Виртуальная арт-галерея продолжение темы: с чего начинается живопись?
урок №2:
Рефлекс. Это свет, который не идет непосредственно от источника света, а отражается рядом лежащим предметом (местный рефлекс) или окружающий средой (полутон). В картине «Март» тени на белом снегу густо-синие. Это и есть полутон: освещенное ярким весенним солнцем голубое небо дает рефлексы на эти тени.
Контраст светлотный и цветовой. Цветное пятно никогда не воспринимается нами изолированно. Оно всегда связано с окружением. Например, серый квадратик бумаги на черном фоне кажется гораздо светлее, чем на белом. Темное пятно рядом со светлым представляется еще более темным, и наоборот: светлое от соседства с темным как бы светлеет. Если расположить рядом две краски, которые находятся на "цветном круге" друг против друга (так называемые дополнительные), то их цветовая
насыщенность более интенсивна. Например, красный квадрат на зеленом фоне покажется нам насыщеннее того, что лежит на оранжевом. Бесцветная, или, ахроматическая, плоскость приобретает оттенок цвета, контрастный фону, окружающему эту плоскость.
Одна и та же окраска в зависимости от окружения может быть то "теплой", то "холодной". Итак, под влиянием различных факторов цвет предмета может сильно меняться. Но как бы не менялся сильно предметный цвет, глазом он воспринимается почти всегда. "Лебедь" М. Врубеля, написан темно-голубым, а мы видим белого лебедя в сгущающихся сумерках.
Определить нужный цвет - только начало работы. Затем надо подобрать красочную смесь, подобную цвету изображаемого. Здесь мы столкнемся со следующими трудностями.
В картине «Март» тени на белом снегу густо-синие. Это и есть полутон: освещенное ярким весенним солнцем голубое небо дает рефлексы на эти тени.
Во-первых, диапазон между самым светлым в натуре, например белой стеной дома, освещенной солнцем, и самым темным - черным бархатом в глубокой тени во много раз превышает диапазон между самым светлым на нашей палитре (предположим, чистые белила) и самым темным (предположим, черная виноградная). Нам никогда не удастся найти красочную смесь, абсолютно сходную с цветом в натуре.
Во-вторых, даже если бы это было возможно, изображение менялось бы при изменении освещения, как меняется сама натура. Вот Вы внесли только что написанный пейзаж, залитый солнечным светом, в комнату - и сразу же померкли краски, стали казаться почерневшими. К счастью, живопись передает реальность вне зависимости от тех условий освещения, в которых, находится картина. Но как же достичь убедительной достоверности изображения? Как перевести цветовой язык натуры на язык
живописного произведения?
Различие цветов в изображении рассматривается по трем основным признакам: цветовому тону, насыщенности (или яркости, силе цвета) и светлоте. Появляется, кроме того, и четвертый признак - различие цветов по степени приближения их к самому теплому спектру - оранжевому, или к самым холодным - голубому и синему. Термину "теплый" и "холодны" условны. Они возникли по ассоциации с огнем - красный, оранжевый или с цветом льда, лунным светом - голубой, синий.
Но как бы не менялся сильно предметный цвет, глазом он воспринимается почти всегда. "Лебедь" М. Врубеля,
написан темно-голубым, а мы видим белого лебедя в сгущающихся сумерках.
Цветовой тон определяется местом цвета в спектре. При переходе основного цвета спектра к другому образуются так называемые промежуточные цвета – коричневый, желто-зеленый, зелено-голубой. Промежуточного цвета на палитре добиваются, смешивая соответствующие краски.