Иногда слышишь такие разговоры, что, мол, раньше времена былы интереснее: столько событий исторических происходило, такие люди жили... А сейчас героев нет, подвиги все уже совершены, ничего нового: одна рутина и скука. Так вот, граждане, скажу вам прямо: ошибаетесь вы. И в наше время появляются свои Гагарины.
Итак, свершилось: сегодня впервые в истории человечества в космосе побывал обыкновенный человек на частном летательном аппарате под названием SpaceShipOne [www.scaled.com/projects/tierone/index.htm]. На этот проект ушло почти $20 млн. долларов и около 16 лет, но затраты не напрасны: "самодельный" космический челнок под управлением 62-летнего (!) пилота-испытателя Майка Мелвилла вышел за границы земной атмосферы и благополучно вернулся на аэродром в пустыне Мохаве, который теперь называют не иначе, как "космодром Мохаве".
Так ли важны эти три минуты невесомости, которые провёл в космосе Майк, по сравнению с почти полувековой историей развития пилотируемой космонавтики? Исключительно важны. Это действительно новая веха взаимоотношений человека и Вселенной. Смотрите сами: "профессиональная" космонавтика осваивала когда-то те вершины, которые сегодня оказались доступны простому пилоту. Теперь, когда околоземное пространство уже не имеет того значения, как раньше, космические проекты устремились на соседние планеты: Луна, Марс, Венера, Сатурн. В ближайшие десятилетия именно там будут развиваться основные события, связанные с освоением космоса и поддерживаемые государственными космическими программами. А "ближний" космос переходит по наследству к нам, гражданским людям. Теперь мы будем осваивать и обживать околоземные орбиты, строить там частные "космотели" и прочие прелести туристической
жизни. Поверьте, лет через десять недельный отдых на орбите будет входить в список предлагаемых путёвок всех туристических фирм. И стоимость их будет вполне сносной: даже сейчас, когда полёт в космос "просто так" чистой воды экзотика и экстрим, очередь желающих отдать $20 тыс. за несколько минут невесомости на SpaceShipOne довольно внушительная. Но на данный момент перед создателями частного космического челнока стоит главная задача: чтобы официально подтвердить свой успех, необходимо в течении двух недель совершить два полёта с туристами на борту. Пожелаем первооткрывателям успехов.
Сегодня есть и ещё одно событие, которое, может, и не имеет такого планетарного масштаба, но является своего рода знаковым явлением. Выпущена первая бета-версия для Linux-систем стремительно набирающего популярность интернет-телефона Skype [www.skype.com/]. Данная программа стала логическим и весьма полезным продолжением развития технологии P2P, до последнего времени использующейся для функционирования файлообменных сетей. Создателями Skype являются разработчики популярной KaZaA, что и позволило сделать действительно небольшую и мощную программу обмена голосовыми сообщениями. Пользователи отмечают высокое качество звука (лучше, чем в стандартных телефонных сетях), стабильную работу даже при модемном подключении и значительную экономию средств: по тарифам, например, Dial-up соединения, один час разговора с любой точкой планеты (!)
обойдётся вам в 6-8 рублей. На данный момент счётчик загрузок на сайте разработчиков показывает цифру, превышающую 40 млн. И ещё одна важная особенность: благодаря технологии P2P разговоры с помощью Skype практически невозможно перехватить, о чём уже с грустью заявляли представители ФБР.
Вчера разработчики дистрибутива SuSE выложили в свободный доступ ISO-образ своего нового детища - SuSE 9.1 Personal [ftp.ntua.gr/pub/linux/suse/i386/9.1-personal-iso/SUSE-9.1-personal-x86.iso]. Надо сказать, что в последнее время с предоставлением доступа широкой общественности к ISO-образам своих дистрибутивов у компании SuSE были некоторые непонятные проблемы, но, похоже, разработчики одумались и решили не идти против лицензионных правил GPL и Free Software.
Для начинающих же разработчиков будет полезной большая и подробная статья о K Desktop Environment 3.2 [arstechnica.com/reviews/]. В ней затронуты вопросы внутренней структуры, особенности средств разработки, лицензионная политика и многое другое, что может пригодиться в программерской жизни. Множество иллюстраций позволяют без труда освоиться даже начинающим программистам в мощной и красивой графической оболочке KDE.