Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Конкурсы и Проекты, новости Портала genmir.ru


Враг ли нам виртуальный мир

Мирошниченко Г.

К сожалению, не имея другого, Вы стремитесь объяснить физиологическим подходом достаточно сложные явления Жизни в той сфере, которая совершенно не относится к физиологии. Ваша точка зрения на «дегуманизацию» совершенно противоречит общепринятой, в которой она объясняется не принципами «левополушарного» человека, а искажёнными нормам морали:

«Дисбалансом активности полушарий объясняется и растущая дегуманизация нашей цивилизации, о чем свидетельствует глобальный экологический кризис, военная конфронтация между государствами, насилие и жестокость, царящие в быту, поскольку жизненными принципами «левополушарного» человека являются «цель оправдывает средства» и «после меня – хоть потоп».

Говоря о «потребности создания стройной и гармоничной платформы личности», Вы сетуете на то, что мозаика знаний не даёт основы для жизни ребёнка, который становится взрослым. При этом Ваше «Что-то мы упускаем в нашей образовательной системе, и, как мне думается, упускаем главное» совершенно справедливо. Но, мне кажется, найти это главное сейчас стало намного легче, чем было.

Совершенно не согласен с Вами в отношении деструктивности виртуальной реальности Интернета по сравнению с искусством. Всё дело в широкой распространённости Интернета по сравнению с искусством. Мне кажется, что «призывно манящая виртуальная реальность» существовала всегда. Просто наркотик в виде вещества, игры, сказочной жизни не был так доступен, как сейчас через тот же Интернет.

Хотелось бы высказать своё некатегорическое мнение трансперсонального психолога, имевшего дело с разными проявлениями виртуального мира людей. Моё внимание зацепилось за некоторые высказывания. Например: «Интернет – это реализованный виртуальный мир, одна из его сторон». Думаю, что это сказано сильно и хорошо. Скорее всего, Интернет отражает лишь малую часть нашего виртуального мира. Это своеобразное зеркало, которое мозаично содержит в себе конечный результат лишь малой части нашей жизни в виртуальном мире. Всё же, думается, что наш виртуальный мир намного богаче и динамичнее.

Ваше «по школьным коридорам носятся дети, в которых как-то не читаются будущие академики Лихачевы и Сахаровы» очень спорно, ибо жизнь Альберта Эйнштейна, Джиду Кришнамурти и, наверное, многих других давно опровергла это. И потом, по каким критериям Вы собираетесь производить отбор гениев в раннем возрасте? В СССР были математические школы, но легче всего найти среди детей того, кто будет перемножать кучу цифр, и трудно обнаружить будущего Н. Бердяева или Л. Толстого. Да наверное это не является главным. Иногда кажется, что лучше не надо трогать росток гениальности, чтобы не сломать его неосторожными прикосновениями. Ведь последние всегда ограничивают как внутреннюю, так и внешнюю свободу, необходимую для развития заложенных способностей.

Думаю, что виртуальный мир ребёнка при переходе в виртуальный мир взрослого всё же претерпевает очень большие изменения.

Вы сказали: «Но для того, чтобы говорить о духовности общества, для начала неплохо бы признать существование Духа  в человеке, или хотя бы души». Однако, для меня как-то даже неудобно задаваться таким вопросом, я не могу нисколько сомневаться в их реальности. Но говорить о духовности общества могу лишь с большой натяжкой, мне кажется, что она находится лишь во младенческом состоянии.

Наверное, самое большое Ваше переживание это: «не пора ли заговорить о психическом здоровье детей, входящих в этот мир?». Совершенно с Вами согласен. Единственное препятствие, которое вижу, - это отсутствие всё же критериев психического здоровья. И причина этого – в слабости психологии как науки о поведении человека. Считаю, что, к сожалению, традиционная психология неспособна на выработку надёжного понимания психического здоровья, ибо построена она, в основном, на рефлексах и рефлексии. Изучение сознания для неё – побочный продукт, и формулировать сознание с позиций рефлексии и физиологии абсурдно. Ибо сознание является более высоким уровнем в иерархии Жизни, нежели традиционно рассматриваемая психология.

Существуют великие традиции Востока в использовании человеком всех богатств виртуального мира без вреда для своей души. Например, жизнь буддийских монахов состоит из трёх обязательных частей: молитв, медитации и восточных единоборств. Первые две части их жизни погружают их в крайнюю глубину виртуальности, где можно быстро и  навсегда остаться, если ничего не предпринимать дополнительно. Третья часть их жизни даёт им надёжную возможность возвращать полную адекватность их сознания состоянию внешнего физического мира. Знание этой истины нашими педагогами и применение её в их практике привело бы наших детей к состоянию самых высокоразвитых людей без всякой опасности в их психической неполноценности.


В избранное