Сегодня речь заведу о японском искусстве, в целом, и японской живописи, в частности. Ни для кого не секрет, что одну из основ искусства Японии составил дзэн-буддизм (чань-буддизм по кит.). Дзэн-буддизму посвящено множество книг, исследований, которые и мне в своё время попадались на глаза. Однако знакомство с этим религиозным учением я начал задолго до своей
образовательной деятельности. Как это произошло?
Мне было 6 лет, это было время начала 90-х годов, когда из-за рубежа стали завозить всякую всячину: книги по йоге, медитации, личностном росте и прочее, что было запрещено в советское время. Я был ребенком очень любознательным, как и все дети, но особое место в моей любознательности занимали книги. И вот на прилавке одного книжного магазина
я обнаружил книгу "Секреты китайской медитации".
Автора не помню, к сожалению. Согласитесь, странное чтиво для ребенка в шесть лет. Книга была выпрошена у родителей и я стал ее судорожно читать. В ней были приведены основные техники медитации разных китайских школ, а также легенды просветленных учителей китайской медитации. Как раз в этой книге и были приведены основы
учения Дзэн-буддизма (Чань).
Наверное это первое детское впечатление и предопределило интерес к Востоку в целом, и к Японии, в частности. Дзэн-буддизм, как Вы знаете, появился в Японии в XII веке. Примерно в тоже время возникла японская живопись в стиле суми-э (сабокуга - яп.). Как и многое, стиль был заимствован из Китая, думаю одновременно с распространением нового верования.
спустя несколько столетий стиль приобрел своё уникальное японское наполнение, и отличить китайские работ от японских не представляло труда.
Однако основа японского суми-э осталась неизменной. Картины рисуются и рисовались монохромными с использованием туши (мумии) которая делалась из древесного угля и сажи, разбавленных водой к необходимых пропорциях. Именно так появляется притягательность
картин в стиле суми-э, которые сочетают весьма разные оттенки черного и серого. Однако такое физическое наполнение работ японской живописи, должно было сочетаться с особым настроем художника мастера. И именно в этом ключе живопись дополняет дзэнская медитация.
Главная цель дзэн-медитации освободить сознание и интуицию, которая должна была пробудить природные художественные дарования.
В этом плане любопытен западный взгляд на такое состояние. Так Джордж Детайт, автор монографии "Китайский мистицизм и современная живопись" утверждает, что "когда китайский художник пишет картину, главное для него - концентрация мысли а таке готовность руки спонтанно следовать направляющей воле. Традиция предписывает ему видеть, а скорее чувствовать работу, которую предстоит выполнить в целом, прежде, чем он возьмется за что-то конкретное. Если человек не обладает ясностью мысли, он станет рабом
внешних обстоятельств".
"Тот, кто умышленно медлит и водит кистью, намереваясь написать картину, ещё более теряет в постижении искусства живописи. Это похоже на автоматическое письмо. Рисуй бамбук десять лет, стань сам бамбуком, затем, когда берешься за кисть, забудь всё, что знаешь о бамбуке, владея безупречной техникой, художник весь отдается порыву вдохновения".
Следует добавить, что на Востоке люди с незапамятных времен были приучены выработать в себе такие качества самообладания, которые помогали им в творчестве и религиозной деятельности. Деятельность вне восприятия времени и пространства, которая сама собой является некой медитацией. Это выражено в одной самой популярной формулировке Дзэн-буддизма: "Одно во Всём, и Всё в одном".
С началом периода Мэйдзи, после 1868 года, японская живопись суми-э никуда не исчезла, а наоборот, получила новое развитие. Это развитие выразилось в творчестве таких мастеров, как художники Тайкан, Хисида Сюнсо и Симомура Кандзан.
Хисида Сюнсо родился в
1874 году в префектуре Нагано. В 1889 году переехад в Токио для учебы в школе Кано у художника Юки Масааки. В 1890 году поступает в ныне действующий Токийский национальный университет изобразительных искусств и музыки. С 1903 - 05 гг. путешествовал за границей, проводя выставки в Индии, США и Европе. После путешествия Сюнсо - неоднократный участник и победитель многих собственно японских выставок. Его работы, в отличие от многих других бывают и полихромными. Кстати полихромность - изобретение эпохи Мэйдзи в
японском искусстве в целом и японской живописи в частности.
Данный разговор о японской живописи не окончен, в будущих постах поговорим о других художниках этого направления, а пока наслаждайтесь работами японских мастеров, и пробуйте сами рисовать!