Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Всё о документообороте
Информационный Канал Subscribe.Ru |
|
||||||||||||||||||||||||
Управление знаниями |
||||||||||||||||||||||||
Добрый день. |
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
М.В.
Кузьмин, Управление знаниями "Какая разница, к кому нас отнесут: к программистам
или юмористам? Из форума E-xecutive, тема: "Управление знаниями", "Уважаемые Господа! Из форума E-xecutive, тема: "Управление знаниями",
Ещё 2-3 года назад управление знаниями (УЗ) было достаточной экзотикой, о которой очень мало говорилось. Сейчас же - это вполне устоявшееся и распространенное понятие, к тому же, приводящее к таким вот эмоциональным его обсуждениям. Что такое управление знаниями? Это деятельность по сбору, систематизации и анализу различных знаний. В общем случае управлять можно любыми знаниями от знаний конкретного человека до знаний предприятий, организаций и т.д. Понятно, что в случае предприятий и организаций в качестве источников знаний могут выступать знания и накопленный опыт сотрудников, а также различные документы, базы данных, нормативная информация и другое. Информация может быть, формализованной и неформализованной, структурированной и неструктурированной. И, поскольку мы говорим именно про УПРАВЛЕНИЕ знаниями, то такой подход предполагает активную позицию - не просто констатация фактов, а осмысленное движение по этому пути для достижения целей (для бизнеса - это повышение эффективности, рост прибыли или рост оборота) и решения прикладных задач. Причем все это разворачивается в сфере человеческих отношений, т.е. затрагивает сферу психологических, социальных, культурных и экономических интересов людей и коллективов. УЗ более широкое понятие, чем управление информацией. По моему мнению, управление информацией охватывает уже каким-то образом зафиксированную информацию - документы, базы данных и другое, а управление знаниями - имеет отношение ещё к знаниям и личному опыту людей. Управление знаниями - относительно новая, однако стремительно развивающаяся практика, которая ставит своей целью наиболее полно реализовать потенциал компании, помогая ее сотрудникам осваивать современные методы работы и адаптироваться к изменениям. Ряд мощных факторов подталкивает организации к внедрению методик управления знаниями для систематизации работы с интеллектуальными ресурсами. Необходимость управления знаниями Современная экономика все более перетекает в область интеллектуального производства. Эффективное производство и продажа (не)материальных благ и услуг возможна только путем гармоничного отслеживания и формирования запросов, вкусов и требований потребителей. Критически важным ресурсом становится интеллектуальный капитал. Для его эффективного использования необходимы соответствующие методологии, технологии и инструменты, в том числе управление знаниями. Основная цель УЗ - предоставить информационные ресурсы фирмы конкретным ее работникам, ответственным за принятие каждодневных решений, которые определяют, в совокупности, успешна или нет деятельность всей компании. Возникновение управления знаниями Нельзя сказать, что в каком-то виде управление знаниями не существовало ранее. Но понятие это стало популярно достаточно недавно. Почему? Очевидно, что для полноценного управления знаниями необходима обработка больших объёмов информации, и здесь, конечно, в качестве катализатора выступили современный уровень развития и повсеместное распространение информационных технологий (ИТ). Это, конечно, не единственная область, которая буквально "дождалась" созревания ИТ чтобы "выстрелить" и начать бурно развиваться. Предпосылки Оглянемся назад, ибо ничто не возникает на пустом месте. Первые три десятилетия развития ИТ основное внимание уделялось структурированным данным, процессам их сбора, хранения и обработки. Для работы с неструктурированной информацией использовались лишь простые инструменты наподобие текстовых процессоров. В то время чаще всего имелся единственный общий адрес электронной почты на всю организацию, а об Интернет никто и не слыхивал. Но в конце 90-х годов сложилась парадоксальная ситуация. Более 80% всей корпоративной информации стало храниться в виде неструктурированных документов, и при этом практически не было систем, которые обеспечивали бы ее надежное хранение и удобный доступ. Конечно, можно продолжать считать, что, к примеру, электронная переписка сотрудников не представляет особой важности для компании, однако недавно пять крупных американских брокерских компаний серьезно поплатились за такое пренебрежение: им предстоит выплатить более 8 млн. долл. штрафов. Действующими правилами Нью-йоркской фондовой биржи предписывается три года хранить электронные документы, относящиеся к проводимым ими операциям. Однако нередко случалось, что сотрудники увольнялись, а их преемники стирали электронную почту своих предшественников. Итак, пора признать, что накопленные массивы электронной информации являются ценнейшим интеллектуальным активом организации, ее корпоративной памятью. Обращаться с таким достоянием следует особенно бережно. При этом мало сохранить его - интеллектуальные активы должны быть легко доступны. Организации должны получать отдачу от инвестиций, вложенных в их создание. Аналитики сегодня рассматривают управление знаниями как стратегическую концепцию, призванную помочь справиться с последствиями информационного взрыва. Взоры ИТ-менеджеров сегодня обращены в сторону соответствующих решений, которые призваны объединить разрозненные технологии, поддерживающие работу с неструктурированной информацией Найти черную кошку в темной комнате Хранить и накапливать информацию человечество научилось уже давно. Библиотеки и архивы существуют тысячи лет. Но не так просто найти нужные сведения, даже точно зная, что они где-то есть! И уж совсем невозможно найти то, что нужно, быстро - особенно если не знать точно, что ищешь. Для пользователя система управления знаниями должна предоставлять средства навигации, которые отображали бы логическую и понятийную структуру хранилища информации, подобно систематическому каталогу в библиотеке. С ростом объемов информации, и особенно в эпоху Интернет, простой поиск перестал быть полезным. Если в ответ на запрос вы получаете несколько миллионов ссылок - это все равно, что ничего. На помощь приходят средства автоматической категоризации информации, которые позволяют автоматически построить таксономию и потом распределить имеющиеся документы и новые поступления по ее разделам. Но, строя систематику, они действуют автоматически, без априорных предположений о внутренней логике и взаимосвязях объектов. Такой подход позволяет выявить скрытые взаимосвязи и сделать их явными. Используя методы автоматической категоризации, можно регулярно контролировать, насколько наши представления о предметной области соответствуют текущему состоянию дел. Так, если появляется множество документов, которые невозможно автоматически отнести ни к какой рубрике, это явный сигнал, что возникло нечто принципиально новое. Подобные методы находят широкое применение в системах анализа публикаций в СМИ, мониторинга действий конкурентов, в изучении социальных и политических проблем, в ситуационных центрах и т. д. В последнее время наблюдается "конверсия" высокоинтеллектуальных систем управления знаниями. Если раньше эти технологии использовались практически только разведслужбами, как государственными, так и корпоративными, то теперь они становятся частью настольных систем, доступных рядовому пользователю. Например, в Telecom Italia подобная система управления знаниями охватывает 50 тыс. рабочих мест, предоставляя пользователям возможности поиска и навигации по кластерной карте знаний. Управление интеллектуальными активами Аналитики Gartner предсказывают, что нематериальные интеллектуальные активы к 2007 году обеспечат более 90% рыночной стоимости ведущих мировых компаний. Так, в балансовом отчете IBM за 2001 год прибыль от интеллектуальных активов составила 1,5 млрд. долл. - благодаря системному подходу к управлению своими патентами, ноу-хау и другими нематериальными активами. Компании пришли к пониманию того, что традиционный бухгалтерский учет не охватывает ценности, которые движут новой экономикой. Умение управлять своими интеллектуальными активами представляется ключевым фактором успеха и важным конкурентным преимуществом. Неструктурированные документы составляют более 80% корпоративных данных, - ведь именно на основании этой информации и принимаются бизнес-решения. А чтобы добиться прозрачности, необходимой инвесторам, нужно не только показать цифры, но и предоставить документы, по которым можно судить о правомерности и целесообразности тех или иных действий. Огромное множество документов на первый взгляд не имеют
непосредственного отношения к бизнесу, однако в них заключается коллективный
опыт и корпоративная память организации. В современных высокотехнологичных
отраслях и в секторе услуг подобная информация как раз и составляет их
основную ценность. У компаний, подобных Microsoft или PricewaterhouseCoopers,
нет в собственности заводов и фабрик, земельных угодий и других традиционных
средств производства. Однако же они неплохо зарабатывают - своими мозгами. Функции управления знаниями Постараюсь перечислить наиболее очевидные для меня на данный
момент функции УЗ:
Технологии для УЗ Текущее мировое состояние УЗ характеризуется с одной стороны повышенным интересом у бизнеса и с другой стороны отсутствием устоявшихся, проверенных временем и практикой технологий. Можно сказать, что эта задача находится на стыке управленческих, социальных, психологических вопросов, а также в области информационных технологий. В части ИТ к наиболее проработанным относятся решения Verity, Autonomy, Hummingbird, Knowledge Discovery System (IBM/Lotus). Наиболее сформировавшиеся на сегодняшний день технологии УЗ
Сферы применения управления знаниями Проектирование и разработка продукции
и услуг Работа с заказчиками и службы поддержки Отслеживание различных аспектов взаимодействия с заказчиком
- учет возможных проблем, склонностей при закупке тех или иных товаров,
ожиданий - крайне важно для поддержания и развития отношений между компанией
и ее клиентами. Грамотно организованная система управления знаниями может
в значительной степени облегчить это процесс - от построения более эффективной
системы продаж до создания налаженной службы технической поддержки.
В условиях постоянного изменения ситуации на рынке, перед
предприятиями стоит задача регулярного пересмотра организации работ во
всех подразделениях - от отдела снабжения до управленческого аппарата.
Управление знаниями позволяет систематизировать доступ к информации, на
основе которой принимаются решения - бизнес-данным, информации по конкурентам,
и демографической статистике рынка.
Системы управления знаниями позволяют вести учет навыков
и областей компетенции сотрудников, производительности, использоваться
для организации дополнительного обучения и повышения квалификации служащих,
предоставлять актуальную информацию по кадрам компании. Системы управления
знаниями должны определять пробелы в подготовке кадров, и обеспечивать
соответствующие обучающие механизмы. Выбор и внедрение СУЗ Выше я кратко упоминал различные платформы для построения системы УЗ (СУЗ), которые выступают в роли инструментов для реализации бизнес-процессов и решения проблем в области управления знаниями конкретного заказчика. Здесь хочется привести цитату с форума E-executive, как говорится, без комментариев. "Я еще 15 лет назад на совещаниях, конференциях, при
разговорах с потенциальными заказчиками говорил, что надо активно самим
разрабатывать Тогда к этому прислушивались плохо, но сейчас-то еще намного хуже. Все ждут, чтобы купить что-то западное. Ждите - прождете 100 лет. ИПС (вероятно, информационно-поисковые системы) можно западные покупать, а вот большинство ЭС или системы управления знаниями придется делать самим. Поскольку они, как правило, жестко привязываются к системе знаний, которые используются в каждой отдельной организации конкретно. Общие системы тоже появятся, но в отдаленной перспективе…." Заключение По моему мнению, УЗ можно рассматривать в двух аспектах:
Внедрение методов управления знаниями на практике требует сбалансированного подхода. Технологии являются основным элементом в управлении информационными активами и налаживании связей между разрозненными подразделениями компании. В то же время, создание стимулирующих условий для обмена знаниями и выделение четких целей поможет избежать наиболее распространенных проблем, возникающих при внедрении технологий управления информацией. Управление знаниям позволяет снизить затраты, однако основная выгода от его применения заключается в построении гибкой, ориентированной на рост и развитие организационной структуры. Такая структура обеспечивает ускоренный цикл разработки продукции, более совершенный механизм принятия решений, повышение квалификации сотрудников и расширение спектра предлагаемых услуг. В результате, возрастают такие показатели, как степень удовлетворенности продукцией, отдача от материальных вложений, и общий уровень подготовки персонала. Источники
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Любое письмо может быть опубликовано в рассылке,
если нет явного запрета на публикацию. Для публикации адреса электронной почты, указывайте его в тексте письма. |
||||||||||||||||||||||||
С пожеланиями успехов,
Михаил Кузьмин |
||||||||||||||||||||||||
Сайт рассылки http://alldoo.at.tut.by
|
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: comp.soft.review.kouzmin |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||