Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О карьере и профессиональном развитии IT-специалистов Почему аналитики не нужны в нашей отрасли


Почему надо пилить дерево и почему аналитики не нужны в нашей отрасли

Стратоплан.Ру: сервис профессионального и карьерного роста!

Почему надо пилить дерево и почему аналитики не нужны в нашей отрасли



Здравствуйте, коллеги!

Ведущий Клуба управления проектами PMI Иван Селиховкин некоторое время назад с коллективом единомышленников решил запустить регулярную рубрику «Пульс рынка» (имея ввиду состояние и прогнозы на рынке консалтинга, в особенности в сфере проектного управления и бизнес-анализа в ИТ). Их интересует, что происходит в связи с этим в России (в Москве и Петербурге), а также в крупных «заморских» странах из числа признанных фаворитов консалтинга и менеджмента (в том числе в США и Австралии). С чего все начиналось и каковы первые результаты — описано ниже, в формате трехдневной дискуссии «как оно было». Новые «сводки с фронта» планируется собирать и анализировать ежемесячно.

Итак, "Пульс рынка", май 2012:

 

День первый — («рынок» и карьерные перспективы)

В Питере лето. Уже несколько дней — тепло, и даже жарко. Вот-вот зарядят дожди, но в эту субботу над парком ни облачка.

Мы забрались в самую чащу — у нас два мангала, килограммы мяса в маринаде и три менеджера проектов.

И все не пьющие — кто-то «по убеждениям», кто-то «за рулем», а кто-то «за компанию». Поэтому мы говорим о работе. Лениво и с удовольствием, но именно о работе.

— Так как у вас обстановка? Ты все еще разрываешься между управлением проектом и бизнес-анализом? — спрашиваю я Диму. Тот сосредоточен — он поливает разгоревшиеся угли и крутит шашлык, сурово сдвинув брови к переносице.

— Ну да, все также... — выдает он, наконец, — это вообще моя давнишняя проблема, ну ты помнишь. Я бы удовольствием ушел в «чистые аналитики», это «мое». Но бизнес-анализ не востребован так, как проектное управление.

— Да ладно?

— Ну да.

— У меня тема востребованности ПМ в клубе управления проектами тоже часто обсуждается и мнения есть разные. Неужто так все плохо? — я роюсь в сумке с безалкогольными напитками.

— Плохо-плохо, — подает голос растянувшийся на коврике поодаль Николай. Мне казалось, он задремал, однако опытный консультант даже сквозь сон прислушивался к нашей беседе.

— Коля, я знаю, ты пессимист.

— Нет, док, я хорошо информированный реалист (кличка «док» приклеилась ко мне как к бывшему врачу и друзья с удовольствием ею пользуются). К тому моменту Дима одолевает пламя.

— Ну вот смотри, например, у нас. Есть разработчики (и тестировщики, и внедренцы), ну давай их всех назовем словом «разработка». Те, кто делают дело. Еще всякие технические писатели, «юзабилисты» — отдельные все товарищи. А есть аналитики — системный и бизнес-анализ. Первые могут изучать структуры баз данных, рисовать информационные модели, могут, по сути, сформулировать постановку разработчикам (с той или иной степень детальности) и в этом их сила. Они нужны.

— Ну.

— Вот. А что такое бизнес-анализ? Человек, который умеет определять потребности БИЗНЕСА и определять пути удовлетворения этих самых потребностей. Согласен? — Дима отбирает у меня только что найденную бутылку Колы.

— Согласен, в этом суть консалтинга. Бизнес-аналитик вообще не связан «напрямую» со сферой ИТ. Он может поработать и, теоретически, вынести вердикт из серии «вам софт не нужен, он не поможет, лучше разгоните департамент логистики и поменяйте схему закупок».

— Ну да. А если «информатизация» нужна — то вердикт он вынесет на бизнес-уровне, типа «программный комплекс с таким-то функционалом, такими-то пользователями и такими-то правилами игры решит такие-то из существующих проблем».

— Ага.

— То есть бизнес-аналитик, по-хорошему, не полезет, говоря языком ГОСТов вглубь «программно-аппаратных комплексов» и не станет описывать, например, подходы к миграции данных на системном или техническом уровне. А теперь представь нашу компанию. Ну, ты знаешь, где я работаю. Представил?

— Ну...

— Заказчики — госструктуры. Унитарные предприятия. Последнее что им интересно — чтобы «мальчики» вроде меня и компании типа моей разбирались бы в сути и сложностях их работы и давали бы советы по повышению эффективности. Им нужно запускать и делать ИТ-проекты. Экспертиза предметной области не важна и иногда даже опасна.

— Другими словами «не нужно ни в чем разбираться, сделайте мне просто кнопку с надписью «счастье» », — включился дремотным голосом Коля.

— Во-во.

— Посему команда, которая будет «пилить дерево» — востребована. ПМ, который будет следить за командой — тоже. А вот аналитик, который определит нужное ли это дерево и стоит ли его пилить — не требуется. Индустрия выстроена так.

— Ну ладно, ладно, — я переворачиваю слегка подгоревший шашлык (пока Дима говорил — пламя снова занялось), — но не вся же индустрия.

— Ну, вот это и вопрос, кивает Дима.

— Вся-вся, — включает Коля. Откаты, распилы. Никому не надо «делать дело» и «работать эффективнее».

— Ой, Коля, опять ты об этом.

— Ну а что? Посмотри, где сконцентрированы многие выдающиеся умы? В сфере ИТ! Тут деньги, энергия, движуха. Бизнес-аналитиков больше всего именно тут, даже термин существует «ИТ-консалтинг». А что движет сферу ИТ в России? Нефть. Нефте-деньги, которые, так или иначе, движут в ней и все остальное. Деньги приходят в ИТ либо через крупных интеграторов, либо через госбюджет и систему госзаказа. Причем, обрати внимание, что интеграторы помимо, разве что банков и ритейлеров обслуживают, в основном гос сектор. Вытащи госсектор из ИТ — и она схлопнется до микроскопических компаний разрабатывающих веб-проекты с исключениями в виде, например, Яндекса и Вконтакте, а также отдельных островков информатизации (те же банки и ритейл). И все. Рынок ужмется сразу на порядки, и мы с тобой, дружище пойдем работать водителями такси.

— Эм, — Дима, как всегда, ведет себя тактично, — я не уверен, что зависимость от государства столь тотальная. Но в России — она явно очень велика. То что происходит в сфере ИТ — во многом определяется «самочувствием» и приоритетами госсектора.

— Блин, ребята, вы чего хотите мне сказать, что в Российском госсекторе, а значит и на всем ИТ-рынке, нет и не будет существенной потребности в серьезном бизнес-анализ? Что менеджер проектов — это мастер по реализации ИТ-шных задумок без оглядки на их целесообразность, значимость, нужность? И в этом альфа и омега нашей с вами карьеры?

— Не совсем, — Дима снял первый шампур.

— Именно так, — удовлетворенно крякнул Коля и потянулся, чтобы отобрать шампур себе.

— Ну уж нет, — возмутился я, опережая Колю, — проведем исследование.

— Чего? — обиделся Коля.

— Кого? — Дима снял еще два шампура.

— Рынка. ИТ-шного рынка. Я не верю что все так грустно, давайте измерим по каким-то объективным параметрам.

— По каким?

— Ну, вот давайте сами их и сформулируем.

— А чего ты мерить-то хочешь, — Коля усаживается прямо напротив меня. Я на мгновение задумываюсь.

— Попытаемся определить потребность рынка в кадрах а также его «самочувствие». Пожалуй, я соглашусь, что госсектор серьезно «модулирует» происходящее в ИТ. И что прямо сейчас потребность рынка в качественных консультантах (независящих от ИТ и, в известном смысле, от предметной области) — далека от идеала. Но, во-первых, мы пока рассуждаем о Санкт-Петербурге. Во-вторых, мы не сравнивали Россию с зарубежьем. А в третьих говорить об «ухудшении» или «улучшении» ситуации нельзя, пока мы не мониторим эту самую ситуацию довольно длительное время. Согласны? Коля жует. Дима кивает. Расклад неплох, решаю я.

— Тогда дело за малым: определим интересующие нас критерии, поймем какие из них можно мерить (прямо или косвенно) и будем делать это, скажем, раз в месяц. Примерно через год-полтора у нас накопится база для релевантных суждений. А какие-то выводы мы сможем сделать сразу. А?

— «Релевантных суждений», — усмехнулся в шашлык Коля, — заметано док, давай. Формулируй критерии, мы их потроллим.

Продолжение статьи и собственно сам анализ читайте здесь.


С уважением,

Команда Стратоплан.Ру

 

Ближайший Стратоконф:

5 июля 2012 - в 20.00 (по Москве) - Стратоконф:поток Управление проектами, тема ”Фундаментальные инструменты управления проектом – коротко, практично и по существу” от Григория Кнеллера.  Детали и регистрация

 

Ближайшие тренинги и семинары:

14 июля, Москва: Управление в стиле лидершип

15 июля, Москва: Продуктивные коммуникации

28 июля, Санкт-Петербург: Мотивация без бюджета

29 июля, Санкт-Петербург: Продуктивные коммуникации

18 августа, Минск: Управление в стиле лидершип

19 августа, Минск: Продуктивные коммуникации

26 августа, Москва: Мотивация без бюджета

23 сентября, Москва: Продуктивные коммуникации

29 сентября, Новосибирск: Мотивация без бюджета

30 сентября, Новосибирск: Продуктивные коммуникации

 

Мастер-классы конференции Прагматик (25 августа Москва):

  1. Сурен Самарчан: «Complex problem solving for managers»
  2. Асхат Уразбаев: «Геймификация процесса разработки ПО»
  3. Сергей Бережной: «Сопротивление делегированию»
  4. Максим Вишнивецкий: «Собеседование: практическое руководство по правильному попаданию пальцем в небо»
  5. Денис Бесков: «Как стать менеджером продукта: ключевые навыки»
  6. Андрей Кушнарев: «Создание сайта на TYPO3»
  7. Юрий Матвиенко: «Как я бесплатно повысил CSI моей команды до 97% от максимально возможного значения и стабильно удерживал его на этом уровне!»
  8. Татьяна Белова: «(Не)Уставные отношения»
  9. Роман Юферев: «Нетворкинг для ИТшника»
  10. Артем Кудзев и Евгений Васильков: «Не айти для айти»
  11. Денис Милентьев: «Принимаем готовую команду в управление»
  12. Дмитрий Снисарь и Владимир Железняк: «Как легко найти общий язык с кем угодно? Техника подстройки на практике»
  13. Михаил Кумсков: «Анализ Системы — ИС и бизнеса: сходства и различия»
  14. Александр Калугин: «Программист-менеджер: как усидеть на двух стульях»
  15. Григорий Печенкин: «Разруха не в процессах, а в головах»
  16. Тёма Казаков: «Искренний проджект-менеджмент: как сделать так, чтобы все было, но дружбе с командой за это ничего не было? Где кончается управление и начинается соратничество? Взаимопонимание, результаты и большое будущее»
  17. Лариса Софина: «Что стоит за управленческой эффективностью?»
  18. Евгений Быченко: «Мой любимый Гос.заказ»

 


Оставайтесь на связи, коллеги!

Если вы воспользовались информацией из нашей рассылки, сайта или просто считаете этот материал полезным, поставьте ссылку на Стратоплан.Ру


2010-2012 Стратоплан.Ру


В избранное