Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

О Японии

  Все выпуски  

О Японии. Об императоре Японии и Синто


Император, был той национальной фигурой, которая сплачивала японцев на протяжении всей истории Японии. Ведь официальной идеологией в период Мэйдзи было государственное синто, получившее название кокутай, котора непосредственно влияла на титул императора Японии и его восприятие.

Эта идеология была националистической, в чем-то даже шовинистической, опиралась на традицию поклонения Императору, как божественному существу, имела свои праздники и пр. Эту идеологию использовали во всех сферах общественной жизни, но особенно в армии для усиления подчинения. Отношения в армии должны были быть гармоничными. Существование и предназначение японской армии, естественно, сокрализовалось.

Её, как и весь государственный организм, одухотворял Император. Цель распространения кокутай в армии и реформ Мэйдзи в военной сфере – предотвратить в дальнейшем любое неподчинение армии Императору, объявив такое не просто служебным преступлением или государственной изменой, но кощунственным посягательством на священные основы кокутай[1]. Такое положение, хоть и в меньшей степени, характерно для всего общества и оказало решающее влияние на рост японского национализма в эпоху Мэйдзи.

Это подтверждает Императорский рескрипт о народном воспитании от 30 октября 1890: «Будьте преданы вашим родным, как мужья и жены, и верны друзьям; пусть поведение ваше будет вежливо и воздержано; любите ближних, как самих себя; … содействуйте общественному благу и служите интересам общества; всегда оказывайте строгое повиновение Конституции и всем законам Нашей Империи; развивайте свой патриотизм и свое могущество, и этим оказывайте Нам поддержку в возвеличении и сохранении славы и благоденствия Нашей Империи, одновечной с Небесами и Землею. Такое поведение с вашей стороны не только подобает Нашим добрым и верным подданным, но также дает возможность проявиться обычаям и нравам, завещанным вам вашими предками»[2].

Здесь видно влияние не только культа предков, которое можно найти практически в любом императорском рескрипте того времени, равно как и в истории Японии, но и влияние христианства, поскольку фраза о любви к ближним явно заимствована из священного писания. На первом месте стоят семейные ценности – след конфуцианства, на втором – общественное благо, на третьем – Император, который как бы венчает собой некую законченную патриархальную структуру.

Именно через такой механизм государство подчиняет индивида своим интересам. Такая конструкция была необходима для простого народа, не обремененного никаким особым кодексом, регулирующего поведение. Самураям не было нужды в такой регламентации, поскольку «бусидо…ставит государство выше индивидуальности – считая последнюю рождающейся в первом и составляющей его неотъемлемую часть, — человек должен жить для государства и умирать за него…»[3]. Для них было само собой разумеющимся подчиняться.

В этой связи становится очевидно, что «любое политическое построение должно быть прочно привязано к Императору, поскольку он является образцом добродетельности и хранителем заповедей, передававшихся от поколения к поколению на протяжении многих столетий»[4]. Апелляция к личности и титулу Императора снимала все противоречия внутренней политики олигархов, чего никогда не было при сегунах, хотя и говорилось, что сегун правит от имени императора.

Таким образом, данный образ правления дает все основания полагать, что революция в Японии, а фактически реставрация Императорской власти, есть консервативная революция, при которой система управления поменяла свою форму, но не сущность. Местное управление стало такой же жесткой системой, как и при династии Токугава. Ведь Ямагата Аритомо, совершенствуя местное управление и проводя реформы Мэйдзи, выстроил ту же иерархическую систему подчинения, при которой чиновники каждого уровня подчинялись тем, кто стояли на ступеньку выше их самих. На вершине пирамиды находилось Министерство внутренних дел, которое располагало широкими властными полномочиями.

[1] Молодяков В.Э. Консервативная революция в Японии: идеология и политика. М., 1999. С.89

[2] Императорский рескрипт о народном воспитании от 30 октября 1890 / Японцы о Японии. Сборник статей первоклассных японских авторитетов / под ред. Шрейдейра Д.И., пер. с англ. М.А. Шрейдера и С.Г.Займовского. СПб. 1907. С.7

[3] Нитобэ Инадзо. Указ. соч. С. 114

[4] Мак-Клейн Дж. Л. Указ. соч. С.297


В избранное