О карьере и профессиональном развитии IT-специалистов Почему аналитики не нужны в нашей отрасли
Почему надо пилить дерево и почему аналитики не нужны в нашей отрасли
Почему надо пилить дерево и почему аналитики не нужны в нашей отрасли
Здравствуйте, коллеги!
Ведущий Клуба управления проектами PMI Иван Селиховкин некоторое время назад с коллективом единомышленников решил запустить регулярную рубрику «Пульс рынка» (имея ввиду состояние и прогнозы на рынке консалтинга, в особенности в сфере проектного управления и бизнес-анализа в ИТ). Их интересует, что происходит в связи с этим в России (в Москве и Петербурге), а также в крупных «заморских» странах из
числа признанных фаворитов консалтинга и менеджмента (в том числе в США и Австралии).
С чего все начиналось и каковы первые результаты — описано ниже, в формате трехдневной дискуссии «как оно было».
Новые «сводки с фронта» планируется собирать и анализировать ежемесячно.
Итак, "Пульс рынка", май 2012:
День первый — («рынок» и карьерные перспективы)
В Питере лето. Уже несколько дней — тепло, и даже жарко. Вот-вот зарядят дожди, но в эту субботу над парком ни облачка.
Мы забрались в самую чащу — у нас два мангала, килограммы мяса в маринаде и три менеджера проектов.
И все не пьющие — кто-то «по убеждениям», кто-то «за рулем», а кто-то «за компанию». Поэтому мы говорим о работе. Лениво и с удовольствием, но именно о работе.
— Так как у вас обстановка? Ты все еще разрываешься между управлением проектом и бизнес-анализом? — спрашиваю я Диму. Тот сосредоточен — он поливает разгоревшиеся угли и крутит шашлык, сурово сдвинув брови к переносице.
— Ну да, все также... — выдает он, наконец, — это вообще моя давнишняя проблема, ну ты помнишь. Я бы удовольствием ушел в «чистые аналитики», это «мое». Но бизнес-анализ не востребован так, как проектное управление.
— Да ладно?
— Ну да.
— У меня тема востребованности ПМ в клубе управления проектами тоже часто обсуждается и мнения есть разные. Неужто так все плохо? — я роюсь в сумке с безалкогольными напитками.
— Плохо-плохо, — подает голос растянувшийся на коврике поодаль Николай. Мне казалось, он задремал, однако опытный консультант даже сквозь сон прислушивался к нашей беседе.
— Коля, я знаю, ты пессимист.
— Нет, док, я хорошо информированный реалист (кличка «док» приклеилась ко мне как к бывшему врачу и друзья с удовольствием ею пользуются).
К тому моменту Дима одолевает пламя.
— Ну вот смотри, например, у нас. Есть разработчики (и тестировщики, и внедренцы), ну давай их всех назовем словом «разработка». Те, кто делают дело. Еще всякие технические писатели, «юзабилисты» — отдельные все товарищи. А есть аналитики — системный и бизнес-анализ. Первые могут изучать структуры баз данных, рисовать информационные модели, могут, по сути, сформулировать постановку разработчикам (с той или иной степень детальности) и в этом их сила. Они нужны.
— Ну.
— Вот. А что такое бизнес-анализ? Человек, который умеет определять потребности БИЗНЕСА и определять пути удовлетворения этих самых потребностей. Согласен? — Дима отбирает у меня только что найденную бутылку Колы.
— Согласен, в этом суть консалтинга. Бизнес-аналитик вообще не связан «напрямую» со сферой ИТ. Он может поработать и, теоретически, вынести вердикт из серии «вам софт не нужен, он не поможет, лучше разгоните департамент логистики и поменяйте схему закупок».
— Ну да. А если «информатизация» нужна — то вердикт он вынесет на бизнес-уровне, типа «программный комплекс с таким-то функционалом, такими-то пользователями и такими-то правилами игры решит такие-то из существующих проблем».
— Ага.
— То есть бизнес-аналитик, по-хорошему, не полезет, говоря языком ГОСТов вглубь «программно-аппаратных комплексов» и не станет описывать, например, подходы к миграции данных на системном или техническом уровне.
А теперь представь нашу компанию. Ну, ты знаешь, где я работаю. Представил?
— Ну...
— Заказчики — госструктуры. Унитарные предприятия. Последнее что им интересно — чтобы «мальчики» вроде меня и компании типа моей разбирались бы в сути и сложностях их работы и давали бы советы по повышению эффективности. Им нужно запускать и делать ИТ-проекты. Экспертиза предметной области не важна и иногда даже опасна.
— Другими словами «не нужно ни в чем разбираться, сделайте мне просто кнопку с надписью «счастье» », — включился дремотным голосом Коля.
— Во-во.
— Посему команда, которая будет «пилить дерево» — востребована. ПМ, который будет следить за командой — тоже. А вот аналитик, который определит нужное ли это дерево и стоит ли его пилить — не требуется. Индустрия выстроена так.
— Ну ладно, ладно, — я переворачиваю слегка подгоревший шашлык (пока Дима говорил — пламя снова занялось), — но не вся же индустрия.
— Ну, вот это и вопрос, кивает Дима.
— Вся-вся, — включает Коля. Откаты, распилы. Никому не надо «делать дело» и «работать эффективнее».
— Ой, Коля, опять ты об этом.
— Ну а что? Посмотри, где сконцентрированы многие выдающиеся умы? В сфере ИТ! Тут деньги, энергия, движуха. Бизнес-аналитиков больше всего именно тут, даже термин существует «ИТ-консалтинг». А что движет сферу ИТ в России? Нефть. Нефте-деньги, которые, так или иначе, движут в ней и все остальное. Деньги приходят в ИТ либо через крупных интеграторов, либо через госбюджет и систему госзаказа. Причем, обрати внимание, что интеграторы помимо, разве что банков и ритейлеров обслуживают,
в основном гос сектор. Вытащи госсектор из ИТ — и она схлопнется до микроскопических компаний разрабатывающих веб-проекты с исключениями в виде, например, Яндекса и Вконтакте, а также отдельных островков информатизации (те же банки и ритейл). И все. Рынок ужмется сразу на порядки, и мы с тобой, дружище пойдем работать водителями такси.
— Эм, — Дима, как всегда, ведет себя тактично, — я не уверен, что зависимость от государства столь тотальная. Но в России — она явно очень велика. То что происходит в сфере ИТ — во многом определяется «самочувствием» и приоритетами госсектора.
— Блин, ребята, вы чего хотите мне сказать, что в Российском госсекторе, а значит и на всем ИТ-рынке, нет и не будет существенной потребности в серьезном бизнес-анализ? Что менеджер проектов — это мастер по реализации ИТ-шных задумок без оглядки на их целесообразность, значимость, нужность? И в этом альфа и омега нашей с вами карьеры?
— Не совсем, — Дима снял первый шампур.
— Именно так, — удовлетворенно крякнул Коля и потянулся, чтобы отобрать шампур себе.
— Рынка. ИТ-шного рынка. Я не верю что все так грустно, давайте измерим по каким-то объективным параметрам.
— По каким?
— Ну, вот давайте сами их и сформулируем.
— А чего ты мерить-то хочешь, — Коля усаживается прямо напротив меня. Я на мгновение задумываюсь.
— Попытаемся определить потребность рынка в кадрах а также его «самочувствие». Пожалуй, я соглашусь, что госсектор серьезно «модулирует» происходящее в ИТ. И что прямо сейчас потребность рынка в качественных консультантах (независящих от ИТ и, в известном смысле, от предметной области) — далека от идеала.
Но, во-первых, мы пока рассуждаем о Санкт-Петербурге. Во-вторых, мы не сравнивали Россию с зарубежьем. А в третьих говорить об «ухудшении» или «улучшении» ситуации нельзя, пока мы не мониторим эту самую ситуацию довольно длительное время. Согласны?
Коля жует. Дима кивает. Расклад неплох, решаю я.
— Тогда дело за малым: определим интересующие нас критерии, поймем какие из них можно мерить (прямо или косвенно) и будем делать это, скажем, раз в месяц. Примерно через год-полтора у нас накопится база для релевантных суждений. А какие-то выводы мы сможем сделать сразу. А?
— «Релевантных суждений», — усмехнулся в шашлык Коля, — заметано док, давай. Формулируй критерии, мы их потроллим.
Продолжение статьи и собственно сам анализ читайте здесь.
5 июля 2012 - в 20.00 (по Москве) - Стратоконф:поток Управление проектами, тема ”Фундаментальные инструменты управления проектом – коротко, практично и по существу” от Григория Кнеллера. Детали и регистрация
Сурен Самарчан: «Complex problem solving for managers»
Асхат Уразбаев: «Геймификация процесса разработки ПО»
Сергей Бережной: «Сопротивление делегированию»
Максим Вишнивецкий: «Собеседование: практическое руководство по правильному попаданию пальцем в небо»
Денис Бесков: «Как стать менеджером продукта: ключевые навыки»
Андрей Кушнарев: «Создание сайта на TYPO3»
Юрий Матвиенко: «Как я бесплатно повысил CSI моей команды до 97% от максимально возможного значения и стабильно удерживал его на этом уровне!»
Татьяна Белова: «(Не)Уставные отношения»
Роман Юферев: «Нетворкинг для ИТшника»
Артем Кудзев и Евгений Васильков: «Не айти для айти»
Денис Милентьев: «Принимаем готовую команду в управление»
Дмитрий Снисарь и Владимир Железняк: «Как легко найти общий язык с кем угодно? Техника подстройки на практике»
Михаил Кумсков: «Анализ Системы — ИС и бизнеса: сходства и различия»
Александр Калугин: «Программист-менеджер: как усидеть на двух стульях»
Григорий Печенкин: «Разруха не в процессах, а в головах»
Тёма Казаков: «Искренний проджект-менеджмент: как сделать так, чтобы все было, но дружбе с командой за это ничего не было? Где кончается управление и начинается соратничество? Взаимопонимание, результаты и большое будущее»
Лариса Софина: «Что стоит за управленческой эффективностью?»
Евгений Быченко: «Мой любимый Гос.заказ»
Оставайтесь на связи, коллеги!
Если вы воспользовались информацией из нашей рассылки, сайта или просто
считаете этот материал полезным, поставьте ссылку на Стратоплан.Ру