Ещё в начале 90-х (не тех, не тех, тех вековых, а именно этих наших, сложных) один мой знакомый говорит: хочу я приобрести (прикупить) несколько картин, но вот не знаю каких, как их выбирают, по каким критериям, научи меня рисовать. Ну, рисунку, понятно, я тебя не научу это прививается с детства, с «кровью», годами, поколениями, но… научить разбираться, и …. Даже выполнять несложные художественные построения вполне реально, «Будешь первый среди своих друзей»,
да и в жизни пригодится, так и начали….. Но вот… с чего было начинать… ведь я не педагог… и тут, книга замечательна, попалась «Уроки изобразительного искусства", «живопись», но, совдеповских времен, правда, вот и пришло её частично перефразировать, да изменять. Но, тот, товарищ, с головою ее изучал, до сих пор в восторге: ни одну копию с подделкой не перепутал, а в искусстве как стал разбираться!!!
Так все же:
С чего начинается живопись? Обучение живописи начинается с воспитания умения видеть. Но разве не все люди видят одинаково? Естественно видят одинаково. Однако можно смотреть и не видеть.
«Написать картину нельзя и не нужно, должно поймать её красоту», говорил Врубель. Видеть в обыкновенном необыкновенное, в частности – общее, в обыденном – сокровенное; видеть, то, чего иной не заметит, даже не заподозрит, - вот в чем смысл художественного видения. Основа художественного видения складывается в детские и юношеские годы. Первопричина его - влюбленность в окружающую действительность, способность к «натискам восторга», по выражению Врубеля: «Зрение»
художника обретается на занятиях и на выставках, в поездках на этюды и в походах, при чтении стихов, описании исторических и географических путешествий, повсюду. Жизнь начинающего художника настолько богата впечатлениями, что его индивидуальность как бы тонет в жадном интересе ко всему увиденному. Отбирать свое, сокровенное, научишься не сразу. Здесь-то и важны советы внимание учителя. Он должен угадать направление, в котором толкает ученика «натиск восторга».
Однако восторг необходимо разделить со зрителем. Ни один художник не мог ещё и на сможет творить только для себя. Недаром утверждают, что искусство есть мышление в образах. Всякая мысль ищет быть высказанной кому-то, чувство, чувство ищет сопереживания. Как же найти художнику общий язык со зрителем? Итак, урок №1:
Единственный путь – мастерство ( его не купишь, не пропопьёшь, не выиграешь, так, ак если сомнения по поводу - а ну ... с гинь, но пробуй..., а вдруг?) Волынка у всех получается, глянь сколько художников развелось.... Мы видим красоту окружающего мира потому, что все, что его составляет, различно окрашено. Зависит эта окраска от освещения. Мы знаем, что если на пути солнечного луча поставить стеклянную призму, то этот луч, преломившись в призме,
даст на экране разноцветно окрашенную полосу – спектр. Когда солнечный луч проходит сквозь бесчисленные капли влаги, насыщающей воздух после дождя, в небе появляется радуга Различаются восемь цветов, составляющих спектр: пурпурный, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Поверхность каждого предмета поглощает часть спектра и отражает другую. Если почти весь спектр отражается поверхностью предмета, мы воспринимаем его цвет как белый. Если же весь спектр поглощается поверхностью, мя воспринимаем такой цвет, как черный (или серый) Цветок красного мака поглощает почти весь спектр, кроме красного цвета. Лимон отражает желтые лучи с небольшой примесью зеленых, апельсин – оранжевые.
Такой цвет называется локальным, точнее сказать предметным.
Однако, ведь интересно: подлинного предметного цвета мычащее всего не видим. На него существенно влияет целый ряд факторов.
Ва’лер. Валёр по –французски – «ценость», «качество», «достоинство»,. В живописи под словом «вал’ер» понимают количество света в цвете. Ведь луч света может падать на предмет перпендикулярно, 2 в лоб», может падать под углом, а может и соввем не падать (тень). Валёр – это светлот ные градации; точнее это оттенки локального цвета, образуемые количеством света в нем.
Окрашенность светлового луча. Вспомните карину И. Левитана «Летний вечер». Зеленый лес, освещенный лучами заката, становится бронзовым. Предметный цвет изменяется в зависимсти от кокраски источника света ( дневной свет, искусственное освещение, свет луны). Удаленность объекта изображения от глаза изображающего такжк влияет а окрашеность предмета. Так, дальний лес не зеленый а голубой. Красно-оранжевый кирпичный дом, удаленный на значительное расстояние, лиловеет. Это
явление мы называем перспективой.