Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Играем в Цивилизацию 5

  Все выпуски  

Использование рабства в Civilization IV: Beyond the Sword.


Цивилизованное рабовладение
В каких случаях стоит ускорять строительство рабами?


Когда я начал играть в четвёрку я очень долгое время не использовал рабство blush2.gif Мне просто обидно было менять жителей, которых я с таким трудом вырастил, на молотки.

Изменил я своё отношение к рабству после следующего случая. К моему городу, в котором не было защитников, вдруг нагрянули варвары. Ни какие отряды на помощь прийти не успевали. К счастью лидер у меня был Ганди. Поэтому я без анархии переключил кастовую систему на рабство и быстренько ускорил секиру населением. В результате город был спасён. После этого случая я всегда, изучив Бронзу, врубаю рабство и очень долго не схожу с него.

Задавал я на форуме вопрос по поводу рабства. В ответ получил следующие сведения.

Количество молотков, которые даёт каждый житель равно:
Цитата(Lexad )
На нормальной скорости 30 молотков * производственные бонусы.
При раше с нуля штраф - дает 2/3 молотков
При раше нацчуда штраф - дает 2/3 молотков
При раше Чуда Света штраф - дает 1/2 молотков
При раше современных чуд штраф - дает 1/3 молотков, кроме ООН и Лифта - для них 1/4

Другие нюансы, об молотках очень подробно разобраны здесь

Я же решил исследовать два вопроса, которые там рассмотрены не были: недовольство от ускорения и эффективность ускорения.



Недовольство от ускорения.

Вне зависимости от того, сколько жителей уходит на ускорение постройки, одно ускорение приносит только одного недовольного. Недовольные от разных ускорений складываются, причём количество ходов, на которое появляется недовольный от того или иного ускорения считается хитрым образом.

Если в городе ещё нет недовольных из-за рабства, то после ускорения недовольный появляется на 10 ходов. Если же такие недовольные имеются, то недовольный появляется на k ходов, где k равно количеству ходов до исчезновения всех предыдущих недовольных, увеличенному на 10.

Пример. В городе каждый ход ускоряю населением разведчика. Изначально недовольных из-за рабства нет.
1 ход - Первое ускорение - первый недовольный появиться на 10 ходов.
2 ход - Второе ускорение - второй недовольный появиться на 19 ходов (10-1=9 далее 9+10=19).
3 ход - Третье ускорение - третий недовольный появиться на 28 ходов (19-1=18 далее 18+10=28).
4 ход - Четвертое ускорение - четвёртый недовольный появиться на 37 ходов (28-1=27 далее 27+10=37).

В итоге:
после 1 хода - 1 недовольный
после 2 хода - 2 недовольных
после 3 хода - 3 недовольных
после 4 хода - 4 недовольных
после 5 хода - 4 недовольных
...
после 9 хода - 4 недовольных
после 10 хода - 3 недовольных
после 11 хода - 3 недовольных
...
после 19 хода - 3 недовольных
после 20 хода - 2 недовольных
после 21 хода - 2 недовольных
...
после 29 хода - 2 недовольных
после 30 хода - 1 недовольный
после 30 хода - 1 недовольный
...
после 40 хода - недовольных нет

(Извиняюсь, тут я мог чего-то и напутать blush2.gif , но вроде всё правильно.)



Эффективность ускорения.

Что лучше: поставив всех граждан на еду, увеличить размер город на единицу, после чего ускорить постройку рабством, или поставить всех граждан на молотки и строить постройку обычным способом?

Один человек = 30 молоткам. Один человек это n еды, которая доставляется в город с каждой обрабатываемой клетке, производящей более 2х еды. Причём n зависит от размера города и наличия в нём амбара. Таким образом, есть связь между едой и молотками.

В представленной ниже таблице эта связь отображена. В первом столбце таблицы - размер города до увеличения на 1, во втором - размер после увеличения. В третьем - количество еды необходимое на это увеличение. В двух последних - эффективность ускорения - отношение молотков, которые даст гражданин при ускорении (=30), к еде необходимой для появления этого гражданина. В последнем столбце учтён амбар (еда необходимая для появления гражданина уменьшена в 2 раза)


Пример. Для города с населением 2 каждая избыточная еда эффективней молотка в 1,25 раза без амбара и в 2,5 раза при его наличие. В общем, используя эту таблицу можно сравнивать клетки по их эффективности.

Пример. Пусть клетка А - 4 молотка и 2 еды, а клетка Б - 1 молотка и 4 еды. Пусть город имеет размер 2 и в нём есть амбар. Какая клетка лучше? В клетке А избытка еды нет, поэтому общее количество молотков, которое даст клетка = 4. В клетке Б есть избытком еды = 2, из таблицы находим, что для такого города 1 еда = 2,5 молотка, поэтому общее количество молотков, которое даст клетка = 1 + 2*2,5 = 6. То есть клетка Б в 1,5 раза эффективней клетки А.

Пример. Те же клетки. Пусть город имеет размер 2 и в нём нет амбар. Какая клетка лучше? В клетке А избытка еды нет, поэтому общее количество молотков, которое даст клетка = 4. В клетке Б есть избытком еды = 2, из таблицы находим, что для такого города 1 еда = 1,25 молотка, поэтому общее количество молотков, которое даст клетка = 1 + 2*1,25 = 3,5. То есть клетка Б в этом случае менее эффективна чем клетка А.

Дальше результаты, получившиеся в таблице, я округлил. После этого долго думал, что ж я тем самым получил whistle.gif . Оказалось, что после округления, в таблице получились такие количества молотков, на которые клетка А должна превосходить клетку Б, чтобы превосходить последнюю по эффективности. При этом по еде клетка Б должна превосходит клетку А ровно на 1 еду.


Пример. Пусть клетка А - k молотков и 2 еды, а клетка Б - 1 молоток и 3 еды. Пусть город имеет размер 2 и в нём есть амбар. Каким должно быть k, чтобы клетка А была эффективнее? Клетки отличаются на 1 еду. Из таблицы для такого города берём число 3. К нему добавляем 1. Итого 4 молотка.

Ниже приведена та же таблица, но с добавлением столбцов соответствующих случаю, когда клетки различаются на 2 и на 3 еды.


Пример. Пусть клетка А - k молотков и 2 еды, а клетка Б - 1 молоток и 5 еды. Пусть город имеет размер 2 и в нём есть амбар. Каким должно быть k, чтобы клетка А была эффективнее? Клетки отличаются на 3 еды. Из таблицы для такого города берём число 8. К нему добавляем 1. Итого 9 молотков.

Выводы:

1) Не выгодно делать ускорение жителями, если ещё есть недовольные от прошлого ускорения. Лучше подождать, когда недовольные пропадут.
2) Из самой первой таблицы видно, что в городе без амбара еда круче молотков только если размер города меньше 4. Для города с амбаром еда круче молотков всегда (во всяком случае до размера в 12 жителей - дальше я не рассматривал)
3) Так как вне зависимость от количества ускоренных недовольный появляется только один, то с учётом вывода №1 можно заключить, что лучше всего ускорять постройку как можно большим числом граждан, ибо в этом случае получаем кучу молотков при только одном недовольном. Это с одной стороны. С другой стороны так как с ростом города эффективность ускорения падает, то ускорение выгоднее в малых городах, в которых на ускорение можно отправить небольшое число граждан. Тут в общем нужно думать что лучше...

Строительство рабочего и поселенца.


В первом посте этой темя я случайно (huh1.gif) забыл упомянуть о весьма существенном факте связанным с рабством - число граждан, которых можно пустить на ускорение = размеру города поделённому на 2 и округлённому вниз. То есть в городе размером 5 также как и в городе, размером 4 ускорить можно только 2х жителей. Поэтому, например если на ускорение постройки требуется 2 жителей, то в городе размером 2 нет смысла ждать появления 3-его гражданина - постройку всё равно ускорить не получиться. Упомянул я этот факт тут не случайно - при строительстве рабочего и поселенца это играет существенную роль.

Прежде чем начать, введу некоторые пояснения. В дальнейшем словосочетание "рабочий или поселенец" буду писать так "Р/П". Под "производством для Р/П" подразумеваю производство, которое идёт для строительства Р/П - молотки и избыток еды. Ниже приведены формулы, которые будут использоваться в дальнейшем (привожу их все вместе в одной картинки).



Постановка задачи.


Пусть есть некий город. Что надо, чтобы в нём построить Р/П как можно быстрее? Надо, чтобы в нём было такое население, чтобы обрабатывались все клетки с положительным производством для Р/П. Как правило никто так не делает - строят поселенца при размере города 3-4, используя рабство. При этом ещё имеется куча необрабатываемых клеток с положительным производством для Р/П. В связи с этим, наиболее важный такой вопрос: включить постройку Р/П на том или ином ходу или же поставить всех жителей на еду, дождаться роста населения, и уже только тогда врубать постройку Р/П?

Исходными данными для ответа на поставленный выше вопрос являются:

K - максимально возможное производством для Р/П в городе на данный момент, до роста.

A - дополнительное производством для Р/П, которое даст новый гражданин, который появиться в результате роста.

H - число людей, которыми в данный момент, до роста, можно ускорить постройку. Выше я описывал, как оно может быть вычислено.

R - число ходов до роста города в данный момент при максимально возможном росте города - то есть все граждане ставятся на клетки с максимумом еды.

X - бонус производства в городе - кузня, организованная религия и др.

S - стоимость постройки - для поселенца 100, для рабочего 60.


Производство без роста города.


Если в данный момент включить постройку Р/П, то с учётом ускорения населением, Р/П появиться через Формула 1 ходов.


Производство с использованием роста города.


Город с нечётным числом жителей.
Если же подождать роста города на 1, для чего понадобиться R ходов, то опять же с учётом ускорения населением, Р/П появиться через Формула 2 ходов.
Здесь добавились ходы, за которые произойдёт рост города. Также учтено увеличение производства города за счёт нового жителя, и увеличение числа жителей, которыми можно ускорять постройку. Именно тут важно, что число жителей города - нечётно.

Город с чётным числом жителей.
Всё аналогично предыдущему случаю, за тем лишь исключением, что рост города не приводит к росту Н. Поэтому Р/П появиться через Формула 3 ходов.


Производство с использованием двойного роста города.


Есть другой способ строительства Р/П - поставить всех жителей на еду, дождаться роста населения на 2, и уже только после этого включить постройку Р/П. В этом случае расчёт усложняется и добавляются дополнительные исходные данные:

SC - размер города

E - еда, которая поставляется в амбар при максимальном росте до первого и второго роста населения города.

E1 - еда, которая будет поставлять первый появившийся новый гражданин.

B - дополнительное производством для Р/П, которое даст второй новый гражданин, который появиться в результате второго роста.

С учётом этих данных можно вычислить R1 - число ходов от первого до роста города. Формула 4

Город с нечётным числом жителей.
Р/П появиться через Формула 5 ходов. Здесь, по сравнению со случаем единичного роста для города с нечётным числом жителей, добавились ходы второго роста города, а также учтено увеличение производства города за счёт второго жителя. Увеличение числа жителей, которыми можно ускорять постройку нет, ибо изначально число жителей города - нечётно.

Город с чётным числом жителей.
Как это не странно, результат тот же, что и в предыдущем пункте: Р/П появиться через Формула 5 ходов. Здесь по сравнению со случаем единичного роста для города с чётным числом жителей, добавились ходы второго роста города, а также учтено увеличение производства города за счёт второго жителя. Также увеличилось число жителей, которыми можно ускорять постройку, ибо изначально число жителей города - чётно.

Итог.


В итоге имеем 3 цифры: количество ходов без роста, количество ходов с ростом, количество ходов с двойным ростом. Сравнив их принимаем решения - делать или не делать рост. Я сделал в Excel калькулятор, который принимает это решение. По готовности вывешу на форуме yes.gif

PS: Высказывайте свои мнения, господа yes.gif Указывайте на мой ошибки blush2.gif
*********************************************************


В избранное