Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Japanese Dolls

  Все выпуски  

Japanese Dolls Суйсэки - искусство любования камнями


Суйсэки - искусство любования камнями


Суйсэки - японское искусство любования камнями. Так же как культурой выращивания карликовых деревьев бонсай, оно попало в Японию из Китая. Так же, как дерево, источенное непогодой, причудливая скала или водопад необычной формы и размера, камни у японцев повсеместно и исстари почитались. Им приписывали личностные характеристики - они могли быть подлыми или возвышенными. Камни, как живые существа, имели лицо, грудь, живот, спину и ноги. Им давали имена, с ними связывались местные предания. Камнями лечились, с ними общались.Они становились непременными участниками и элементом садового дизайна. Камнем очень рано японцы начали просто любоваться.



В суйсэки (суй - вода, сэки - камень ) сошлись две стихии - вечно подвижная, живая, текучая вода, обладающая здесь творческой силой ян, и неподвижный, затаённый, как будто "спящий" навеки камень - инь. Суйсэки есть союз двух этих элементов, их вечное объятие, взаимопроникновение, тысячелетнее взаимовлияние, обтачивание и размывание. Холодный неподвижный камень хранит память о вулканической катастрофе, которой он обязан своим рождением. Складки, морщины и трещины есть воспоминание о том времени, когда камень был жидкой, искрящейся лавой, в которой горела сила ян. Эта рябь, это неподвижное волнение навеки впечатаны в него. И подобно тому, как любят в Японии наплывы и размывы глазури на керамике, точно так же ценится и титанический труд природы, создавшей причудливые камни: то обточенные временем и изъеденные водой, то обкатанные речной галькой, со стёртыми гранями, - гладкие, круглые, спокойные, а то и шершавые, ребристые, с уступами, острыми пиками, пещерами и сквозными отверстиями...


Суйсэки - искусство самой природы, для которой есть свой неравнодушный зритель. Камни, обработанные водой, это и есть суйсэки. Камень может напоминать гору, отдалённую или близкую, остров в океане, скалу с водным потоком. У японцев есть подробные классификации. Но суйсэки может представлять какую-то абстрактную фигуру, напоминать людей, животных. Ценятся камни с пятнами, как на шкуре животных. Или, так называемые камни-хризантемы - с рисунком, напоминающим хризантему. Японская эстетика запрещает как-то обрабатывать камни. Только ласкать руками и взглядом.

Любители суйсэки устраивают ежегодные выставки, издают журналы, дружат с бонсаистами. Это что-то очень близкое по духу. Обычно на выставках бонсай и суйсэки рядом. Так же, как и бонсай, суйсэки нуждается в правильном оформлении, наиболее выгодной подаче. Для камней делают подносы, наполняют их песком или водой. Это называется по-японски суйбан. Или специальные деревянные подставки, выточенные точно по мерке каждого камня, - дайза. Здесь существуют свои правила, пропорции, как в каждом искусстве. Суйсэки - это всего лишь маленький камень на подставке, гора на ладони, которую можно свободно принести и унести, когда пожелаешь, - ведь глаз от него не оторвёшь!


Основные требования, которые предъявляют к камням, чтобы можно было считать их настоящими суйсэки, следующие. Суйсэки, как и бонсай, имеет фронт. Это сторона, обращённая к зрителю, наиболее выразительная и определённая. Фронт mitsuke должен быть слегка наклонён вперёд к зрителю. Высший пик должен быть обращён вверх, к Небу. Пики должны быть разными по высоте. Главный пик, пик-Хозяин, должен быть сдвинут немного влево или вправо, а меньшие пики должны располагаться сзади. Основание горы должно быть широким и плавным. Основание камня составляет примерно 33-38% от его высоты. Разница текстур даёт ощущение глубины. Цвет должен соответствовать камню, его форме, облику и стилю. В Японии особенно ценятся тёмные, почти чёрные камни.

Напряжённая и асимметричная композиция выразительнее, чем устойчивая и неподвижная. Композиционный удар, создавая ощущение беспокойства, незавершённости и скрытой энергии, провоцирует более активный ответ зрителя. Это высоко ценится в японском искусстве вообще.







Новые страницы сайта Japanese Dolls.

Уже поступили в рассылку:


О японских цветах...
Шотландская клетка
О цветке клематис и боевом веере
Японский веер утива
Олени города Нара
Цукубаи
Момидзи или шестое время года
Японская свастика
Японская трубка кисэру
Hatoyama Hall
О самурайской любви
Омамори, омикудзи и эма
Маньчжурская экспедиция Николая Рериха
О колокольчиках кикё, риндо и фурине
О японцах и Луне
О глицинии и клане Фудзивара

***

Оригинал статьи здесь


В избранное