Один из выдвинутых Я. А. Пономарёвым тезисов состоял в том, что развитие про-блематики творчества в гуманитарных науках, способов исследования и описания феномена творчества (и в частности, психологических разработок в этой сфере) в значительной степени обусловлено социальным заказом, и что начиная примерно с 60-х годов про-шлого столетия новый социальный заказ вызвал формирование нового типа научного знания действенно-преобразующего, которое отличается от созерцательного и эмпирического типов знания, свойственных для предыдущих этапов развития науки. То есть, изучение феномена творчества было начато уже не только и не столько для удовлетворения научного любопытства, но и с целью ответа на социальный запро-с, связанный с необходимостью развития творческой личности, а также с важностью формирования творческой способности у целостных коллективов. Такой социальный запро-с к науке оказался особенно актуальным в последние 10-20 лет.
Поскольку принципы зависят от целей обучения, то некоторые из них актуальны только для определенных образовательных программ (среднего общего, среднего специального, высшего образования), другие же справедливы для всех.