Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Конкурсы и Проекты, новости Портала genmir.ru


Альтернатива капитализму наркоманов и деградации России

Тупик гуманизма

Геннадий Мирошниченко

Комический и наивный гуманизм

Мера гуманизма и нравственности

Критерии и ресурсы гуманизма

Сверхценность личности и общества

Совершенствование личности – основа современного гуманизма

Комический и наивный гуманизм

Современный Интернет даёт широкие возможности для исследования истоков гуманизма, различных его теорий и различного понимания. Однако, главное определение гуманизма как человеколюбия остаётся в силе, несмотря на совершенно различные трактовки этого термина.

Когда говорят о широком применении гуманистических принципов, то, как правило, недостаточно глубоко анализируют их связь с природными, общественными и государственными интересами.

«Так, светский гуманизм отвергает идеи сверхъестественных оснований действительности и выступает за полноту жизни человека в мире как естественном универсуме» (Пол Куртц «Что такое светский гуманизм?»: http://www.humanism.ru/secular-humanism.htm). Мы видим, что так называемый светский гуманизм претендует на полноту информации о мире, заключающуюся в том, что человек полностью отдаёт себя естественному универсуму, то есть на произвол жизни. Светский гуманизм не признаёт сверхъестественного. Комичность ситуации состоит в том, что когда-то сверхъестественным было и электричество, и магнетизм, и атомная бомба, и многое другое. Лишь по мере привыкания людей к использованию новых научных и технических достижений человек был вынужден относиться к ним, как к хорошо понятным вещам. Однако, человеческие привычки нисколько не сгладили их сверхъестественной природы, до конца непонятой и сегодня.

Вот ещё одна цитата из Манифеста, проповедующего эгоцентрический гуманизм: «Одним из важнейших принципов гуманизма является то, что счастье для себя, хорошую жизнь для себя каждый человек определяет сам. Никто не вправе указывать ему, что для него хорошо, а что плохо. Никакой другой человек, ни все люди вместе – общество, никакой общественный институт, ни, тем более, государство» (www.humanizm.ru).

Наивность таких определений выдаёт страх апологетов того же эгоцентрического гуманизма перед признанием, что большая часть информации о мире и о его устройстве для нас скрыта, мистична, таинственна. Волюнтаристским приёмом гуманисты хотят ограничить доказательства истинности своих догм и влияния на себя других людей и знаний. Подобное нисколько не отличает такого рода гуманизм от любой частной религии, также основанной на догматическом основании. Частной религий назовём такую религию, которая основана на частных фактах, выдернутых из общего природного контекста или общих знаний человечества.

Таким же комичным представляется в своих конечных гуманистических принципах у теоретиков подобного рода гуманизма опора на, якобы, научные достижения. И это в то время, когда гуманисты уже давно решили, что все истинные научные достижения исчерпаны. В такой раздвоенности проглядываются некие, не совсем приличные для обсуждения, диагнозы.

Мера гуманизма и нравственности

Не вдаваясь в подробности многих теорий гуманизма, попробуем прояснить современное состояние определения гуманизма, учитывая его длительную историю. Автор настоящей статьи не претендует на существенную новизну в традиционном обсуждении этого понятия, лишь на анализ гуманизма с позиций законов критериального сознания

Где же нарушена цепочка доказательств гуманизма как главной этической ценности и в чём эти доказательства отошли от научного способа доказательств?

Научным способом доказательств будем считать не только проверку научных гипотез в реальности, на повторяемость, но и формулировку некоего поля размытых смыслов, несущих неопределённость информации, поля, питающего науку в будущем. Без последнего наука приобретает религиозные черты, что происходит сегодня, когда мы можем воочию наблюдать работу комитета РАН по лженауке. Люди, которые занимаются этим, казалось бы, владеют абсолютным знанием, и потому производят весьма комичное впечатление.

Автору настоящей статьи, прежде всего, видится корень зла как в науке, так и в исследованиях по гуманизму в отсутствии применения мерности к данному направлению исследований.

Что такое мерность? Мерность – это, в основном, качественные взаимоотношения предмета рассмотрения с объектами и субъектами одного поля существования. Лучше всего мерность познаётся в формулировке критериальной природы предмета и смысловом иерархичном построении подчинённости смысловых природных уровней. Из анализа мерности, как правило, видно, что для предмета является старшим и младшим по иерархии подчинения, а что для него является абсолютной ценностью, вершиной меры, параметром, котоому этот предмет подчинён и который он максимизирует своими действиями (см. статью автора «Что такое критерий» http://genmir.ru/b/58.htm ).

Для традиционного гуманизма главным критерием является человеколюбие, проявляемое порционно. Проверку своих истин  и догм он осуществляет в реальности жизни: «здесь и сейчас». Всё, что выходит за пределы физической и психической реальности «здесь и сейчас», для него не имеет значения. Ограниченность такого подхода очевидна, она полностью перекрывает развитие сознания, разума. Парадоксально то, что гуманизм, провозгласив человеколюбие, свёл во многих своих разновидностях такую любовь к ничем не прикрытому эгоизму. Такой гуманизм может претендовать лишь на личностное поле человека, но никак не выше.

Для человека, придерживающегося нравственных основ, главным способом существования является проверка на совесть, долг, на меру отношения к людям с вершины человеколюбия.

Откуда идёт счёт гуманизму и нравственности? В гуманизме – от личности, то есть снизу по иерархии: личность-общество-Природа. Нравственность имеет начало от своей вершины: Божественная вершина Любви- Выигрыш для Всех-общество-человек.

Критерии и ресурсы гуманизма

Первый вопрос, на который необходимо ответить: «Если гуманизм встроен в структуру человеческих отношений (представляющих собой меру соотношений), то какой критерий максимизирует тот или иной уровень гуманизма?». И тут мы имеем несколько ответов соответственно по каждому уровню.

1.       Максимизируется эгоистическая любовь к себе – традиционный личностный гуманизм.

2.       Максимизируется любовь к ближнему – традиционный дохристианский гуманизм семейных и дружеских отношений.

3.       Максимизируется любовь к людям своего круга, общества, религии – традиционный общественный секулярный гуманизм (гражданский, атеистический), догматический религиозный гуманизм.

4.       Максимизируется любовь к существам Вселенной, к Природе в широком смысле слова – христианский евангелический гуманизм, гуманизм восточных философий.

Мы можем сказать, что первые два пункта характеризуют собой так называемый антропоцентристский подход в науке и жизни, когда в центр мироздания, сознания Природы, творческого её преобразования совершенно необоснованно ставится человек, а возможности и процессы Природы по созданию самого человека полностью игнорируются. Абсурдность подобного рассуждения очевидна. Ведь человека создала сама Природа.

Из перечисленного хорошо видно, какую высшую меру задаёт собой гуманизм разного уровня как основа морали, этики. Эгоистический гуманизм с позиции четвёртого уровня совершенно аморален. К первому уровню гуманизма стоит отнести, в частности, и идею безграничного капитала, которая полностью определяет эгоцентристскую суть, негативную степень и тупиковое направление развития современного общества ().

Какими ресурсами располагает гуманизм?

1.              Признание или непризнание жёстких ограничений нравственного типа. Уровень 1 не признаёт такие ограничения. Уровни 2 и 3 признают их лишь для людей и предметов своего круга. И лишь уровень 4 признаёт высшую меру нравственных ограничений, поле которых человек нащупывает в постоянном диалоге с Природой.

2.              Права и обязанности людей, которыми они пользуются в своей жизни. Больше всего прав и меньше всего обязанностей требует уровень 1 личностного гуманизма. Менее всего прав и более всего обязанностей признаётся людьми уровня 4. Так, о наибольшем количестве прав и свобод требуют люди уровня 1.

Сверхценность личности и общества

Приведённый краткий анализ позволил сделать некоторые выводы в дополнение к уже полученным.

Так, целостность структуры жизни определяется её главным критерием. Таким критерием для человека, исповедующего эгоцентрический гуманизм является собственная любовь к себе. Целостность его полностью зависит от этого.

Целостность структуры общества зависит уже не от личностных критериев людей, которые образуют это общество. Тут критерием является то, чего нет у личности. Примеров таких обществ может быть много. Однако. Мы попробуем сформулировать условие целостности (главный критерий) общества, в котором провозглашён главный принцип гуманизма – ценность человеческой личности выше ценности общества. Такое общество в современных условиях нежизнеспособно, ибо Можно, конечно, представить себе, что личность лишь использует общество для достижения своих эгоистических целей. Такой общественный паразит может существовать только среди в меру бескорыстных членов общества, которые готовы пожертвовать и жертвуют многим свои ради целостности, а значит, безопасности, и целей общества.

Мы естественно приходим к выводу, что в обществе необходим разумный компромисс между критерием (целостностью) общества и личностными критериями членов общества. Без этого компромисса общество обречено на гибель. Значит, гуманизм общественный – это, прежде всего, любовь к обществу как главной ценности.

В то же самое время так называемый нравственный гуманизм всегда несёт в себе большие ограничения в правилах поведения людей между собой. Но он же накладывает существенные дополнительные ограничения на функции внутреннего плана в обществах, ведущих свою жизнь самостоятельно. Эти ограничения проявляются как в обязательствах членов общества, так и в мерах наказания за ненадлежащее исполнение этих правил (законов общества). Поэтому личность в обществе приобретает значительное функциональное качество. Этого нельзя отрицать и против этого бороться бессмысленно по определению общества.

Необходимо признать, что нравственный гуманизм накрадывает на человека такие обязанности в обществе, что сверхценность человека с позиций эгоцентрического гуманизма существенно падает. Общая сверхценность перетекает в целостность общества. Оспорить подобное рассуждение невозможно, если только иметь в виду общество как структуру жизни.

Демократическое устройство государства или супергосударства проистекает, в свою очередь, из обобщения сугубо общественных отношений и переноса их ещё на более крупное объединение людей, которое в противном случае не могло бы существовать в силу невозможности достижения целостности этого более крупного общественного объединения, коим является, например, государство.

Естественно целостность государства определяется в настоящее время во многом законами принуждения, совокупность действия которых сводят ценность личности к нулю. Остаётся лишь надеяться, что демократия создаст такие органы надзора за исполнением правил государства, что в поле их действия человек всегда сможет найти свой ареал существования, в котором как смыслы его жизни, так и высота творчества будут нести для него высокое качество сверхценности. Без выполнения этого условия жизнь человека даже в условиях демократии обязательно обернётся борьбой человека против его личностного угнетения и расчистки своего ареала сверхценности.

Совершенствование личности – основа современного гуманизма

Какие бы мы ни изобретали законы гуманистического государства или правила поведения в нём, какую бы мы ни формулировали общественную гуманистическую мораль, главным смыслом существования в нём людей всегда будет уровень порядочности, честности, долга, совести, любви каждого отдельного человека. Конечно, не надо ждать, когда все до одного люди исправятся и станут полностью на гуманистическую основу. Такой идеал по многим причинам недостижим.

Однако, уже сегодня становится понятным, что без совершенствования личности в сторону вершины нравственности нам не обойтись. В настоящее время мир ввергнут в пучину религиозных войн. Религиозная конфронтация в мире среди ведущих религий достигла уровня, при котором мечтать о скором примирении на уровне более высоком, чем уровни частных религий, не приходится.

Проповедование уровня эгоцентрического гуманизма ничем не отличается от нагнетания ненависти между частными религиями. Сегодня, однако, имеются все основания понять, что открытие критериального сознания принесло возможность для объединения человечества на более высокой основе, чем в частных религиях, основанных на каких-либо частях человеческого знания.  28.02.11.

 


В избранное