринять усилия, чтобы вся соответствующая правовая база сводилась воедино и была легко доступна тем, кто работает в этом секторе экономики", - полагает Цагай. Речь идет о наведении порядка и четкости в работе весьма важного сектора экономики. Таможенные пошлины и оплаты при импортно-экспортных операциях в 2004 году составили сумму, равную 42 процентам российского бюджета.

ФК Новости 08.07.05

Виртуальная таможня

Афоризм

Одиночество - это счастье и расплата за него одновременно

Анекдот из Интернет

Он был так молод, что имел шанс посмотреть "Звездные войны" по порядку...

Перейти на WWW MD OFFICE http://www.mdoffice.com.ua
E-mail: mdoffice@mdoffice.com.ua
Рассылки Subscribe.Ru
Новости  ВЭД в Украине от
WWW MDOffice


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.ua.law.mdoffice
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное