Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Web-солянка

  Все выпуски  

Web-солянка Юсуф Карш


В детстве он даже и не знал, что такое фотокамера. Более того, его жизнь в детстве же, едва начавшись, могла и закончиться, случись ему стать жертвой одного из бесчисленных кровавых погромов на национальной почве. И тогда мир лишился бы чего-то очень-очень важного. Но он прожил жизнь длиною почти в целый век – тот самый, ровесником которого был. И мир получил возможность наслаждаться его неповторимыми творениями…

63

ИНСТОН ЧЕРЧИЛЛЬ. 1941

Когда в 1941 году, в самый мрачные дни Второй мировой войны, прсмьср-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль прибыл с официальным визитом сначала в Вашингтон, а затем в Оттаву, его канадский коллега Маккензи Кинг пригласил Юсуфа Карта запечатлеть влиятельного британского политика и государственного деятеля Черчилля во время его выступления перед Парламентом Канады. По окончании его насыщенной эмоциями, зажигательной речи Карт поспешил в кабинет спикера, где накануне вечером установил свой свет и вторую камеру. Вскоре туда зашли и оба премьер-министра плечом к плечу и с сопровождающими их лицами. Карш включил свой свет, и Черчилль ошара-шенно воскликнул: Что это? Что такое?. Все боязливо притихли, и лишь сам Карш робко вышел вперед и сказал: Сэр, я надеюсь, что мне представился удачный шанс сделать портрет, достойный этого исторического момента. Бросив недовольный взгляд на самонадеянного молодого человека, премьер-министр буркнул с усмешкой: Только меня почему-то об этом забыли спросить!. Сопровождавшие его лица засмеялись, что еще больше усложнило положение фотографа. Но затем Черчилль зажег сигару, раскурил ее, напустив вокруг дыма, великодушно смягчился: Так и быть, можешь щелкнуть разок. Убедить его переместиться на небольшое расстояние в то место, куда был направлен свет, уже стоило фотографу труда, но самое сложное было еще впереди. Черчилль никак не желал выпускать изо рта дымящую-ся сигару, продолжая энергично ее жевать, даже когда Карш поставил рядом пепельницу. Подождав еще какое-то время, Юсуф, повинуясь спонтанному импульсу, шагнул к нему и деликатно, но не спрашивая на то разрешения, а лишь промолвив Простите, сэр!, вынул сигару из его рта! Когда отважный фотограф вернулся к камере, британский премьер смотрел на него так грозно, словно хотел испепелить взглядом. В этот момент Карш и сделал свой снимок, которому суждено было прославить его на весь мир. И в оглушительной тишине сэр Уинстон, вместо того чтобы разразиться проклятьями, милостиво улыбнулся и хмыкнул: Ладно, можешь сделать еще один. После чего подошел к Юсуфу, пожал ему руку и сказал: А ты, похоже, можешь даже рычащего льва заставить замереть перед камерой!.

Именно так, со слов самого Юсуфа Карша, он в 33 года сделал свой самый знаменитый фотопортрет – одно из наиболее часто воспроизводимых изображений в истории фотографии.

ЛОВЕЦ УДАЧИ

По какому принципу Всевышний (если, конечно, он существует) распоряжается своим посевным материалом-только ему самому, похоже, это и известно. Потому что, когда в провинциальной глуши на юго-востоке Турции – а не где-нибудь в Нью-Йорке, Лондоне или, на худой конец, в Хацапстовке – в начале позапрошлого века родился маленький армянский мальчик, никому бы и в голову не пришло, что, повзрослев, он волею судьбы и благодаря своему таланту станет величайшим

фотографом, позировать которому будут сильные мира сего. Все детство Юсуфа прошло в обстановке страшного геноцида армянского населения, и в 14-летнем возрасте он, спасая свою жизнь, вместе с семьей вынужден был бежать в Сирию, а еще через пару лет родители отправили его в Канаду к обосновавшемуся там родному дяде Джорджу 11акашу – фотографу. Дядя быстро разглядел в племяннике талант и, в свою очередь, летом 1926 года отправил смышленого паренька на двухлетнее обучение в Бостон к своему другу, авторитетному фотографу Джону Гаро. Там-то, в проникнутой человечностью атмосфере студии Гаро и зародилось желание Карша посвятить себя портретной фотографии.

Ради занятия фотографией юный Карш распрощался с первоначальным намерением изучать медицину. Я не сразу осознал это, но постепенно искусство фотографии захватило меня всего и стало отнимать всю мою энергию – это стало для меня не только работой, но и нескончаемой страстью! – вспоминал он позднее. Неизвестно, потерял ли мир в лице Карша великого терапевта или хирурга, но великого фотографа точно приобрел. А сам он очень скоро приобрел – вернее, открыл в себе – понимание, как посредством фотографии отобразить саму сущность человека. В своей книге Портфолио Карша 1967 года он писал: Всякому -мужчине ли, женщине ли – есть что скрывать, и моя задача как фотографа – по возможности обнаружить это и показать. Человек может приоткрыться на какую-то долю секунды в бессознательном жесте,

проблеске в глазах, кратковременном сбросе маски, которую все мы носим, чтобы спрятать самое свое сокровенное от окружающих. И вот в это ускользающее мгновение фотограф может либо поймать удачу за хвост, либо упустить ее.

В 1931 году амбициозный молодой человек вернулся в Канаду и открыл собственную студию в Оттаве. Зскоре ему довелось сделать портрет генерал-губернатора лорда Бессборо, с чего и началось восхождение Юсуфа Карша к всеобщему признанию. Его патроном и даже другом стал уже упоминавшийся выше премьер-министр Канады Мак-кензи Кинг, который и устроил съемку Уинстона Черчилля.

Уже в этом портрете явно прослеживается фирменный почерк мастера: точечный и строго отмеренный, классический голливудский свет, направленный на модель (главным образом, на лицо и руки), в контрасте с темной одеждой и темным фоном. Грамотное использование света – это тон1айший инструмент для отображения лица человека. И даже если понимаешь это, не всегда можешь владеть этим инструментом, – пояснял Карш. И владея этим инструментом в совершенстве (помимо умения поймать момент), фотограф добивался потрясающей глубины и выразительности своих портретов, максимальной резкости и деталировки изображения, когда видны каждый волосок и морщинка. Благодаря этому каршевскне портреты отличались какой-то особой торжественностью, а их герои – особым достоинством и величием. Впоследствии Каршу еще дважды доводилось снимать Черчилля, но именно тот, первый снимок предопределил всю дальнейшую судьбу фотографа. Опубликованный изначально в журнале Life, он получил одобрение во всем мире. По словам самого Карша, в общественном сознании этот портрет стал олицетворением неукротимого духа

65

Пабло Пикассо, 1954

Вилла маэстро – с этими галдящими детьми, носящимися на велосипедах по огромным залам, завешанным холстами. – была сущим кошмаром для фотографа. Поэтому я с радостыс и облегчением принял предложение Пикассо провести сьемку позже в его керамических мастерских в деревушке Валлорис на Лазурном берегу. Да он в жизни сюда не придет. – заявил владелец галереи, когда туда прибыл мой ассистент с добрым центнером оборудования. – Он всегда обещает всем фотографам одно и то же… Но. к всеобщему изумлению, -старый лев не только приехал на съемку, но и не мешкая приступил к делу – даже надел новую рубашку. Имея возможность частично


В избранное