Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Japanese Dolls

  Все выпуски  

Japanese Dolls Маньчжурская экспедиция Николая Рериха


Новые страницы сайта Japanese Dolls.
Уже поступили в рассылку:

О японских цветах...
Шотландская клетка



Маньчжурская экспедиция Николая Рериха




В 1930-е годы Маньчжурия была важным источником сырья для Японии, страна была богата своими минеральными ресурсами, запасами угля, почва идеально подходила для выращивания сои и ячменя. Сюда переселились сотни тысяч японских семей. Без Маньчжурии японцы, вероятно, не имели бы таких побед в Азии и на Тихом океане во время Второй мировой войны. О Маньчжурии смотри мои посты - О японской интервенции и атамане Семенове, План Фугу. В годы японского влияния здесь состоялась в 1934 -1936 годах Маньчжурская экспедиция русского художника и мыслителя Николая Рериха.



Художник Николай Рерих (1874 - 1947)

У Николая Рериха была репутация одного из самых интеллектуальных универсальных художников серебряного века. Он пользовался уважением как историк и как талантливый любитель в области археологии. После установления коммунистической диктатуры в России и прихода мракобесия Николай Рерих и его семья эмигрировали из страны, они жили в Финляндии, Англии, США и Индии. В Нью-Йорке Николай Рерих и его жена Елена основали духовное движение Агни Йога, ответвление теософии. В период 1925 -1928 годов состоялась его экспедиция в Гималаи и Тибет. Эта экспедиция широко известна во всем мире, а вот вторая экспедиция Николая Рериха в Маньчжурию остается в тени.


Карта исторической области Маньчжурия

Идея проведения Маньчжурской экспедиции исходила от правительства США. Средний Запад Америки поразила сильнейшая засуха, нанесшая значительный урон сельскому хозяйству. В этой связи на самом высоком уровне было принято решение о посылке американских ботаников в пустынные районы Азии, богатые засухоустойчивыми растениями. Адаптация этих растений к новым условиям на другом континенте помогла бы восстановить американское сельское хозяйство. Министр сельского хозяйства США Г.Э.Уоллес предложил президенту Франклину Рузвельту включить в состав экспедиции Николая Рериха, который впоследствии и стал ее руководителем.


Японцы в Маньчжурии

В мае 1934 года экспедиционный отряд проследовал в Японию. В это время Япония уже оккупировала Маньчжурию и часть Внутренней Монголии, поэтому разрешения на въезд в этот регион надо было получить в Токио. Затем Николай Рерих с сыном обосновался в Харбине, главном центре русской эмиграции в Азии. Здесь они формируют экспедицию. Целью ее был сбор растений, семян для посадки в почвах, подверженных эрозии. Но Николай Рерих ставил перед собой и художественные, историко-археологические задачи.


Японцы в Маньчжурии

В течение последующих нескольких месяцев Рерих развернул в Харбине широкую общественную деятельность. Харбин в это время является крупнейшим русскоязычным городом за пределами России с населением 200 тысяч человек. Город стал одним из центров русской эмиграции на Дальнем Востоке. Квартира на улице Садовой, где остановился Рерих с сыном, превращается в место постоянного паломничества. К Рерихам идут художники и общественные деятели, представители различных организаций и землячеств, просители и просто безработные. Приходят также чины иностранных консульств, чтобы засвидетельствовать почтение Николаю Рериху. Середина 1930-х годов - расцвет всемирной славы художника и общественного деятеля. Приходят и представители японской разведки, ведь Маньчжурия фактически оккупирована Японией. Николай Рерих принял участие в «Днях Русской культуры», наладил контакты с Христианским Союзом молодых людей и Войсковым представительством Сибирского Казачьего войска, даже предпринял несколько политических акций, среди которых самой заметной явилась покупка им влиятельной харбинской газеты «Русское Слово» и передача ее в дар Российскому Общевоинскому Союзу.


Харбин 1930-х годов


В Харбине Николай Рерих дал интервью газете «Заря». Сразу же речь зашла о ценности духа, тех вечных понятиях, которые всегда ковали победу японской нации. «Дух ниппонской самурайской жизни в истории человечества – символ героизма, патриотизма и храбрости» – этими словами начиналась беседа с корреспондентом. А заканчивалась она так - «Ниппонский гений стоит на страже охраны духовных ценностей Культуры. И мы приветствуем эти благородные действия как залог блестящего будущего. Чувствование и оценка благородства, красоты, героизма уже означает собирание сил для нового строительства и новой кооперации». В Маньчжурию Рерих вступил как посланник Японии. Этой страной творческого горения художник восхищался безраздельно. Весь разговор вел к главной мысли – новому строительству и кооперации под взмахом самурайского меча.


Маньчжурия


Маршрут Маньчжурской экспедиции 1934 - 1935 годов

Начальный этап экспедиции стартовал в первых числах августа 1934 года и проходил в степных районах Барги, Хайлара и в предгорьях Хингана, где удалось собрать образцы различных видов барханной растительности. В результате этой поездки по окраинам пустыни Гоби были произведены ценные наблюдения над растениями, произрастающими на песчаной почве и переносящими засуху. Сборы содержали сотни наименований флоры, не считая почвенных образцов и образцов горных пород. Основной этап экспедиции развернулся на территории Северного Китая весной – летом 1935 года. Экспедиционная база располагалась в провинции Суйюань. Эта и смежные области Внутренней Монголии характеризовались высокой политической активностью. Там располагалась ставка духовного вождя буддистов Таши-ламы, бежавшего из Тибета в Пекин, и строящаяся столица автономного монгольского государства, возглавляемого князем Дэваном. В ходе экспедиции Николай Рерих пытался наладить контакты с упомянутыми лидерами и вступить в политический переговорный процесс на Востоке.



Маньчжурская экспедиция Рериха

Помимо чисто научных задач экспедиция несла общественно-культурную цель – создание на территории Маньчжурии сельскохозяйственных кооперативов на основе широкого сотрудничества народов. Экспедиция состояла из двух частей. Первый маршрут включал Хинганский хребет и Баргинское плато, второй — пустыни Гоби, Ордос и Алашань. Эти маршруты проходили по территории Внутренней Монголии, расположенной в северной и северо-восточной части современного Китая. В результате было найдено около 300 видов засухоустойчивых растений, собраны лекарственные растения, проведены археологические исследования, собраны старинные рукописи, имевшие большую научную ценность.



Николай Рерих в Маньчжурии

Официальной целью этих экспедиций было проведение исследований в этих регионов археологии, фольклора и естественной истории. Но Маньчжурская экспедиция имела не только научную, но и политическую составляющую. В действительности Николай Рерих стремился создать пан-буддийское независимое тибето-монголо-сибирское государство в Азии - Священный Союз Востока по аналогии с Советским Союзом. В целях создания нового государства Николай Рерих пытался привлечь остатки Белой Армии, расквартированной в Харбине. Военные замыслы Николая Рериха, связанные с его идеей построения государства, были обширны, это и встечи с русскими генералами и издание газеты. Николай Рерих претендовал на роль вождя, объединяющего эмигрантов, белых офицеров и казачество.


Николай Рерих

Пункты своей программы Рерих обсуждал еще на встрече с наркомом Г.В.Чичериным в Москве в 1926 году, куда Рерих прибыл, направляясь с миссией в Лхасу на переговоры с Далай-ламой, главой светской власти Тибета. Предложения Рериха не удалось осуществить по причине отказа руководства СССР вести дальнейшие переговоры по азиатскому проекту и вследствие противодействия продвижению экспедиционного каравана со стороны англичан, контролировавших Тибетское нагорье. К середине 1930-х годов Рериху представилась возможность реализовать свой азиатский проект в ходе Маньчжурской экспедиции. Его союзником стал министр Уоллес, который, будучи увлечен буддизмом, принял русского художника в качестве своего духовного наставника. Точный характер действия Рерихов остается предметом интенсивных споров до настоящего времени, отсюда и обвинения в шпионаже, политическом авантюризме и мошенничестве.


Знамя Мира

Николай Рерих двинулся в путь в 1935 году — из Маньчжурии к пустыне Гоби. 15 апреля среди песков Гоби над лагерем взвилось «Знамя мира». В этот день президент Рузвельт и все члены Панамериканского союза подписали Пакт Рериха, задуманный им еще до революции в Петербурге. Идея пакта сводилась к тому, что государства-участники обязуются защищать культурные ценности в военное время.





Три точки, представляющих искусство, науку и духовность, окружены кольцом культуры цвета крови. Это символ единства и мира со многими толкованиями. Николай Рерих занимался на протяжении всей своей карьеры проблемами сохранения культурного наследия. Он считал, что культурное наследие каждого народа является всемирным достоянием. Пакт Рериха часто называют Красным Крестом Культуры.



Символ Знамени Мира



Японские моны

А теперь сравните символ Знамени Мира с японскими монами. Поразительное сходство.


Японский пояс оби

Символ Знамени Мира имеет древнее происхождение. Николай Рерих наткнулся на многочисленные примеры в различных частях мира, и знал, что этот символ представляет собой глубокое и сложное понимание триединой природы существования. Для целей Знамени и Пакта Рериха, представляющего всю культуру, был выбран символ с тремя точками - это искусство, наука и религия. Он также описал круг, представляющий вечность времени, охватывающее прошлое, настоящее и будущее. Священное происхождение символа Знамени Мира считается и сегодня.

***

***
Оригинал статьи здесь


В избранное