Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Конкурсы и Проекты, новости Портала genmir.ru


Язык как зеркало духовности

Мирошниченко Г.

К счастью, язык позволяет нам избежать многих заблуждений, ибо пока только с помощью языка мы можем объяснить другому человеку, чего мы хотим. Тут необязательно говорить только о речевом аспекте языка. И, тем не менее, на нём можно легко показать и красоту, и уродства, которые язык несёт нам в ходе нашего развития.

Критериальность языка проявляется, на наш взгляд, лучше всего в его оценочной структуре. И если каждое понятие, каждое рассуждение, каждый элемент языка содержит в себе скрытые оценки, то в целом о коммуникации и созидания общности людей необходимо говорить, как о высшей оценочной характеристике. Не может быть общения людей даже на правополушарном, образном уровне без предварительной внутренней оценки смыслов передачи информации. Всё искусство построено на превалировании оценок автора произведения над оценками других людей. Так человек творит новое. Без этого творчества вообще не существует.

Конечно, высокая языковая вербализация нашей жизни способна привести общество в состояние роботизированных механизмов , для которых не только правое полушарие становится излишним, но и принятие решений. Для такого общества главной опасностью является некритичность к приказам лидеров, абсолютная аморальность и, значит, нежизненность. Такое общество не обеспечивает своей целостности из-за нарушения условия свободы выбора.

Язык всегда реагировал на текущие проблемы изменения общественной морали. Вспомним: бардовская песня 60-х прошлого столетия явилась естественной реакцией на излишне формализованное партийное искусство. Владимир Высоцкий появился как реакция тотального давления на личность со стороны власти.

Сейчас духовная пустота реализуется в искажении всяких норм приличия в языке, в его извращённых формах в Интернете.

Язык как зеркало свободы выбора в обществе и свободы выбора личности – это, прежде всего, показатель адекватности общественной и личностной психической сферы и сферы сознания. К сожалению, даже педагоги в настоящее время имеют об этом смутное представление и, коверкая языковые нормы, своими усилиями превращают сознание некоторых малоустойчивых своих учеников в помойку. Выйдя за стены школы, такие ученики становятся мало приспособленными к высшим реалиям жизни, они вынуждены прозябать в духовной нищете.

Языковые нормы создаются не столько по желанию тех или иных людей. Они формируются как результат работы всей иерархии оценочных требований, начиная с вершины – от Высшей Меры. Языковые уродства прекрасно иллюстрируют уродства главных критериев общества и личности, которые они приняли для себя в ситуациях переходного характера. И когда читаешь текст, напичканный такими уродствами, то автоматизм чтения и понимания высших смыслов прочитанного начинает ускользать от внимания, которое вдруг переключается именно на эти уродства. Так элементарно разрушается главная норма языка – его стремление к нравственной вершине.

Взрослые, педагоги, СМИ того не подозревая, упрощая языковые нормы в общении между собой, такой упрощенной моделью поведения подают плохой пример детям. Дети, наблюдая общение взрослых, видят и слышат лишь то, что взрослые несут во внешних формах общения. Однако, подводная часть айсберга общения взрослых людей содержит громадные пласты невербального, а в целом, виртуального общения, что никакими словами прояснить не удаётся. Поэтому любое общение взрослого человека, особенно с высоким развитием разума, несёт большой пласт непроявленной смысловой информации, так или иначе воспринимаемой собеседником того же уровня. Правильно ли понимается подобная модель поведения, зависит от близости оценочных систем этих собеседников друг другу. Если оценочные системы сознания людей разные, то и понимание скрытой информации буде разное. В результате у собеседников возникает иллюзия в том, что другой человек его понял тогда, когда на самом деле всё происходит наоборот.

Проблемы непонимания людьми друг друга – это проблемы, прежде всего, их подсистемы оценок. Вот почему педагогам необходимо обратить большое внимание на обучение детей единой системе оценок. Какою она может быть? Всегда считалось, что моральной, нравственной. Любая другая, с любой степенью агрессии, – это мина замедленного действия, которая рано или поздно взорвёт ситуацию и разрушит целостность системы.

Если же вернуться к сфере образования, то мы неминуемо упрёмся в требование времени и условия самосохранения научить человека творить, или, как сегодня говорят, мыслить креативно. При этом, может быть, самым трудным будет объяснить своим ученикам необходимость моральных ограничений в своих оценках.

Принятие решения – это особая сфера функционирования сознания людей, когда дальнейшее их развитие может зависеть от одного человека, лидера. Трудности, которые возникают при этом в образовании, – того же порядка, что и трудности, обсуждаемые в предыдущем абзаце. Однако, особенность личности лидера  заключается в том, что его сознание срастается с метасознанием Природы намного более тесно и работает эффективнее, чем у рядового члена общества.

В заключение своей работы хочу подчеркнуть важнейшую, на мой взгляд, вещь – образования без воспитания не существует. Практически все Ваши пожелания, Татьяна Александровна, относились в равной степени и к воспитанию. Тем более, Вы неоднократно подчёркивали человечность, душевность, сердечность педагога в том, чтобы увлечь ученика и направить его на дорогу максимальной заинтересованности в их душевном контакте. Выше я попытался показать, что главный критерий общества – Высшая Мера – полностью определяет воспитание человека, моральные качества общества и формируют качества личности членов общества.


В избранное