Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Виртуальная арт-галерея

  Все выпуски  

Виртуальная арт-галерея


Русский символизм - отмечает так называемые "две волны". "Первая волна" возникла на рубеже 1880-х - 1890-х годов и представляла собой стихийный неоромантический протест. В своем стремлении уйти от современной реальности каждый из "старших символистов" избирал свой путь. Одни обращались к образам романтической литературы (М.Врубель), другие - к древней истории (Н.Рерих), третьи - к религиозно-нравственным идеалам (М.Нестеров), многие пришли к театру (А.Головин). Но все они стремились создать свой новый мир по законам высокого искусства.
В поисках единого большого стиля, основанного на синтезе всех видов творчества (в России этот общеевропейский стиль именовался "модерн"), живописцы проявляли себя как архитекторы и скульпторы, работали в качестве мастеров прикладного искусства, театральных декораторов, художников книги. Экспозиция позволяет наиболее полно выявить разные творческие индивидуальности художников и показать, сколь широки и многообразны были интересы "старших" символистов.
Провозвестником и творцом "второй волны" русского символизма явился В.Борисов-Мусатов, начавший свою деятельность еще в русле "первой символистской волны". Он стал создателем новой живописной системы в русском искусстве. Под его непосредственным воздействием сформировалось объединение "второй волны" русских символистов "Голубая Роза".
Содружество выросло из кружка творческой молодежи, сложившегося на рубеже ХIХ-ХХ веков в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Лидерами стали молодые художники-саратовцы П.Кузнецов и П.Уткин, их земляком был и скульптор А.Матвеев. В объединение также входили А.Арапов, Н.Крымов, братья Н. и В.Милиоти, Н.Рябушинский, Н.Сапунов, М.Сарьян, С.Судейкин, А.Фонвизин и др.
В отличие от "первой волны" русского символизма, "вторая волна" обрела очертания эстетической системы, характер художественного направления. Переориентация изобразительного искусства с литературной основы на музыкальную привела к переносу акцента при создании художественного образа на собственно пластические средства выражения - линию, цветовую интонацию, ритмическую организацию композиции.
Деятельность "Голубой Розы" была довольно длительной, хотя выставка с таким названием (1907) оказалась единственной. Название с той поры перешло к художественному движению, связанному с творчеством участвовавших в знаменитой выставке мастеров.
Русский символизм конца 1900-х годов, изменяя свой характер, формы, темы, набирает еще большую силу и убедительность. На данном этапе происходит сближение русских художников-новаторов с крупнейшими мастерами французского искусства начала ХХ столетия. Две из трех выставочных экспозиций под названием "Золотое Руно", организованных одноименным журналом - печатным органом "Голубой Розы", были совместными русско-французскими. Общий поворот к "реализму" определил направление новых интересов "голуборозовцев". От сказок и снов, от образов подсознания они обратились к реальности. Способность синтетического видения, умение обобщать непосредственное наблюдение в реальной жизни, проникать за видимую оболочку предметов к Истинной реальности, привели символистов к тому, о чем они мечтали, - к декоративному синтезу. Излюбленное сочетание цветовых тонов, заключенное в формуле "золото в лазури", зазвучало теперь много звонче, ярче, радостнее, не приобретая при этом качества предметности.
Идеалистически восторженное представление о всемогуществе Искусства должно было когда-то привести художников-символистов к драматическому столкновению с Жизнью. По мере развития символистская живопись приобретала большую силу экспрессии и активно включалась в стремительный поток авангардного движения в русском искусстве 1910-х годов. Из восторженных мечтателей художники "Голубой Розы" превратились в участников исполненной драматизма Жизни-Балагана. Главной цветовой тональностью их произведений стала глубокая густая синева, в которой особенно напряженно зазвучали интонации красного, желтого и оранжевого

В избранное