Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Всё о документообороте

  Все выпуски  

Всё о документообороте :: События


Информационный Канал Subscribe.Ru

Всё о ДОКУМЕНТООБОРОТЕ

Ведущий рассылки
Михаил Кузьмин
 

Выпуск 22. Конференция "ДОУ: переход к ИТ".



 
11 марта 2005 года в Минске состоялась научно-практическая конференция "Документационное обеспечение управления: переход к информационным технологиям".

Цель конференции, по заявлению организаторов, было ознакомление широкого круга специалистов с различными системами документационного обеспечения управления (АСДОУ), электронного документооборота и архивного хранения, а также освещение вопросов разработки и внедрения автоматизированных систем.

В работе конференции приняли участие разработчики АСДОУ и их партнёры в Беларуси: "Электронные офисные системы" (г.Москва), УП "Центр специализированных компьютерных систем" БГУ, СП ЗАО "Международный деловой альянс" (г.Минск), Центр информационных технологий БГУИР (г.Минск), Компания "Исида-Информатика" (г.Витебск), СП "Бевалекс" ООО (г.Минск), ЗАО "АлтоЛан"(г.Минск).

А также "Белорусский научно-исследовательский центр электронной документации" Белкомархива, Государственного центра безопасности информации (ГЦБИ) при Президенте РБ и Министерство связи.

Среди участников конференции были руководители и специалисты министерств и ведомств Республики Беларусь, государственных организаций, банков.

Участники конференции были проинформированы о ходе проведения работ в рамках Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 гг. и на перспективу до 2010 г. "Электронная Беларусь", ознакомлены с анализом различных АСДОУ, ситуацией с использованием электронно-цифровой подписи (ЭЦП) в АСДОУ.

Организована конференция была очень достойно, за что хочется сказать спасибо организаторам.

Компании-разработчики и их партнёры ознакомили участников конференции с различными АСДОУ, их функциональными возможностями и особенностями, поделились опытом удачных решений и проектов.

Участники конференции получили компакт-диски с обзором АСДОУ, материалами о самих АСДОУ и отчетом по разработке типовых проектных решений автоматизированной системы документооборота для государственных органов.

Много внимания было уделено проекту внедрения АСДОУ на основе системы LanDocs в Аппарате Совета Министров Республики Беларусь.
Прозвучало даже, что к концу года Совет Министров планирует наладить обмен документами в электронном форме со всеми министерствами и ведомствами.

Интересным был доклад директора "Белорусского научно-исследовательского центра электронной документации" (БелНИЦЭД) Носевича В.Л. Доклад был посвящен проделанной работе по теме "Разработать типовые проектные решения автоматизированной системы документооборота для государственных органов".

По поводу возможности перехода всех организаций на некую единую АСДОУ, то здесь принципиальная позиция Госкомархива и БелНИЦЭД - отсутствие ориентации на единую систему.

Основные причины такого подхода:
- такая АСДОУ была бы функционально избыточна для большинства организаций и, следовательно, неоправданно дорога;
- это привело бы к монополизму со стороны конкретного разработчика;
- во многих организациях уже существует "задел" - свои АСДОУ, отказаться от которых может быть нецелесообразно.

Каждая организация может внедрять свою АСДОУ или использовать уже имеющуюся при обеспечении возможности обмена данными в электронном формате с другими организациями.

В рамках разработки типовых решений проводился анализ АСДОУ, были рассмотрены следующие системы:
- "ДЕЛО", ООО "Электронные офисные системы" (Россия, г. Москва);
- "LanDocs", ЗАО "ЛАНИТ" (Россия, г. Москва);
- "DWARF", Центр информационных технологий БГУИР (Республика Беларусь, г. Минск);
- "ISIDA DMS", компания "Исида-Информатика" (Республика Беларусь, г. Витебск);
- "ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО", компания IBA СП ЗАО "Международный деловой альянс" (Республика Беларусь, г. Минск);
- "ORCHID", ЗАО "АлтоЛан" (Республика Беларусь, г. Минск).

Основные выводы анализа:
- технический уровень всех приведенных систем достаточный;
- нет явного лидера.

Основные требования к АСДОУ:
- поддержка электронных документов (ЭД), то есть документов, содержащих содержательную и атрибутивную информацию, и заверенных ЭЦП;
- возможность взаимодействия с другими АСДОУ;
- поддержка функций архивного хранения.

В докладе были выделены следующие возможные "узкие места" при переходе к электронному документообороту:
- поддержка АСДОУ единого формата обмена данными;
- единые справочники и классификаторы;
- обеспечение требований к системам архивного хранения;
- нормативная база;
- поддержка возможности передачи документов на хранение в госархив;
- кадровое обеспечение.

Какие необходимы нормативные документы для перехода к межведомственному электронному документообороту:
- положение о межведомственном электронном документообороте;
- регламент подключения (т.е. что необходимо для начала обмена электронными документами с другими организациями);
- регламент работы;
- доработка типовой инструкции по делопроизводству;
- обеспечение требований ГЦБИ (руководящий документ для использования центра сертификатов).

Кроме того, необходима система справочников в открытом виде для использования в различных АСДОУ.

Требования к электронному архиву:
- соответствие национальному законодательству;
- совместимость с различными АСДОУ;
- возможность удостоверения подлинности ЭД, на протяжении всего срока их хранения;
- возможность передачи документов на государственное хранение;

Проблемы архивного хранения:
- недолговечность алгоритмов ЭЦП, алгоритмы, реализованные в современных средствах ЭЦП, и используемые длины ключей подписи обеспечивают гарантированную защиту только на 5 лет, что вполне достаточно для банковской системы, изначально выступавшей заказчиком этих средств, но при хранении документов в госархиве в течение, возможно, десятков и сотен лет, такой стойкости явно недостаточно;
- программно-независимый формат - будет ли существовать программное обеспечение, которое использовалось для создания документов, например, Microsoft Word через 100 лет? будет ли он нормально работать на тогдашних вычислительных машинах? и будет ли он открывать столь древние файлы? во избежание этих проблем предлагается разработать программно-независимый формат, который бы использовался при архивном хранении ЭД;
- корректный перенос ЭЦП в программно-независимый формат, при прямой выгрузке ЭЦП, естественно, потеряет действие.

Согласно существующей практике, организации передают документы в госархив спустя 3 года после завершения их использования.
Таким образом, если ориентироваться на организации перешедшие к использованию электронных документов, то решить эти проблемы необходимо за 3 года.

Ну, и кадровое обеспечение:
- понимание проблемы (на всех уровнях);
- обеспечение грамотного внедрения;
- квалифицированное администрирование;
- и компьютерная грамотность пользователей.

Был также словесно представлен программный продукт "ШЛЮЗ СЭД" - обеспечивающий моделирование работы АСДОУ в части информационного взаимодействия с использованием электронных конвертов.
ПП "ШЛЮЗ СЭД" позволяет регистрировать документы, созданные в электронном виде, обеспечивает их подписание с помощью ЭЦП, выполняет формирование электронного конверта и передачу его корреспондентам по корпоративной электронной почте государственных органов. Данный ПП может быть использован в качестве клиента межведомственного электронного документооборота в тех государственных органах, которые не имеют АСДОУ.

С.В. Сергиеня, представитель IBA СП ЗАО "Международный деловой альянс" рассказал о проведенном его компанией исследовании, которое охватило и сами АСДОУ, и клиентов, и конкурентов. В итоге было выбрано то же на чём до этого "стояли" - Lotus Domino/Notes.

Столь прагматичный результат у меня лично вызвал вопрос "А был ли мальчик?" (то есть само исследование), но это в принципе не очень важно.

В заключение С.В. Сергиеня рассказал о перспективах разработки новых продуктов на платформе Lotus Domino/Notes и призвал конкурентов бояться.

Из небелоруссов выступал только генеральный директор компании "Электронные офисные системы" (ЭОС) - разработчика системы "ДЕЛО" - Баласанян В.Э.

Очень спокойный и интересный доклад о более, чем десятилетнем пути компании - лидера российского рынка АСДОУ - по разработке и внедрению систем электронного документооборота. Были освещены основные продукты - системы "ДЕЛО", "Архивное ДЕЛО", "eDocLib", кратко рассказано об основных проектах.

Полещенко В.Я. - директор УП "Центр специализированных компьютерных систем" БГУ, дала отчет о результатах проведенного обзора современных АСДОУ для автоматизации документооборота государственных органов. Данная работа проводилась совместно с БелНИЦЭД в рамках разработки типовых проектных решений для государственных органов".

Анализ АСДОУ проводился по следующим критериям:
- назначение системы;
- основные функции системы;
- технические характеристики;
- планы развития системы;
- информация о компании, разработавшей АСДОУ;
- опыт внедрения системы;
- сертификаты и лицензии;
- партнеры компании;
- порядок формирования стоимости (ценовая политика компании);
- комплект документации на программный продукт.

Сам отчет об анализе АСДОУ участники конференции получили на компакт-дисках.

Петрилин Е.Е. - директор компании "Исида-Информатика" рассказал об основных подходах своей компании при автоматизации и внедрении АСДОУ. Система "ISIDA DMS" представляет собой набор модулей, адаптируемых под конкретные задачи клиента. В качестве основы используется платформа J2EE (Java 2 Enterprise Edition).

В заключение конференции в рамках "круглого стола" выступила представитель НИИСА Баранова Л.М., которая призвала разработчиков не видеть друг в друге конкурентов, а также поддержала мысль о необходимости сотрудничества с компаниями, способными квалифицированно внедрить и сопровождать АСДОУ. Это выступление как бы резюмировало всю конференцию.

По поему мнению, конференция удалась! Переход к электронному документообороту - процесс постепенный и данное событие - один из шагов на этом пути.

 
Любое письмо может быть опубликовано в рассылке, если нет явного запрета на публикацию.
Для публикации адреса электронной почты, указывайте его в тексте письма.

 

С пожеланиями успехов,
Михаил Кузьмин alldoo@tut.by
 
Сайт рассылки http://alldoo.at.tut.by

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: comp.soft.review.kouzmin
Отписаться

В избранное