Образование - какое ёмкое и точное слово !Оно построено на образе а здесь и подсказка - истинное образование основано на образном восприятии информации.
Приходилось ли вам бывать на скучной лекции или готовиться к экзамену по стандартизации, метрологии ? .... Помню как трудно было не заснуть на уроках военной подготовки в Московском горном.
Командный голос офицера-преподавателя периодически выводил из сна и в пронумерованной, прошнурованной секретной тетради появлялась ещё одна нечитаемая строчка напоминающая арабское письмо...Знакомо?Как не напрягайся но запомнить скучный, невыразительный текст крайне сложно.
Совсем другое дело когда ваше внимание приковано к собеседнику... И не важно книга ли это или спектакль или интересная лекция, когда по прошествии какого-то времени к вам возвращаются чувства, навеяные общением, с чувствами приходит и информация...причём детальная - слово в слово.
Не чудо ли это?А что же произошло?Образное восприятие. Один человек - артист, писатель, художник, учитель создаёт образ, другой - зритель, читатель, ученик его воспринимает. В образе, в чувствах им вызываемых заключена сжатая детальная информация. Сила образа конечно же важна.
Сильный, правдивый образ притягивает людей. Не зря мы стоим в очередях на спектакли великих мастеров.
Дети воспринимают всю информацию исключительно на эмоциональном уровне и заметьте нет никого способнее ребёнка. В детстве мы легко осваиваем языки , совершенно естественно учимся петь, рисовать ... Способности уходят с взрослением, как правило с включением ребёнка в программу образования.
Слышали ли вы про школу академика Щетинина ?Где около трёхсот детей из разных городов России проектируют и строятдома, возделывают сады и поют. Где каждая десятилетняя девочка способна строить дом и рисовать, готовить пищу, умеет танцевать, владеет приёмами самообороны...В эту школу не попасть, по тысячи
заявлений на освободившееся место.
Приведу здесь слова самого Щетинина из книги В. Мегре "Пространство Любви":
"... дети могут освоить курс математики десятилетней школы не более чем за год. Такая стоит задача.
Это случится с теми, кто сможет встретиться с владеющими подобными знаниями, насколько их отношения будут открытыми. Их полевые структуры смогут считывать информацию друг друга. Известное наблюдение в народе - любовь с первого взгляда, когда любящие понимают друг друга с полуслова. Ты ещё не сказал , а он уже понял. Вы видите, что здесь делается всё, чтобы дети были вольны, свободны. Здесь они могут спокойно
задавать любые вопросы...Важно сохранить отношения.....
.... Нашей родовой памяти известно устройство космоса и способы жизни в космическом пространстве. Поэтому очень важно не допустить мысли, что они что-то не знают.Если кто-то из обьясняющих допустит себе такую мысль, его ученики и не будут знать. Основное для обьясняющего - вступить с учеником в отношение по решению задач, тогда обучение пойдёт само собой. Чтобы не сконцентрировать внимания
на обучении, на запоминании. Не допускать мысли , что кто-то учит. Сотрудничая, они перестают чувствовать, кто из них ученик, кто учитель....
Важно быть в атмосфере искренности, не должно быть обид, раздражений. Слово "не так" вообще отсутствует. В древнерусском языке нет остановки движения, нет плохих слов....
Если вы зашли в тупик, то слова по поводу выхода из тупика обозначают : направо повернуться, налево, подняться вверх, как бы подсказка , куда идти, а не фиксация - "стоишь неправильно"....
Словесный ряд должен быть глубоким, исключающий случайные слова, отвлекающие Мысль. Большое значение имеют слова, согретые чувством."
Не правда ли в такой школе хочется учиться?Моя мама рассказывала как ей хотелось учиться в детстве, и как она ещё маленькой девочкой ходила сама по десять километров по лесу из хутора, где жила её семья в ближайшую сельскую школу. Думаю жажда знаний присуща каждому ребёнку, вот только что с ней происходит позже?На мои школьные годы не
могу пожаловаться. Я учился в физмат классе в рижской школе и до сих пор вспоминаю своих учителей, которым я многим обязан -
Раису Самуиловну Троценко, учителя математики от бога, Георгия Андреевича Попляева – строгого, артистичного и талантливого учителя физики,Яковa Ефимовичa Каца - учителя истории и обществоведения, который учил нас думать. Мы с ними действительно вступали в отношение по решению задач, вели открытые дискуссии...До сих пор вспоминаю излюбленную фразуЯкова
Ефимовича"нет ясности в голове - нет ясности в языке".Знаю, не каждому повезло с учителями. А какими вам вспоминаются школьные годы?
Как быстро летит время - вот уже мой сын закончил школу в Америке и поступил в университет.Оговорюсь сразу, я не собираюсь подвергать детальному анализу систему образования. Задача наша - оттолкнувшись от известныхфактов в области образования задать вопросы, и по возможности сделать выводы используялогику и здравый
смысл.
Буду писать о школьном образовании в Америке -мне оно больше знакомо по опыту моего сына.Думаю похожая ситуация с образованием и в других странах.
Напечатайте в www.google.comпроблемы с образованием в США и вы тут же прочтёте о насилии в школах, наркотиках, о низком уровне образования. Учителя жалуются на нехватку пособий, переизбыток всемозможных отчётов, переполненные классы, отсутствие интереса и внимания учеников к учёбе, конечно же на низкую зарплату...
Если помните с лёгкой руки Буша-младшего началась школьная программа - No Child Left Behind ( NCLB ) - Ни одного отстающего ребёнка.
Ну и что же, уровень образования , подготовки учителей не изменился, зато оценки теперь вытягивают и в школах и в колледжах. Нашли даже наукообразное обьяснение этому очковтирательству - grade curve -используется нормальное распределение из теории статистики.
Оценка моего сына , например, за тест по философии науки - и такое проходят - с60% поднялась до 82%. Очень удобно, только уж оченьнапоминает потёмкинские деревни...
А ещё, появилось удобное "обьяснение"отсутствию внимания детей на уроках - называется по-научному ADD - attention deficit desorder - то есть дефицит внимания.И теперь несколько миллионов детей с диагнозомADD, получают дополнительное время к тесту и другие льготы в процессе обучения.
То что учителя жалуются и требуют повышения зарплаты - это не ново а вот спросил ли кто-нибудь как детям нравится образование.Думаю интересно будет прочесть что дети пишут анонимно о своих учителях в школах -такая возможность предоставляется по окончании курса.А сколько а Америке выпускников школ,
которые с трудом читают и выражают свои мысли! Северная Каролина, кстати, считается одним из наиболее благополучных штатов по школьному образованию.
А теперь несколько зарисовок и заметок из школьной жизни Америки и Англии... Во первых бросается в глаза, что знания , по крайней мере по отдельным предметам, выборочные. Помню учитель географии, на уроке моего сына, удостоил Россию одной лишь фразою - " в Россииочень холодно
и люди занимаются охотой" . Это обьясняет вопрос заданный моей жене одним из директоров компании, когда он узнал что жена моя из России : " А правда ли что по улицам в России ходят медведи а женщины часто появляются в голом виде?"
Мировой истории в школах Америке отводят подчёркнуто мало внимания. Самый распространённый формат вопросов на экзамене - так называемыйmultiple choice - то есть выбор правильного ответа из списка. Например на экзамене по Древней Греции, на вопрос "В чём была цель похода Александра Македонского в Индию?" в перечне предложенных ответов
были даны следующие помимо правильного: " Проведение культурной революции в Китае", "Распространение марксизма в Азии"... Неправда ли напоминает скорее издевательство над мировой историей?Для сравнения экзамен по разделу "Америка до Колумба" был наредкость сложный.... Тут не хухры-мухры- история Америки ! В результате такого изучения мировой истории, большинство американцев считает одной из самых значительных битв мировой истории- захват американцами японского острова Iwo Jima.
Надо ли говорить что история России также не удостоилась внимания преподавателей истории в США.
Начиная с замалчивания роли Советского Союза в разгроме Германии, история Второй Мировой войны искажается, пересматривается и неверняка будут попытки переписать историю заново.
Что невероятно, так как происходит это при ещё живых свидетелях и не только в Америке !Даже в Европе, которая должна бы ещё помнить страшные военные годы.
Немного внимания уделяет американская школьная программа и мировой культуре.Учительница английского, например, заявила на одном из первых уроков мировой литературы что сама мировая литература её не волнует и большого интереса не представляет а заниматься они будут в классе анализом построения предложений, стиля, тона, грамматики
и т.д.
А ведь как легкоманипулировать взрослыми людьми, которые не получили ни настоящих знаний , ни уважения к истории, культуре других народов.Ведь не случайно же Америка привыкла решать международные проблемы с позиций силы , прикрываясьоказанием помощи другим странам, борьбой с терроризмом
и т.д.Военная пропаганда в своей собственной стране срабатывает с удивительной надёжностью и снова летят ракеты и бомбы во Вьетнаме, Корее,в Сербии, Ираке , убивая невинных людей....
Не смотря на то, что большинство американцев религиозны, на уроках биологии дети по прежнему слышаткак человек произошёл от обезьяны. А ещё на вполне законных основанияхна уроках анатомии допускается кощунство над умершими животными - кошками, зайцами.... Например дети устраивают соревнование
- кто быстрее извлечёт мозг или сердце животного.Препарации подвергаются и беременные кошки....
А ведь пожалуйэто одно из немногих соприкосновений школьников с природой !Большинство же других предметовлибо касаются технологий, либо мира абстракций, моделей, искуственных проспособлений, машин ...Природе уделяется непростительно мало внимания. Природа присутствует как фон,на котором создаётся искуственный мирчеловека.
Никогда не приходилось задумываться ,что за каждым предметом, существом стоит мысль ?Ну например, самолётупредшествует мысль конструктора, за которой следуют чертежи, инструкции, технологический процесс... А за каждым живым организмом стоит мысль создателя. Чувствуете разницу между мыслью конструктора, создавшему
пусть даже самый совершенный механизм и мыслью Создателя?Поэтому так важно общение с Природой, ведь это в сущности соприкосновение с материализованными мыслями Бога. И как важно ребёнку не прерывать своего общения с природой. Но образование как раз и изолируетдетейотприроды,приковывая нашу мысль к миру искуственному.
Надо ли упомянуть здесь чтои реализм в искусстве и литературе принижается в школьной программе. Особое внимание получает символизм, абстракционизм. Мы увидем ещё как символизм приходит на смену образному восприятию...
Приходилось ли вам писать сочинение в американской или английской школе ?Моя племянница , например, берёт курс детской литературы ванглийском университете.К первому заданию она отнеслась очень добросовестно - перечитала всю требуемую литературу, привела цитаты, дала анализ прочитанного. Работала
над заданием с радостью, с интересом ....и была в шоке, получив двойку.А не надо , оказывается, своего мнения, главное привести голые цитаты, следовать инструкциям...
Во втором сочинении , уже с меньшим рвением, она привела уйму цитат..но оказалось больше чем положено в инструкциях - превысила допустимое количество слов.Естественно преподаватель прочтя положенное количество строк, остановился, не найдя заключения и ... вновь двойка !
Скажите издевательство ? Ан нет, так прививают уважение к инструкциям. Думаете инструкции не важны ? Ещё как важны ! Нас с детства приучают к тому что без инструкций, правил, законов человек шагу ступить не может. Мы ведь несовершенны - помните Дарвина ! Воспитано множество поколений свято почитающих циркуляры и правила. Учителя - первые с кого ожидается
бесприкословное соблюдение инструкций.
Приведу пример. Наш сосед, соученик моего сына был отчислен из школы за довольно забавный проступок. В весёлой перепалке с одноклассниками на перемене, когда полетели резинки, тетрадки и карандаши, запустил в ответ в своего друга книжкой, попавшейся под руку... В это время в класс заглянула важная дама из министерства - бывает же такое ! И книжка , которая оказалась Библией
( эволюцияэволюциейно Библию вы найдёте в Америке в каждом классе и в каждом отеле) попала даме в нос !Вот так. И не посмотрело руководство школы что мальчик не был хулиганом а напротив - отличником и талантливым музыкантом и одним из самых популярных учеников в школе и что происшедшее было 100% глупой случайностью. Мальчик был арестован, немедленно исключён из школы а родители его вынуждены были продать дом и уехать....
На западе почитание инструкций особое!Действительно за бумагой не видно живого человека.
Что же это получается ?Вся громоздкая система образования с его учителями, методистами, министерствами вместо того, чтобысоздать атмосферу доверия, творчества,свободы, дать возможность раскрыться способностям и личности, загоняет детей в жёсткие рамки инструкций, даёт массу мёртвой, скучной, искажённой, кем-то
давно пережёванной информации, которую нужно заучивать не подвергая сомнению, недумая...
Образование без образов. Система , цель которой не развитие способности мыслить самостоятельно, не развитие личностиаснижения скорости мысли, развитие апатии , неуверенности в себе.... Система, которая загоняет ребёнка в эдакую невидимую клетку или как это точно сказано уМ. Анчаровав
его "Самшитовом лесе""чёрное тело" .
А может ли быть по другому?Ведь сегодняшний учитель - это вчерашний ученик, из которого выбивали методично способности, жажду знаний, веру в себя.
Вспомним слова Михаила Щетинина что его ученики прежде всего учатся понимать Душу, стремления, мысли другого человека : "Не математика здесь важна, а человек, постигающий математику. Не математика ради самой себя, а математика ради движения к Истине."Ведь обучение - это ни что иное как воспоминание забытых знаний, возвращение родовой памяти.
А значит личность Учителя, его свободомыслие, сила духа , сила образаопределяют способности преподавателя учить. Фактически Учитель учит вопреки системе образования.
Так что же , дело в нехватке талантливых, смелых преподавателей ?И да и нет !Кто-то стоит за зловещей Системой. Ведь не даром покушались на Михаила Щетинина, убили его брата. Не даром школа расположена в горах и её охраняют казаки.Школу поджигали и дети вынуждены были отстраивать сгоревшие здания....