Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Japanese Dolls

  Все выпуски  

Japanese Dolls Японское крещение


Японское крещение


В Японии примерно 1% христиан и, конечно, обряд крещения для них важен, как и для всех христиан планеты. Но подавляющее число японцев являются приверженцами буддизма и синто. В этих религиях обряд ритуального омовения таже есть. Еще в древней Японии буддийские монахи и отшельники ставили камни под струи водопадов горных ручейков. За долгое время в камнях образовывались углубления, достаточные для зачерпывания руками воды. Так у японцев появились цукубаи (蹲, 蹲い, 蹲踞) - небольшой традиционный японский бассейн ритуального назначения.


Такие цукубаи изготавливались из цельного необработанного камня и носили культовый характер. Каменные чаши бассейна украшаются иероглифами и религиозными символами. Вода поступает в цукубай через бамбуковую трубу какеи (花茎). Иногда какэй дополняются несложным бамбуковым механизмом, который издаёт стук с определённой периодичностью. Изначально подобные бассейны были атрибутами буддийских храмов Японии и служили для ритуального омовения рук. Наибольшее распространение цукубай получили в XVI веке с популяризацией чайных церемоний, которые проходили в чайных домиках.


Кроме того, омовение играло большую роль и в синто. У японцев изначально был обряд мисоги - ритуал очищения в синтоистской традиции. Его история уходит в те времена, когда Изанаги покинул страну скверны и искупался в реке Тачибана. Целью ритуала является очищение для достижения обновления. Оно может выполняться в море, в реке или под струями водопада. Люди, ищущие близости к ками, должны стремиться к чистоте, ясности и усердию во всем, что они делают. Регулярная практика мисоги может оказать в этом помощь. Мисоги представляется простым действием, при этом японцы вступают в контакт с ками водопадов, происходит единение с природой, прикосновение к космосу и поиск обновления через очищение. Японский ритуал очищения водой мисоги, пришедший из синто, предназначался для очищения тела, духа и души. Суть его в длительном, многочасовом пребывании в ледяной воде, как правило, в зимнее время.


В Японии во многих местах отмечается Hadaka Matsuri - Праздник голых мужчин. Вариаций праздника много и все они проходят зимой, в разные числа января–февраля. Этот праздник отмечается с 767 года. Такие фестивали были когда-то по всей Японии. А теперь народ в больших городах пошёл занятой и такие фестивали остались только в маленьких деревушках и небольших городах. Самый крупный из таких фестивалей проходит в городе Иназава, префектура Айчи. Праздник проходит ежегодно в третью субботу февраля. Все участники фестиваля - мужчины от 23 до 43 лет, одетые только в набедренные повязки фундоси. Цель этого праздника — привлечь к себе удачу, так как считается, что голый человек забирает все несчастья, если к нему прикоснуться. Об этом празднике смотри пост Hadaka Matsuri.


Несколько иначе проходит Хадака мацури в префектуре Окаяма. Участники события, а их ежегодно бывает до 10 тысяч человек, собираются перед храмом Сайдайдзи с 10–11 часов вечера, чтобы занять стратегически важные места. Перед этим желательно добраться до самого храма и ударить в колокол, чтобы пробудить от дремы своего ками и попросить его о помощи. Жрецы время от времени окатывают из ведер толпу водой с кусочками льда, чтобы подготовить ее к священной процедуре. К полуночи народу перед храмом собирается так много, что приходится стоять в жуткой тесноте, прижимаясь плечами, грудью, спиной друг к другу. Только выпитое перед этим сакэ позволяет выдержать пронизывающий мокрые тела холод. Наконец, в полночь на платформу, возвышающуюся над головами собравшихся, выходят жрецы. Они бросают в толпу 10 синги (несколько палочек, связанных вместе веревкой и бумажной полоской с двумя иероглифами, обозначающими «дерево» и «сокровище»). Счастливчики, сумевшие поймать синги, должны собственноручно вернуть палочки жрецам. За это победителю полагается весьма серьезный приз — полмиллиона иен (около 5 тысяч долларов). Однако заполучить приз не легко. Во-первых, лишь два из десяти синги «настоящие», остальные восемь — обманка. А во-вторых, придется пробиваться сквозь толпу разгоряченных мужиков, желающих отнять синги. К священным палочкам тянутся сотни рук. Драка кулаками при этом запрещена, но болезненные тычки локтями и коленями допустимы. Иных попросту сбрасывают с платформы вниз. В результате синги переходят из рук в руки, а упустившие свой шанс с гримасой потирают ушибы и ссадины. Каждый год десятки участников Хадака мацури вынуждены обращаться к врачу. Но довольны бывают и победители и побежденные. Ведь сделано все, чтобы благодарные за такое зрелище боги позаботились об урожае на будущий год и о личных мольбах каждого из участников праздника.

На Кюсю в городке Бунго Такада испытания тела проходят по-другому. Там обнаженные мужчины собираются на берегу морского залива, в полночь, получив благословение синтоистского священника, бросаются в холодные воды и устремляются вплавь к другому берегу. Тоже, надо признать, удовольствие сомнительное. Но без этого заплыва «моржей», призванного умилостивить ками, улов рыбаков Бунго Такада в наступающем году будет очень скромным. А в Фукусиме главная задача для собравшихся на Хадака мацури мужчин — после того как их окатят ледяной водой, ворваться в храм и вскарабкаться по пятиметровому канату утидзуна, прикрепленному к потолку. Конечно же, и здесь без потасовок не обходится, поэтому участники действа объединяются в команды, которые совместными усилиями помогают своему лидеру, отталкивая конкурентов от каната. Победителю гарантированы удача и божественное расположение на весь год.


Своя особенность есть у Хадака мацури, проводимого в городе в Saidaiji в Окаяма. Там тысячи полуголых мужчин ведут борьбу за священный объект. В этот день в конце февраля мужчины, одетые только в тонкие набедренные повязки, стоят по колено в холодной воде на морозе. По сигналу все они спешат бросить пригоршнями грязь друг на друга. Кроме того, они начинают бороться в грязной холодной воде. Полуголые люди собрались в холодную мутную воду, чтобы развлечь Богов.


Участники этих фестивалей одеты только в набедренные повязки фундоси (fundoshi). Кстати, знаете как отличит японских гангстеров якудза от вполне мирных японцев? Хотя официально запрещено участвовать мужчинам, имеющих татуировку, якудза безошибочно можно определить по черным фундоси и агрессивному поведению.


С ритуальной точки зрения, все участники фестиваля жертвуют своим комфортом ради сообщества. Они хотят добиться удачи для всего района, а не только для себя. На первый взгляд грязь может показаться сомнительным символом удачи. Но следует помнить, что многое из синтоизма коренится в сельском хозяйстве. Многие обряды уже давно проходят для обеспечения хорошего урожая. Вода и грязь имеют важное значение для выращивания риса. Наличие грязи означает обильный урожай риса. Грязь - символ не только урожая, но и богатства.












Новые страницы сайта Japanese Dolls.

Уже поступили в рассылку:


О японских цветах...
Шотландская клетка
О цветке клематис и боевом веере
Японский веер утива
Олени города Нара
Цукубаи
Момидзи или шестое время года
Японская свастика
Японская трубка кисэру
Hatoyama Hall
О самурайской любви
Омамори, омикудзи и эма
Маньчжурская экспедиция Николая Рериха
О колокольчиках кикё, риндо и фурине
О японцах и Луне
О глицинии и клане Фудзивара

***

Оригинал статьи здесь


В избранное