Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Japanese Dolls

  Все выпуски  

Буддийский монастырь Энряку-дзи



Буддийский монастырь Энряку-дзи
2012-03-31 12:29

Буддийский монастырь Энряку-дзи

Энряку-дзи (Enryaku-ji) - буддийский монастырь на лесистой горе Хиэй на северо-востоке Киото. Хиэй-дзан высотой 848 метров находится над озером Бива, с конца VII века она является одним из религиозных центров страны. В 788 году монах Сайтё здесь основал монастырь Энряку-дзи, это один из самых важных монастырей в истории Японии. Здесь находится штаб буддийской секты Тэндай, которая была особенно популярна среди японской аристократии, монастырь послужил основой для образования других школ буддизма, в частности сект Чистая Земеля, дзэн и Нитирэн. Буддийский монах Сайтё (767—822), будучи этническим китайцем, пропагандировал секту Тэндай в Японии. В 807 году он, опираясь на поддержку императора Камму, посвятил в духовный сан сто своих учеников. Монахи обязаны были провести двенадцать лет в строгой дисциплине, медитациях и обучении, занимаясь духовной практикой и размышлениями. Через 12 лет лучшие ученики занимали посты в монастыре или правительстве. В момент расцвета у Энряку-дзи в подчинении было около 3000 храмов и сильная армия воинов-монахов, которые нередко были заняты в борьбе за власть с другими монастырями или политическими лидерами. Сначала воины использовались для регулирования дискуссий, но потом монастыри стали наращиват армию, набирая наёмников, и проводили военные операции, и даже угрожали столице, выдвигая свои требования.



Статуя Сайтё в храме Хосякудзан Нофуку-дзи в Кобэ

Молодой китайский монах Сайтё разочаровался в официальном буддизме, собрал друзей и основал монастырь Энряку-дзи около Киото, тогда Хэйан. Когда город стал столицей, монастырь вошёл в моду среди молодой аристократии и император даже послал Сайтё в Китай для повышения квалификации. Вернувшись из Китая, Сайтё основал новую школу Тэндай на основании учения китайской школы Тяньтай и некоторых тантрических посвящений. Тяньтай - чисто китайская школа, которую сформировали только на основании изучения купленной в Индии литературы, без прямых передач. Может быть поэтому Тэндай школа очень напыщенная и помпезная, в ней полно таинств, посвящений, реликвий и недомолвок, почти как у теософии Елены Блаватской. Находясь около столицы, школа Тэндай быстро вошла в моду у аристократов и в IX веке уже стала господствовать. Позднее школа распалась на две группы, происходящие от учеников Сайтё — Эннина и Энтина. Группы проводили диспуты, которые дошли до ссоры, и последователи Энтина основали свой монастырь Миидэра под горой. Монахи боролись также за влиние при дворе. Они сформировали отряды охранников, которые постепенно преобразовались в грозные армии монахов-воинов, несмотря на то, что в соответствии с буддийским учением служба в армии немыслима для монахов. Временами монахи со своим воинством штурмовали столицу, требуя денег на содержание, а иногда влезали в междоусобицы, которых в Японии в то время было немало.



В 1571 году военачальник Ода Нобунага, реализуя свою программу по объединению страны, наведения стабильности и ликвидации мятежей, прекратил существование буддийских армий, взяв штурмом храм Энряку-дзи. Храм был разрушен и прекратил существование. Лишь через 30-40 лет после смены власти храм был реставрирован. Существующие в настоящее время постройки монастыря появились в период с конца XVI до середины XVII века. Сегодня большинство достопримечательностей Энряку-дзи сосредоточено в трех местах - Тодо (Восточная область), где был основан Энряку-дзи, Сайто (Западная область), куда можно попасть после 20-и минутной прогулки через лес, и более отдаленной области Ёкава. На территории Энряку-дзи многолюдно. Посреди храмовой территории находится огромный колокол, в который следует ударять.


















Печальное очарование вещей
2012-03-31 08:04

Печальное очарование вещей

Говоря о японской эстетике, в первую очередь оперируют такими понятиями как ваби-саби, что буквально означает скромная простота. То есть японцы воспринимают прекрасное в их естественности и неподдельности. Ваби — это отсутствие нарочитого, красота простоты. Красота и естественность для японцев - понятия тождественные. Все, что неестественно, не может быть красивым. Ваби - это отсутствие чего-либо вычурного, броского, нарочитого, то есть в представлении японцев вульгарного. Саби дословно означает ржавчина. Этим понятием передается прелесть потертости, некоего налета времени, патины, следов прикосновения многих рук. Считается, что время способствует выявлению сути вещей. Поэтому японцы видят особое очарование в свидетельствах возраста. Их привлекает темный цвет старого дерева и замшелый камень в саду. Категория саби выражает связь искусства с природой. Ваби-саби трудно объяснить, используя западные понятия, в японском понятии красоты она занимает примерно то же место, какое в Европе занимают античные идеалы красоты и совершенства. Но кроме понятий ваби-саби мерилой красоты у японцев служит еще один эстетический идеал - мияби (Miyabi), который обычно переводится как элегантность, изысканность. Это понятие сложилось в аристократическую эпоху Хэйан и противопоставлялось всему вульгарному, шероховатому и грубому.


Кинкаку-дзи - Храм Золотого павильона, период Муромати, Киото

Мияби тесно связано с понятием моно-но аварэ (Mono no aware) - печальным очарованием вещей. Чувство заворожённости от соприкосновения с красотой вещей, с их душой ками восходит к эстетике синто. Это состояние естественной гармонии человека и мира с обязательным оттенком беспричинной грусти, вызванной чувством иллюзорности и бренности всего видимого. Очарование вещей связано с синтоистской верой в то, что в каждой вещи заключено своё божество ками, в каждой вещи - своё неповторимое очарование. Аварэ - это то, что вызывает восторг, взволнованность, это внутренняя суть вещей, японцы не разделяют красоту и истину. Точного определения моно-но-аварэ нет в принципе, а перевести это слово на европейские языки невозможно. Четыре разновидности аварэ - красота душевного движения, красота гармонии, красота печали и красота изящества. Оно может означать изящное, утонченное, спокойное – то, что открывается в момент созерцания. Приверженцы идеалов мияби стремился избавить мир от грубой формы. Японские архитекторы, художники, писатели и поэты стремились выявить дух аварэ. Этот дух проявился в живописи ямато-э (Yamato-е) в XI — XII веках при императорской Академии художеств, для мастеров ямато-э характерны яркие силуэтные изображения, горизонтальные свитки, иллюстрирующие аристократические романы, повести, в которых живопись перемежается с каллиграфией. Аварэ достигло завершения в литературе, это "Повесть о Гэндзи" Мурасаки, роман "Записки у изголовья" Сэй Сенагон. Расцвет этого стиля приходится на эпоху Хэйан, но тяготение к нему никогда не исчезало. Эстетика японских храмов, будь то Храм Золотого павильона ( Кинкаку-дзи) или храм Бёдо-ин в городе Удзи недалеко от Киото, так же руководствовалась понятием мияби и моно-но аварэ.



Искусство мияби периода Хэйан, стиль: ямато-э


Искусство мияби периода Хэйан, Повесть о Гэндзи


Всадник, ширма, автор неизвестен, стиль: ямато-э


Девушка с котом, художник Kawanabe Kyosai


Девушка с лягушками, художник Kawanabe Kyosai


Искусство мияби периода Хэйан, стиль: ямато-э


Искусство мияби периода Хэйан, стиль: ямато-э



В избранное