Стив Джобс никогда не стеснялся своего прошлого. В частности, в семидесятых он принимал галлюциногены и при этом заявлял, что его увлечение ЛСД было "одной из двух или трех самых важных вещей, которые происходили в его жизни". Наверное, поэтому изобретатель ЛСД Альберт Хофман (Albert Hofmann) на старости лет решил написать генеральному директору Apple письмо с просьбой вложить деньги в проект исследования психотерапевтических свойств этого препарата.
Слева — Альберт Хофман, справа — Стив Джобс. Существует мнение, что они даже чем-то похожи
Кстати, в мире компьютерных технологий слова Джобса о том, что он ценит вклад ЛСД в способ своего мышления, не так уж оригинальны. Галюциногенные наркотики вдохновляли не только Стива, но и еще нескольких ведущих компьютерных гениев Америки. (об этом можно подробнее прочитать в книге What the Dormouse Said: How the 60s Counterculture Shaped the Personal Computer).
В 2007 году по просьбе своего друга Рика Доблина (Rick Doblin), главы организации, которая занимается изучением медицинской и психиатрической пользы галлюциногенных наркотиков, Хофман написал Джобсу письмо. Это письмо с разрешения сына Хофмана попало в прессу недавно, через год после смерти знаменитого швейцарского химика.
В письме содержится просьба проспонсировать исследование швейцарского психиатра Питера Гассера (Peter Gasser).
Джобс не ответил на письмо. Вместо этого он в течение получаса разговаривал с Доблином по телефону, но спонсором так и не стал. "Ход его мыслей был примерно таким: 'Давайте подсыпем веществщо во все источники воды и сделаем всем хорошо'" — вспоминает Доблин. Он все еще надеется на то, что Джобс когда-нибудь сделает свой вклад в развитие исследований.
Вот, собственно, и само письмо (впечатляет почерк человека в столь преклонном возрасте):
Дорогой Стив Джобс,
Пишет вам Альберт Хофман. Из источников массовой информации мне стало известно, что вы считаете, что ЛСД помогли вам в развитии Apple computers и в собственных духовных поисках. Мне хотелось бы побольше узнать о том, как вам оказались полезными ЛСД.
Мне недавно исполнился 101 год и я пишу вам с просьбой выступить спонсором исследования ЛСД как психотерапевтического препарата для борьбы со страхом опасных для жизни заболеваний, предложенного швейцарским психиатром доктором Питером Гассером (Peter Gasser). За последние 35 лет это исследование станет первым психотерапевтическим исследованием медицинских свойств ЛСД.
Надеюсь, вы поможете мне превратить моего "трудного ребенка" в "чудо-ребенка".
С анонсом новой операционной системы Google в сети появилось много аналитических статей, которые рассматривают Chrome OS как прямую атаку на Microsoft. Поэтому вполне естественно будет посмотреть на то, как отразится появление такой операционной системы на Apple, компанию, которая производит вторую по популярности операционную систему в мире. И прогнозы таковы: на её продуктах появление Chrome OS скажется совсем незначительно, но на состав совета директоров повлияет кардинально.
Рассмотрим несколько аспектов. Во-первых, начнем с очевидного: целевая аудитория Chrome OS находится на рынке нетбуков, где продуктов Apple, как известно, нет. Да, возможно, Apple в будущем и выпустит планшетный компьютер, может, даже в следующем году, когда предположительно и выйдет операционная система Google, но это будет не нетбук. Это может быть устройство с сенсорным экраном, которое будет работать под модифицированной операционной системой iPhone OS, или OS X. И, вероятно, с такой же моделью распространения приложений, как в iPhone. Но Chrome OS совсем не об этом.
Во-вторых, даже если в долгосрочные планы Google относительно Chrome OS и входит расширение и выход на рынок стандартных ПК, это, опять же, вряд ли отразится на Apple. Apple делает дорогие компьютеры. На этом особенно настаивают рекламные ролики Microsoft. Но, даже сейчас, в период упадка экономики, Apple нисколько не меняет свою политику цен. Пользователи продуктов Apple согласны платить большие деньги за элитарные продукты потому, что они предпочитают Windows-машинам надежный симбиоз софта (OS X и iLife) и железа Apple.
Chrome OS нацелена на тех пользователей, которые не могут больше находится в окружении Windows, но не согласны платить большие деньги за продукцию Apple. Опять же, это та часть рынка, в которой продукция Apple не представлена.
Третье. Сейчас Apple явно занимается Mac OS X, но не стоит забывать, что первым и главным приоритетом для неё является прибыль от продажи самих устройств. Для Microsoft же, основной бизнес — операционная система. На последней конференции WWDC Apple акцентировала внимание на главных статистических данных: iPhone OS быстро распространяется и становится доминирующей версией OS X. А если Apple удастся расторгнуть эксклюзивный контракт с AT&T и выйти на рынок Китая, то распространение этой операционной системы достигнет небывалых широт. Через несколько лет Apple станет больше мобильной компанией (iPhone и потенциальный планшет), нежели традиционно компьютерной.
Многим это может не понравится, но это так. Такая тенденция явно прослеживается. Именно поэтому в 2007 году из названия компании Apple исчезло второе слово “Computer”.
А Google Chrome OS — это не мобильная операционная система. Мобильная платформа Google — это Android. И, принимая во внимание потенциальное распространение Android на большое количество устройств, именно эта операционная система может стать конкурентом OS X (не Mac OS X).
Однако, о хороших отношениях Apple и Google теперь стоит задуматься. А конкретнее стоит задуматься генеральному директору Google Эрику Шмидту (Eric Schmidt), который сейчас находится в совете директоров Apple. (И генеральному директору компании Genentech Артуру Левинсону (Arthur Levinson), который присутствует в советах директоров обеих компаний). Вопрос их присутствия в совете директоров Apple уже поднимался в прессе в мае. Федеральная торговая комиссия была склонна рассматривать эту ситуацию как потенциальное нарушение антитрестовского законодательства, но это не заставило Шмидта покинуть совет директоров.
Но решение Google выйти на рынок операционных систем еще больше запутает ситуацию, даже если две операционных системы (Chrome OS и OS X) будут мало пересекаться. Шмидт уже не посещает те собрания совета директоров, на которых происходит обсуждение iPhone. Ему придется пропускать еще и те, на которых будут обсуждать OS X. Возникает вопрос: о чем остается говорить на собрании совета директоров в присутствии Шмидта и Левинсона?
Даже не смотря на то, что правительство мало понимает планы Google на Chrome OS, оно обязательно снова обратит своё пристальное внимание на отношения двух компаний. А это может привести к тому, что Шмидту, и, возможно, Левинсону придется в ближайшем будущем покинуть совет директоров.
Apple это может не понравится: они оба являются опытными управляющими и привносят большой вклад в собрания совета директоров. Но, тогда, возможно, в совете появится место и для Тима Кука (Tim Cook).
Что касается Chrome OS и OS X, то их потенциальное соперничество даже не стоит рассматривать. Пока все станет на свои места пройдет несколько лет, и, к тому же это — атака Google на Microsoft. Это, наверное, самый смелый шаг в череде противостояний двух компаний (Android против Windows Mobile, Bing против Google Search, Google Docs против Office, и так далее). Все эти акции направлены против Microsoft, а не против Apple. И вряд ли Apple должна волновать атака Google на их противника.
С момента появления первого рекламного ролика Microsoft из серии «охотников за ноутбуками» прошло уже три месяца. Напомним, что в этом ролике рыжеволосая актриса Лорен выбирая ноутбук и сравнивая цены говорит, что она “просто недостаточно крутая, чтобы стать пользователем Mac.”
Если вы помните, бюджет Лорен был ограничен 1000 долларов и она выбрала ноутбук компании Hewlett Packard за $699.99.
Наверное, кому-то в Редмонде очень понравилась цена $700. На прошлой неделе урезанная версия первого ролика постоянно появлялась на экранах телевизоров в США, а на этой неделе за ноутбуком уже «охотилась» новая семья. Начальный бюджет покупки в этот раз составлял ровно $700, но, как и в прошлый раз, отказавшись от белого MacBook’а за $999 они так же, как и Лорен, выбрали HP Pavilion dv7.
Остается только ждать очередного тура поливания грязью Pavilion dv7 (“Это олицетворение всего того, что людям не нравится в PC” — писал Сет Вейнтраб (Seth Weintraub) для Computerworld о его предшественнике) и потоку очевидных утверждений: если ваш бюджет составляет $700, то рынок ноутбуков Apple вам автоматически недоступен.
Но, главное, наверное, как верно заметил Джон Пажковски (John Paczkowski) из All Things Digital, то, что все это никак не влияет на количество продаж MacBook’ов. 13-дюймовый MacBook Pro за $1199 продается как нельзя лучше — аналитик Piper Jaffray Джин Манстер (Gene Munster) говорит, что в 7 из 10 магазинов, в которые он звонил, этих устройств уже не было на складе.