Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Japanese Dolls

  Все выпуски  

Japanese Dolls Японский веер утива


Новые страницы сайта Japanese Dolls.
Уже поступили в рассылку:

О японских цветах...
Шотландская клетка



Японский веер утива



Японский веер утива (Uchiwa) является традиционным японским изделием с давними традициями. Сначала веер не был складывающимся, он делался путем разрезания бамбуковой трубки, а узкие осколки распускались в радиальную форму веера. По обеим сторонам бамбука приклеивалась бумага васи или шелк. Утива походила на ракетку для игры в пинг-понг. В Японии утиву часто называют солнечным веером, так как внешне он напоминает часть солнечного диска с исходящими лучами. Материалом для изготовления японских вееров служил не только бамбук, но и бронза, слоновая кость, сандаловое дерево, перламутр, панцирь черепахи, серебро и золото.


Первые вееры в Японию были привезены из Китая в 5-ом веке. С самого начала эти вееры были священными инструментами и использовались в буддийских церемониях и ритуалах. Ранние вееры были не округлены, как сегодня. Они были больше похожи на прямоугольники, установленные на палку. Японская императорская семья и других благородные фамилии использовали эти вееры, чтобы заблокировать солнце и незаметно скрывать свои лица от общественности в тех редких случаях, когда они вторгались в мир повседневной жизни за пределы дворца и усадьбы, где они проводят свои дни. При встрече с человеком более высокопоставленным, чем ты сам, использование веера по его прямому назначению запрещалось правилами приличия - лицо подчиненного должно быть открыто всегда. Использовался веер и для церемониальных целей - император жаловал веера особо отличившимся придворным. Одним из самых популярных подарков был веер. Считалось, что он приносит счастье и процветание.


Шло время, утива изменили свою форму и дизайн, и к 10 веку превратился в округлый тип, который мы знаем сегодня, но оставались неокрашенными. В эпоху Хэйан (794-1185) вееры делали сложной конструкции, их использовали при торжествах императорского двора и в качестве аксессуаров аристократов. Позднее они стали использоваться при исполнении классического японского танца и для чайной церемонии. В период Камакура (1185-1333) вееры утива стали частью повседневной жизни, особенно в летний сезон, для людей всех сословий. Самые роскошные вееры, из шелка или даже кожи, были зарезервированы для знати и других лиц высокого ранга.


Предназначался веер не только для вентиляции, но также для защиты от солнца, комаров и сокрытия женского лица от посторонних глаз - японский вариант паранджи. В средневековье японские женщины полагали, что выставлять свое лицо напоказ - неприлично и даже опасно. Открытое лицо - все равно, что открытие собственного имени, делает тебя беззащитным - как перед мужчиной, так и перед недобрыми духами. Точно также считалось недопустимым обладать загорелой кожей. Одним из признаков настоящей красавицы, которая никогда не работала в поле, была белая кожа. Это должно было отличать ее от обычных женщин, опаленных солнцем крестьянок.


В период Муромати (1333-1568) японцы начали раскрашивать вееры. Популярными мотивами были люди, цветы, птицы и природные сцены. В период гражданской войны 1467-1568 годов, утива превратилась в важный аксессуар для самураев. В средневековом эпосе "Сказание о доме Тайра" повествуется о том, как могущественный военачальник Тайра Киёмори, застигнутый на переправе темнотой, взмахом веера заставил солнце вновь подняться на небосклон. Веер, прикрепленный к древку, воткнутому в землю, указывал на местонахождение коня военачальника. Одна из многочисленных легенд о знаменитом полководце Такэда Сингэн (1521-1573) рассказывает, что с помощью взмаха веера Сингэн оборонился от теснивших его вражеских войск. В японских сказках вееру также отводится роль волшебной палочки. Веер - непременный атрибут демона тэнгу - гибрида собаки и птицы, длинноносого демона, который обитает на вершине дерева, обычно сосны. С помощью взмаха круглого вера тэнгу мог удлинять и укорачивать людские носы.


Кроме утива в Японии получил распространение и складной веер ооги или сэнсу. Считается, что ооги был изобретен в Японии, а затем заимствован Китаем - редчайший для древности случай. Обычно поток технологической информации был направлен прямо в противоположную сторону. Складывающийся веер украшали живописью и стихами.


Развитие вееров продолжилось в период Эдо (1600-1867), и вскоре их делали по всей стране с уникальными конструкциями и местными мотивами. Утива широко использовалась среди простых людей в эпоху Эдо. Вееры были необходимостью особенно в летнее время, чтобы остыть и защитой от комаров, а также важным инструментом для нагнетания воздуха при приготовления пищи на огне. Вееры этого периода были украшены изображениями народной культуры или местными культурными символами. Все чаще такие вееры стали отождествлять с женщинами, которые ценили утива в качестве модных аксессуаров и придавали им первостепенное значение. Форма веера, казалось бы, мало подходит для игр. Тем не менее, в период Эдо японцы увлекались игрой с веерами. На поверхность стола ставилась мишень в виде дерева гинкго. В нее кидали раскрытым веером. По тому как упало дерево и в какой степени открытости оказался после этого веер, бросавший получал определенное количество очков.


В представлении японцев загробный мир управлялся буддами, а не синтоистскими божествами. Поэтому для удачного перерождения в буддийском раю следовало разорвать свои связи с божествами. Еще надо было предотвратить возврат духа покойного в мир живых, чтобы душа усопшего полностью ушла из этого мира. В противном случае злые духи могли через наиболее близкие к нему вещи нанести ему непоправимый вред. Способов разрыва с богами и жизнью было несколько. Можно было вывернуть наизнанку одежду покойного. Можно было разбить его чашку. А можно было после смерти разломать веер и забросить его на крышу дома или же перекинуть через ее конек.







Uchiwa mon


fusatsuki uchiwa

Конечно, веер утива (Uchiwa) нашел место в японской геральдике. Утива служила в качестве канала общения с богами, веер часто использовался как символ поклонения во время фестивалей синто. Кроме того, специальные утива использовались японскими самураями-военноначальниками, когда те руководили войсками во время битвы, так как считалось, что использование веера приносит победу. Первое известное использование мона утива связано с эмблемой рода Кодама, центральным и наиболее мощных из семи родов клана Мусаси, группа самураев, действующих в регионе Канто от начала периода Хэйан.

***
Подари мне японский веер
И Луну в бокале вина.
Я хочу превратиться в ветер.
Налету менять имена.
Тёмным небом душа полна,
И вот-вот улетит на север
Из распахнутого окна -
Был бы только японский веер.

***
Стихи взял отсюда

***
Оригинал статьи здесь



В избранное