Традиционные интернет-магазины могут пострадать в результате нашествия в Сеть розничных торговцев, для которых интернет стал естественным каналом продаж, не требующим дополнительных расходов на аренду торговых и складских помещений, и при этом привлекающим новых покупателей. Традиционные сетевые магазины принесли в «виртуальную торговлю» такой элемент, как кредитование покупок, что способно в несколько раз увеличить количество покупателей. Появление в Сети крупных розничных торговцев может в перспективе стать концом для многих «традиционных» интернет-магазинов, не располагающих серьезными логистическими возможностями.
Сейчас интернет-магазины есть у всех крупных игроков в сегменте мобильной связи, а также у многих продавцов бытовой и оргтехники. Среди них сети магазинов Dixis, «Евросеть», «ТехМаркет», «М.Видео», «Белый Ветер». «Преимущества онлайн-магазинов крупных торговых сетей очевидны, – считает начальник отдела электронного бизнеса компании «М.Видео» Андрей Верещагин. – Они способны предоставлять покупателям сервис на уровне обычного магазина, лучшую цену, скорость выполнения заказа и уровень обслуживания, поскольку работают напрямую с поставщиками. Кроме того, они имеют устоявшуюся репутацию, заработанную за время торговли в оффлайне». В скором времени торговые сети с представительством в интернете могут вытеснить онлайновые магазины, не имеющие собственного склада. Ведь все чаще основным критерием выбора интернет-магазина
становится не только цена, но еще и оперативное выполнение заказа.
«Чаще всего через Сеть покупают товары, которые не нуждаются в пристальном осмотре, – считает руководитель направления электронной коммерции компании «Яндекс» Илья Положинцев. – Среди них мобильные телефоны, электроника, компьютерная техника, книги, видеопродукция, медицинские товары. Также через интернет приобретают крупную бытовую технику, вроде стиральных и посудомоечных машин, которые требуют доставки». По статистике «Яндекс.Маркет», наибольший интерес покупатели проявляют к электронике и фототоварам – таких 19%, чуть меньше – к компьютерам (16%), книгам (13%), средствам связи (12%) и бытовой технике (8%). «Все больше пользователей становятся интернет-покупателями, привыкают к этой услуге, – считает г-н Положинцев. – В результате объем рынка растет быстрее, чем аудитория Сети».
Примечательно, что до недавнего времени покупка товаров через интернет-магазины считалась доступной людям с достатком не ниже среднего. В первую очередь это относилось к представителям среднего класса, офисным сотрудникам, у которых попросту нет времени среди недели ходить по магазинам. Однако сейчас картина изменилась. «Товары в интернет-магазинах приобретают те, кто хочет совершить покупку и экономит свое время, – сказал RBC daily начальник отдела интернет-продаж торговой сети «Белый Ветер» Андрей Ефимочкин. – Те, кто ищет наиболее выгодную цену или знает покупаемый товар».
«Рынок интернет-торговли растет довольно быстро, и сконцентрирован, прежде всего, в региональных центрах, – отметил Андрей Верещагин из «М.Видео». – Сейчас не существует ни одной общепринятой оценки объема интернет-торговли; данные о нем колеблются в пределах $200–600 млн. На наш взгляд, реальный оборот подобных магазинов в этом году можно оценить в $300 млн». Специалисты уверены, что в ближайшем будущем рынок электронной коммерции будет расти. Об этом, в частности, свидетельствует расширение видов услуг, предоставляемых через Сеть. Некоторые магазины уже сейчас начали предоставлять кредиты, которые оформляются через интернет, без посещения банка. А, например, система Parter.ru предлагает билеты на различные мероприятия, и, как рассказал ее директор Юрий Федоров, сейчас все большей популярностью пользуется покупка через Сеть билетов на спортивные
матчи. «Если три года назад билеты на них покупались только на площадках, то теперь никто не хочет стоять в многочасовых очередях. На Кубок Кремля билеты мы продаем с февраля, а он – в октябре», – сказал RBC daily г-н Федоров.
Американская компания 3DO, известная в России по своим сериалам Heroes of Might and Magic и Might and Magic, распродана с молотка. Сегодня вечером будут объявлены окончательные результаты аукциона, состоявшегося 14 августа, однако в игровом мире никто не сомневается в уже озвученных предварительных итогах.
Известный разработчик игр, компания Namco приобрела все права на игру Street Racing Syndicate за $1,5 млн. и объявила о планах ее портирования на приставки Sony PlayStation 2, Xbox и GameCube в течение ближайшего года. Французская компания Ubi Soft, скорее всего, стала обладателем всех прав на Heroes of Might and Magic, заплатив за это около $1,3 млн., а Microsoft получит симулятор игры в бейсбол High Heat за $450 тыс. Стратегия Army Men была оценена в $750 тыс., которые заплатит американская компания Crave Entertainment. Впрочем, до сегодняшнего вечера итоги аукциона могут быть оспорены.
В России самой, пожалуй, известной игрой 3DO является сериал Heroes of Might and Magic (НММ), изданием которого у нас в стране занимается компания «Бука». В офисе компании в курсе произошедших событий, однако особого волнения не испытывают. «На российских покупателях продажа прав на игры 3DO, скорее всего, никак не скажется, - говорит менеджер по лицензированию Buka Entertainment Владимир Миняев. - Будучи знакомым со структурой работы компании Ubi Soft, я могу предположить, что схема лицензирования на Россию останется прежней».
В конце мая 3DO подала в суд Нью-Йорка заявление о защите от кредиторов и банкротстве компании. Финансовые дела создателей игр уже довольно давно вызывали беспокойство у всех заинтересованных участников рынка, ведь еще в декабре прошлого года 3DO была вынуждена взять десятимиллионный кредит для поддержания деятельности компании. Однако действия руководства компании, как это стало очевидным к началу лета, не возымели эффекта. По данным информированных источников, руководство компании в течение трех последних месяцев подыскивало покупателя, который был бы способен выкупить компанию целиком. Однако ни один потенциальный покупатель не смог предложить приемлемой цены, и было принято решение продавать 3DO по частям. По некоторым слухам, продажа прав на игру HMM была обременена дополнительными условиями, которые должен будет соблюдать новый владелец. Так, например, он обязан сохранить команду разработчиков
в том же составе. В связи с этим французская компания Ubi Soft выглядит одним из наилучших покупателей. По словам Владимира Миняева, в игровом мире распространена практика покупки конкурирующей игры для ее дальнейшего закрытия во избежание соперничества за рынок. Однако у Ubi Soft нет ничего похожего на НММ, и, скорее всего, компания будет ее активно развивать. «У них денег побольше, чем у 3DO, и мы надеемся, что новые версии будут выходить заметно быстрее», - сказал Владимир Миняев. Помимо этого, в отличие от американских компаний, Ubi Soft как дистрибьютор имеет богатый опыт продаж этого хита на территории Европы и Востока, что, несомненно, поможет в дальнейшем ее продвижению и позволяет французской компании реально оценивать прибыль. На сегодняшний день игра HMM 4 - хит лишь в некоторых странах: России, Германии и Китае. В США, на самом большом игровом рынке, она провалилась
с треском, как, впрочем, и в Англии.
«Мы очень сильно грустим, что закрылась такая хорошая компания, однако наша работа никак не изменится», - говорит Владимир Миняев. Самая популярная игра 3DO в России - НММ 4 - стоит в легальной рознице около 160 рублей за два диска. 3DO стала первой зарубежной компанией-производителем игр, которая согласилась пойти на подобный ход в России. В итоге игры в упаковке jewel-box (только компакт-диск и тоненькая инструкция) фактически начали формировать у российского пользователя компьютера культуру покупки легального программного обеспечения. В «Буке» довольны объемами продаж игры Heroes of Might and Magic 4, однако не стали раскрывать их количественные характеристики. Однако, если в Москве ход с недорогими оригинальными изданиями игр показал хорошие результаты, то в регионах ситуация иная. «Там мы не можем контролировать продавцов, и очень часто пользователи даже
сами не могут отличить лицензионный диск от пиратского», - утверждает Владимир Миняев.
«Бука» издает некоторые игрушки 3DO в России, имея все права на локализацию и издание игр «Легенды меча и магии» (Legends of Might and Magic), «Вояки» (Army Men), сериала «Меч и Магия» (Might and Magic), сериала «Герои меча и Магии» (Heroes of Maight and Magic) и других различных сериалов игр на их основе. Примечательно, что до продажи активы 3DO оценивали аналитики, в результате чего был сделан вывод, что компания имела в активе два хороших сериала – симулятор бейсбола "High Heat" и Army Men. Однако наш рынок не очень хорошо принял вторую игру, а бейсбол никто даже не пытался локализовать и легально продавать из-за явной бесперспективности этой затеи.
«Лаборатория Касперского» обнаружила нового сетевого червя Welchia, который ищет компьютеры, зараженные нашумевшим вирусом Lovesan (Blaster), лечит их и устанавливает заплатку для Windows. Welchia настолько быстро распространяется по интернету, что, по мнению специалистов, уже в течение недели сможет полностью погасить эпидемию Lovesan. Оказывается, самый эффективный способ борьбы с вирусом - вирус, - считает Денис Зенкин, руководитель информационной службы «Лаборатории Касперского».
Welchia принадлежит к разряду вирусов, несущих определенную гуманитарную функцию. Они атакуют компьютер, проникают в систему, но не наносят какого-либо вреда. Наоборот, они удаляют другие вредоносные программы и иммунизируют компьютеры. Наиболее известный пример подобного вируса был зарегистрирован в сентябре 2001 г.: тогда сетевой червь CodeBlue искал в интернете компьютеры, зараженные другим червем, CodeRed, и лечил их.
Welchia проводит заражение подобно червю Lovesan: через бреши в системе безопасности. Однако, в отличие от него, Welchia атакует не только уязвимость в службе DCOM RPC, но также брешь WebDAV в системе программного обеспечения для управления веб-серверами IIS 5.0. Для проникновения на компьютеры червь сканирует интернет, находит жертву и проводит атаку по портам 135 (через брешь в DCOM RPC) и 80 (через брешь WebDAV). В ходе атаки он пересылает на компьютер свой файл-носитель, устанавливает его в системе под именем DLLHOST.EXE в подкаталоге WINS системного каталога Windows и создает сервис WINS Client.
После этого Welchia начинает процедуру нейтрализации червя Lovesan. Для этого он проверяет наличие в памяти процесса с именем MSBLAST.EXE, принудительно прекращает его работу, а также удаляет с диска одноименный файл. Далее Welchia сканирует системный реестр Windows для проверки установленных обновлений. В случае, если обновление, закрывающее уязвимость в DCOM RPC, не установлено, червь инициирует процедуру его загрузки с сайта Microsoft, запускает на выполнение и, после успешной установки, перегружает компьютер. Наконец, в Welchia существует механизм самоуничтожения. Червь проверяет системную дату компьютера и, если текущий год равен 2004, удаляет себя из системы.
Уже сейчас распространение Welchia достигло глобальных масштабов. Служба круглосуточной технической поддержки «Лаборатории Касперского» зарегистрировала многочисленные инциденты, вызванные данной программой.
В следующем месяце Microsoft начинает бета-тестирование своего нового инсталлятора исправлений Microsoft Installer 3.0, который позволит автоматически обновлять большинство из продуктов компании. Технология разработана для упрощения самого процесса управления установкой патчей и предоставляет унифицированный инструмент для обновления как отдельных продуктов компании, в том числе Office, Excel и SQL Server, так и установки следующих версий самой ОС. В итоге компания планирует предложить единый инсталлятор, охватывающий и операционную систему, и прикладные приложения.
Скорый выход инструмента для управления обновлениями связан и с недавней атакой червя Blaster, поразившего множество компьютерных систем. Как известно, этот червь пользовался уязвимостью в RPC-интерфейсе (Remote Procedure Call – удаленный вызов процедуры), патч к которой компания выпустила еще в середине июля. Однако из-за того, что на многих системах до сих пор не было произведено обновление, атака Blaster имела такой громкий резонанс.
Компания Sun Microsystems сообщила подробности о пакете ПО для десктопов с открытым исходным кодом, прозванном Проект Mad Hatter. Новое программное обеспечение, сроком выхода которого называется четвертый квартал 2003 года, позиционируется как более безопасная, менее сложная и менее дорогая альтернатива Microsoft Windows.
Предполагается, что Mad Hatter сможет работать на Sun Solaris, SuSE Linux и RedHat Linux. В поставку будут входить StarOffice, офисный пакет от Sun, совместимый со всеми форматами файлов MS Office, веб-браузер Mozilla и GNOME, оконный менеджер для Linux, с интерфейсом, максимально подобным Windows.
“Мы полагаем, что развитие открытого программного обеспечения достигло той стадии, на которой оно становится действительно приятным и удобным в использовании для конечных пользователей”, - говорит Горд Сиссонс (Gord Sissons), официальный представитель Sun Microsystems.
По подсчетам Sun, на данный момент каждая Windows-машина обходится компании приблизительно в $160 в месяц, в то время как использование Mad Hatter позволит снизить эту цифру до $50 за счет использования открытого кода.
Предполагается, что Mad Hatter будет идти в двух вариантах: стандартном, предназначенном для домашних пользователей и небольших предприятий, и корпоративном, включающем в себя инструменты для управления большими сетями.
Концепция этого проекта в чем-то сходна с концепцией Lindows, основанным на Linux десктоп-менеджером, который также поддерживается Sun.
Более подробно о проекте Mad Hatter будет рассказано на конференции для пользователей Sun, которая пройдет 16-18 сентября в Сан-Франциско.