Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Конкурсы и Проекты, новости Портала genmir.ru


Сознание. Состояния сознания и состояния организма человека

Мирошниченко Г.

Ранние соображения

Координаты состояний

Сознание и место психики

Сознание и состояния сознания человека

Адекватность как главное состояние сознания нормы

Ощущение удовольствия как особое состояние организма

Состояние человека и его оценка

Главные состояния как обобщённая мера организма

Главные проявления критериальных отношений

Ранние соображения

Вот отрывок из книги автора[1]:

«Состояния организма – это вторая главная характеристика жизни, которая связывает все части организма с природными критериями. Состояния организма прекрасно ощущаются самим человеком и управляются состояниями души. Фактически через состояния души и проявляются основные обобщенные оценки личности, или ее критерии, в соответствии с которыми человек поступает.

Состояния организма – это внутренняя эмоция, которой можно научиться управлять очень быстро, если знать, какому высшему критерию или какой высшей идее в зависимости от выбора подчиниться: Любви, дьяволу, мамоне.

Человеческий организм имеет глобальный критерий, который отражается в его духе. Личностный дух человека живет в его душе. Он контролируется, а иногда и выбирается, самим человеком вполне сознательно.

Глобальный критерий – это высший уровень состояния духа человека на конкретный момент времени, который имеет состояние максимума при полном отождествлении с высшим смыслом Природы. От него настраиваются все остальные критерии и оценки, начиная от качеств души (совесть, вина, любовь, ответственность, долг), разума, тела, воли, органов до самих клеток.

Лестница состояний – это последовательность состояний души от суицида вверх, через апатию, депрессию, гнев, ревность, ненависть, враждебность, нейтральность, положительность, радость к состоянию любви, которое является высшим, если это любовь-благодарность».

Координаты состояний

Пришла пора расширить и уточнить формулировки.

Если мы говорим о состояниях, то обязаны их рассматривать по существу, то есть по смыслу со-стояний. Это означает, что состояние чего-то – это нахождение чего-то в окружении и в среде аналогичных природных объектов и субъектов. Так, что состояние, например, тела человека необходимо анализировать по отношению к внешним и внутренним его координатам, сигналам, идущим от органов чувств (слух, зрение и пр.), когда тело оказывается погружённым в соответствующую физическую среду. Эта среда определяется соответствующими параметрами, называемыми координатами. Координаты – это измеряемые оценки. При этом молчаливо подразумевается, что между рассматриваемым телом и средой существует диалог. Координаты состояния – это мера частей организма и мера элементов в любом диалоге любого уровня.

Диалог – это обмен, прежде всего, разносторонними оценками на любом его уровне, и, если они совпадают хотя бы в общем, происходит узнавание общих образов, ситуаций, резонирование, усиление общих элементов диалога по оси общих оценок как координат. А далее – распознавание на более высоком уровне и принятие решений.

Можно, конечно, изолировать органы чувств человека и получить состояние сенсорной депривации (Дж. Лили), при котором люди сходят с ума, не имея возможности опереться на главное, нормативное, состояние путём сравнения состояний через поля оценок. Это сравнение происходит в сознании человека. И крайнее изменённое состояние сознания при этом – полное его отсутствие в поле оценок, принятых человеком за свои опорные оценки. Сознание не узнаёт себя, ибо узнавание происходит в сравнении через поля оценок. Это всё равно. Если бы человек лишился оценок вообще.

Однако, представить себе погружение души человека, его психики, разума в соответствующие им среды трудно. Это требует гипотетического представления этих сред через соответствующие координаты-оценки. Координаты состояния души: совесть, мораль, стыд, удовлетворение, долг. Когда они исчезают, люди тоже сходят с ума. Значит, адекватность состояний души тоже человек способен оценить через соответствующие координаты души.

В психике координаты состояния – это эмоции: радость – огорчение, любовь – ненависть, нравится – не нравится. В сознании – это отказ от выбора или принятие выбора: проявление воли в принятии решения или его непринятия.

Но когда мы говорим о сознании, то внезапно открываем для себя возможность моделировать эти среды организма человека в среде разума, сознания, ума, собственные и внешние среды, и, следовательно, моделировать шире: объекты и субъекты. Для этого у сознания существуют языки, бытовые и научные.

Кибернетика представляет такие объекты и субъекты в виде систем, для которых кибернетические методы, базирующиеся на математических, уже давно разработаны. При этом необходимо помнить, что объект управляется извне, а субъект имеет возможность самоуправляться, то есть управлять собой в зависимости от алгоритмов анализа своего состояния и среды и алгоритмов принятия решения, заложенных в нём самом, в какой-либо его части. По традиции для живых субъектов мы называем эту часть организма человеческим сознанием.

Критериальный анализ сознания показывает, что сознание человека погружено аналогично только что рассмотренному случаю для тела в более широкое Сознание Природы, с которым оно ведёт свой диалог по различным каналам. (Одним из таких каналов является канал психики человека – см. ниже). Особенностью такого погружения является то, что для нашего человеческого сознания прямой диалог между Сознанием Природы и нашим сознанием практически ненаблюдаем (то есть не существует координат наблюдения). Это означает, что нет никаких прямых непосредственных координат, связывающих то и другое так, чтобы эта связь проявилась в нашем сознании с тем, чтобы мы использовали её в наших прогнозах.

Сознание и место психики

Автором рассматривается модель сознания, состоящая из трёх слоёв: Сознание Природы, сознание человека и находящаяся между ними психика[2]. Это прямая ветвь передачи сигнала: от Сознания Природы к сознанию человека. Обратная ветвь: передача сигналов (координат состояния) по цепям обратной связи от сознания человека к Сознанию Природы.

Типичные ошибки: сознание есть производная лишь психики человека и сознание относится лишь к человеку. Сознание вообще – это способность вести диалог (триалог и т.д.) двух (и более) сторон на основе заранее заданных главных критериев (оценок) или главного критерия (главный критерий – это, прежде всего, показатель максимизации обобщённого параметра, а потом уже и главная оценка). Ибо без оценки содержимого в диалоге (в триалоге и т.д.), в его элементах, не может быть понимания. Более того, сознание без оценки происходящего не существует.

Понимание – это процесс совпадения оценок происходящего в поле общих координат-оценок и возможность включать в свои рассуждения элементы сознания своего партнёра, собеседника.

Сознание одного человека как набор программ, алгоритмов и ресурсов моделирует не только ситуации, события, но и может выступать с позиции любого оппонента или критерия, если между ними возникает общее поле оценок.

Сознание присуще субъекту-объекту. Субъект обладает психической реакцией на оценку своего собеседника – эмоцией в каком-либо виде в ответ на его действие или суждение. А эмоция как обобщённая координата состояния сознания (кластер координат состояний) со стороны психики – это главный результат оценки при наблюдаемом или скрытом анализе сознания. В первом случае человеком включается понятная ему логика рассуждений, а во втором случае человек оказывается лишённым понятной ему логики рассуждений Сознания Природы или скрытых слоём психики.

Критерий системы[3] – вообще главная мера, главная оценка системы. Для человека она задаётся Сознанием Природы. Если система имеет подсистемы, то и дерево критериев несёт в себе локальные критерии соответствующих подсистем, вершиной которой является главный критерий. Критерий придаёт цену любому элементу системы, любому элементу языка, через который и проявляется Сознание Природы.

Сознание и состояния сознания человека

Повторим кратко алгоритм наших рассуждений для того, чтобы попытаться сформулировать категорию сознания. Ибо, много рассуждая о состояниях сознания, мы забываем определить само понимания этого термина так же, как оно забыто в определении до сих в науке. Итак, психика человека выступает в полях оценок как осознанная среда проявлений состояний сознания человека. Эта среда содержит множество алгоритмов и действует в поле соответствующих координат. Координаты сознания – это степени свободы сознания человека. Психика в зависимости от ситуаций даёт целый набор таких состояний сознания человека, подчиняющихся управлению со стороны поля оценок. Поле оценок, в свою очередь, зависит от главного критерия сознания человека. Главные критерии задаются Природой тоже в виде своего поля главных критериев Жизни, а человек сознательно или нет выбирает для себя какой-либо из них.

Под сознанием вообще автором понимается автоматически действующая природная метасистема, несущая в себе поля оценок, поля главных критериев, поля алгоритмов поведения и поля ресурсов. Сознание – это объект-субъект бесконечного масштаба воздействия. Со-знание – это знания в среде более широкого знания: человеческие знания, погружённые в пространство Знаний Природы. Если кто из нас будет уверять, что Природа не обладает Знаниями, то это будет выглядеть, по меньшей мере, странно, ибо мы все – дети Природы.

Знания Природы трансформируются в полную определённость действий Природы. Состояния сознания человека демонстрируют нам наличие Сознания Природы и его работу.

Состояния сознания человека характеризуются уникальными информационно-смысловыми особенностями:

они всегда наблюдаемы, обязательно отображаются в памяти опорными координатами-оценками, то есть сознание всегда создаёт образ состояния, такой, что он нами осознаётся, воспроизводится, а, главное, узнаётся в поле принятых оценок;

человек может быть лишён памяти по воспроизводству какого-либо состояния, которое становится ему недоступным (ненаблюдаемым) из-за исчезновения координат состояния как неких оценок;

сознание само себя исследует, анализирует (в традиционной психологии это называется рефлексией), замкнуто на себя, применяет все операции анализа, используя главный свой ресурс – поле оценок;

любое состояние сознания используется самим сознанием для прогноза изменений, то есть для построения будущего, для его синтеза, исходя из своего поля оценок, главного критерия, памяти и своих алгоритмов;

сознание – это главный внутренний ресурс организма, который по мере развития человека расширяется, причём, расширение сознания означает, в первую очередь, расширение поля оценок и их встраивание в существующее поле.

Традиционное понимание измененных состояний сознания привязывают к состояниям психики относительно её нормы. Однако, такое определение заводит в тупик понимание, так как, во-первых, норма психики человека размыта в широком психическом поле реакций и их оценок, а, во-вторых, психика человека является промежуточным полем реакций между Сознанием Природы и сознанием человека. Психику необходимо рассматривать как поле обобщённых состояний сознания в виде кластера реакций разных частей организма в ответ на воздействия различных раздражителей в тех же координатах-оценках.

Совокупность всех состояний сознания ещё не даёт представление о том, что такое сознание. Так же по частям можно собрать автомобиль, но нельзя собрать человека, ибо живое от неживого отличается наличием в живом тела целостности, которое формируется главным критерием. Вот это тело целостности вносит в живое главное – Жизнь, которая базируется на Сознании Природы.

Всё живое обладает сознанием – главный вывод нашего анализа. Именно сознание и делает живым любой объект. Жизнь полностью базируется на Сознании, а Сознание вносит Жизнь. Значит, Жизнь и Сознание – синонимы.

Адекватность как главное состояние сознания нормы

Традиционно состояние сознания, которое мы называем адекватным состоянием сознания, отражает способность человека ориентироваться в окружающем жизненном пространстве. Действия, которые при этом производятся человеком, почти всегда осознаны или автоматичны. Они базируются на оценках сознания и выборе решения для совершения действия. Автоматичность есть результат наработанного опыта осознанного реагирования на внешние и внутренние раздражители, опыта, превращённого в стандартные программы поведения. Осознание человеком своих действий достигается с помощью элементов обратной связи между им и объектами и субъектами окружающей среды, когда координаты обратной связи анализируются и оцениваются.

Адекватность достигается через сохранение устойчивости организма как кибернетической системы с обратными связями. Устойчивость создаёт целостность системы и является, в свою очередь, следствием работы в организме главного его критерия, максимизирующего свой главный параметр. Вот этот процесс максимизации критерия называется его удовлетворением.

Критерий, удовлетворяясь, управляет ресурсами организма, внешними и внутренними, включая и состояния сознания. К ресурсам, в таком случае, мы относим и всё богатство образов, логики, памяти и состояний сознания, которое им наработано за его жизнь и получено им при рождении. Ведёт ли максимизация главного критерия к ещё большей устойчивости организма, к большей целостности? Далеко не всегда, так как в качестве главного критерия может выступать и критерий наркотического плана, который стремится разрушить организм.

Итак, человек живёт как целостная структура. И чем степень удовлетворения главного критерия человека, выше, тем и целостность организма человека выше.

Через адекватное сознание происходит настройка сознания, его подготовка к общению с другими людьми и Природой.

Ощущение удовольствия как особое состояние организма

Ещё одна цитата из произведения автора: «Вот почему происходит чувственная подмена в человеческом сознании: удовлетворение внешнего по отношению к человеку критерия через его максимизацию человек принимает за собственное удовлетворение. Это – парадокс перенесённого удовольствия. Удовольствие от удовлетворения критерия – это внутреннее чувство человека, которое мы называем духовным. Духовное пространство – это пространство наполненное активными формами критериев (идей) как живых субстанций оценок.

Если человек не привязан ни к какому критерию из духовного пространства, то он – «безжизненный», ему не на что опереться в суждениях и действиях. Он не может найти ничего общего с другими людьми, он не может сравнивать, отбирать, придавать событиям приоритеты, принимать решения. Он – не самоорганизован»[4].

Ощущение удовольствия для человека является одним из самых важных. Ибо степень ощущения удовольствия даёт представление о степени привязанности человека к жизни. Естественный смысл жизни, спонтанный, для человека, не нагруженного нравственными проблемами, заключается в ощущении удовольствия. Он автоматически настраивается на него, усиливает его и иногда даже начинает жить его откровенной максимизацией. Другое дело, что для человека ощущение максимума удовольствия может заключаться в совершенно противоположных состояниях.

Удовлетворение главного критерия организма, находящегося за пределами самого организма, человек в процессе существования ощущает как собственное удовольствие. Вот эту особенность симбиоза человеческого организма и находящегося вне его критерия необходимо хорошо понимать. Удовольствие относится к духовной составляющей человека.

Ощущение удовольствия – особый обобщённый параметр организма, идущий через душу. Удовольствие не принято относить к органам чувств, хотя его максимизация является для организма важнейшим состоянием. В связи с этим, к сожалению, мы обязаны констатировать факт «Человеческим миром движет наркотик». Капиталистический способ жизни прекрасно это иллюстрирует.

Может ли человек воздействовать на свой главный критерий, выбрать его или поменять – вопрос совершенно нетривиальный. Ибо от степени контакта человека с критерием зависит, в итоге, возможность влияния человека на собственную жизнь. Полное подчинение человека критерию может превратить человека в раба, в фанатика, в наркомана.

Научиться такому контакту можно, если начать сознательно применять возможности, даваемые любому из нас критериальной формой сознания[5]. Иначе очень легко впасть в состояние гипноза любой формы: мягкой, грубой, неконтролируемой, ненаблюдаемой.

Состояние человека и его оценка

Итак, каждое состояние характеризуется как его критерием (его главной оценкой как силой самого состояния), его координатами, так и его ресурсами, отражающими сферу влияния критерия. Именно оценка и несёт в себе качество состояния.

По аналогии с кибернетическим пониманием некоторыми координатами состояния организма человека можно назвать:

информационно-смысловые сигналы языка чувств: органов чувств, болевые, температурные сигналы, обобщённые комфортные сигналы тела: мышечные нагрузочно-разгрузочные, управляемые через психические состояния;

эмоциональные сигналы языка психики: тревога, радость, гнев, раздражение, управляемые через душевные состояния и зависящие от выбора души;

сигналы языка души: благо, добро, «голоса» совести, стыда, морали, долга, выбора между эгоизмом или альтруизмом, между гордыней или унижением, управляемые через духовные состояния;

сигналы языка духовного поля как поля критериев: выбор критерия – нравственного или безнравственного, удовлетворение его как степень подчинения себе поля ресурсов;

информационно-смысловые сигналы языка сознания: наличие идеи, оценки, противоречия, совпадения, сравнения, целостности субъекта и другие, вытекающие из анализа оценок, синтеза управления через элементы критериальных полей;

координаты ресурсного поля и всей базы ресурсов, алгоритмов, управления которыми достигается через состояния сознания;

кроме этих координат можно рассматривать внешние случайные и закономерные воздействия по отношению к человеку как физического, так и виртуального порядка;

координаты шумов;

координаты действий человека, реальных и виртуальных.

К высшим обобщённым координатам состояния необходимо отнести состояния души как зеркала от врождённого духовного чувства нравственности, как и своей противоположности, проявляемое и осознаваемое человеком в его душевных координатах: совести, стыде, морали, долге.

Критериальный анализ позволяет чисто научными математическими методами доказать для успешного будущего главенство нравственного критерия в человеке над всеми остальными критериями, которые могут выступать лишь как критерии каких-либо частей общей системы и которые являются подчинёнными главному нравственному критерию.

Главные состояния как обобщённая мера организма

Мы можем выделить несколько типов главных состояний, зависящих от частей организма человека, относительно которых можно говорить о других состояниях для этих частей как об изменённых:

Главное состояния психики – это внешние и внутренние эмоции (следствия) распознавания относительно координат души: агрессии-любви, приятия-неприятия – свой-чужой и т.д.

Главное состояния сознания – это внутренняя эмоция выбора и адекватность как главная внешняя эмоция сознания в широком поле проявления сознания других людей и Сознания Природы.

Главное состояния тела – это состояние адаптации человека к окружающему физическому миру и максимум физического комфорта. Адекватность как выживаемость в окружающем физическом мире. Это мощь-немощь. Промежуток – болезнь или отклонения. Напряжение-расслабление ведёт к тому или иному удовольствию, получаемому через органы чувств.

Главное состояния души – это критериальное удовольствие-неудовольствие. К себе и от себя – характеристика состояния души, отражающего влияние главного критерия.

Главное состояния организма – это диалог, зеркало его структуры в общей структуре Сознания Природы и Жизни. В диалоге сознание говорит на языке универсального понимания.

Главное состояние динамического равновесия организма и сознания – это распознавание любых состояний, внешних и внутренних, их моделирование. Операция распознавание – главная операция сознания, использующая все свои ресурсы. В ней происходит сравнение оценок любого элемента или подсистемы.

 Главное состояние динамического действия организма и сознания – это принятие решений как результат непрерывной работы сложных программ. Принятие решения – процедура сознания, основанная на взвешенности приоритетов различных вариантов. Сравнение, взвешенность вариантов никогда не обходится без критериев (оценок), без варьирования их значений с тем, чтобы получить то решение, которое мы назовём правильным.

Главные проявления критериальных отношений

Для нас такими главными проявлениями критериальных отношения является, прежде всего, диалоги, которые мы постоянно ведём даже во сне – с собой, со своими фантазиями и реалиями, с другими людьми и с Сознанием Природы.

Диалог, как уже было сказано, – это динамическое зеркало оценок, заключённых в различных элементах языка разного уровня, зеркало, отражающее главную оценку – главный критерий, зеркало, ведущее к его максимизации и к его защите.

В процессе диалога рождается новое знание и новое понимание, уточняются прежние достижения. Диалог осуществляется на языках сознания по особым правилам общения, заключающимся в этике общения. Язык[6] весь пронизан оценками, все его элементы строятся на основе оценок. Невозможно вообразить язык, если в нём отсутствуют оценки любого элемента, прежде всего, оценки необходимости, этики, нравственности. Именно поэтому его элементы встраиваются в общую структуру языковых выражений любого уровня сложности. С другой стороны, агрессия подразумевает разрыв диалога и ведение таких действий, которые прекращают взаимопонимание и создание нового.

С изменением главного критерия под его действием цена (мера) любого элемента во всей иерархии структуры отношения людей изменяется. Проявляется это в том, например, что белое вчера становится чёрным сегодня. Друг становится врагом, а враг – другом. Результаты диалогов в этом случае тоже меняются на противоположные.

И, тем не менее, Природа при всех наших эгоистических стремлениях заставляет нас принять главенство нравственной критериальной вершины, нашим же опытом убеждая нас в том, что лишь нравственные отношения позволяют надеяться на лучшее в жизни. Критерии, которые появляются взамен нравственного, ведут к быстрому разрушению основ жизни.

Ранние соображения

Координаты состояний

Сознание и место психики

Сознание и состояния сознания человека

Адекватность как главное состояние сознания нормы

Ощущение удовольствия как особое состояние организма

Состояние человека и его оценка

Главные состояния как обобщённая мера организма

Главные проявления критериальных отношений

 


[1] Мир Г.Г. Человек Будущего. Трактат о Любви и Этике. Новые открытия о Человеке. – Тула: ИАМ, 2002. – 400 с. Адрес в Портале: http://genmir.ru/Books/Men.htm. С. 56.

[2] «На самом деле, как кажется автору этих строк, к сознанию ближе скорее не столько логика, сколько как раз критериальная часть Природы, благодаря которой собственно и происходит оценивание, измерение, сравнение, отождествление, разделение и так далее любых одних проявлений от других. Ибо простое сравнение и выделение преобладающего параметра по какому-либо признаку характерно для любой системы и для любого языка». Из книги: Мир. Г. Человек Будущего. Трактат о Любви и Этике. Новые открытия о Человеке. - Тула: ИАМ, 2002. - 400 с.(с. 52). Или Критериальная форма сознания. Сайт в Интернете: http:// genmir.ru/sozn, или сайт http://genmir.ru/traktat.

[3] «Именно этот процесс самоудовлетворения критериев в Природе и есть путь эволюционного природного движения.

[4] Мирошниченко Г. Природа общественных сетей: http://pn.genmir.ru/2.php

[5] Мирошниченко Г.Г. Критериальное сознание 1. – Тула: Институт альтернативной медицины (ИАМ), 2009. – 400 с. Адрес в Портале: http://genmir.ru/Books/ks1.htm .

[6] Там же. Стр. 72 – 99.


В избранное