Компьютеры - уметь, действовать, знать! Как избежать потери данных-2
Как избежать потери данных-2
В связи с
большой загруженностью не мог написать выпуск до сего числа.
Продолжим
работу над сохранностью данных. Теперь уже – конкретные советы и примеры, что и
как и чем сохранять. Для начала обрисуем гипотетическую ситуацию, с которой
нужно будет поработать. У Вас есть в наличии компьютер (одна штука), на котором
установлен DVD-привод,
способный записывать диски, а также имеются USB-порты. На компьютере хранятся документы, созданные в MicrosoftOfficeили
OpenOffice. Также есть куча видео
и музыки. Есть какие-то текстовые файлы, которые Вы время от времени изменяете,
есть изображения, над которыми Вы трудитесь. Есть установленные программы.
Итак, резервные
копии чего мы будем делать?
Разделим
резервные копии на две категории – разовые и постоянно делающиеся.
Разовые копии
будут делаться очень редко – несколько раз в год, а то и вообще – один раз. К
ним мы отнесем копии видеофильмов, картинок, музыки и тому подобного. Почему
так редко? Предположим, есть у Вас видео Вашей свадьбы. Этот файл у Вас явно не
будет меняться, Вы сделаете одну копию, сохраните ее на диск и флешку, и все.
Ну согласитесь, что нет никакого смысла делать, к примеру, раз в неделю копию
одного и того же файла, который абсолютно не меняется. Это пустые затраты
места, сил и времени. Также нет смысла постоянно копировать Вашу музыкальную
коллекцию – вряд ли Вы так часто ее обновляете.
Другое дело
вторая категория – постоянно делающиеся копии. В нее входят все документы и
файлы, с которыми Вы интенсивно работаете. Текстовые документы, таблицы,
рисунки (если Вы дизайнер или художник), исходные тексты программ (если Вы
программист), локальные веб-страницы (если Вы веб-разработчик), базы данных
(для бухгалтеров). Сюда же можно отнести и видео и аудио файлы, в том случае,
если они у Вас постоянно изменяются – к примеру, Вы занимаетесь видеомонтажом.
Т.е. критерий отнесения файлов ко второй группе – это постоянное их изменение или добавление.
Отлично, файлы
мы разделили на две группы. Что теперь? Теперь набираемся мужества, и просто
методично берем и копируем все файлы из первой группы на внешние носители – на
диски, на флешки, на ftp-серверы
(т.е. в интернет-хранилище). Прямо ручками, безо всякой автоматизации, потому
что в данном случае труд по автоматизации будет равен труду просто ручного
копирования. Т.е. берем все Ваши фотки и пишем их на диск, диск подписываем
маркером «Фотки - число, время» и убираем диск куда-нибудь подальше, в
безопасное место. Копируем Ваши видео-файлы на диск или диски, соответственно
их подписываем и убираем в то же место. И так до тех пор, пока все не
скопируете. (Маркер, кстати, используется специальный, для компьютерных дисков,
а не абы какой!).
Все, с первой
категорией покончили. Переходим ко второй. Тут, на первый взгляд, можно обойтись
теми же методами – вручную копировать, подписывать и т.д. Это можно делать,
если таких групп файлов для копирования немного. Да и то – через определенное
время это как следует надоест. А если их (групп файлов) для резервного
копирования много? Или объем файлов такой, что Вам придется ждать несколько
часов, пока они все скопируются? Ясное дело, тут лучше использовать
автоматизацию – т.е. заставить заниматься резервным копированием сам компьютер.
Для
автоматизации сего дела Вы можете использовать стандартные средства Windows – «Назначенные
задания» в WindowsXP
или «Планировщик заданий» в WindowsVista/7.
Для того, чтобы запустить эти средства, нужно зайти в Панель управления (через
меню Пуск), и затем в ней найти соответствующий значок. В Висте и «семерке»
этот инструмент более развит, чем в XP, поэтому там больше настроек, но смысл и способ использования
остается таким же. Вы добавляете новое задание, указываете в нем, какую
программу или командный файл следует запускать, указываете расписание, когда
его запускать (при загрузке компьютера, в определенное время, по определенным
дням и т.д.) и от чьего имени производить запуск. И все. После чего Вы
сохраняете задание и проверяете его
исполнение! Это важно, так как очень высока вероятность, что Вы что-то неправильно
составили, неправильный файл указали и в итоге резервное копирование, на
которое Вы так будете надеяться, просто не будет работать! Поэтому необходимо
хотя бы вручную запустить созданное задание и проверить – а все ли верно
происходить, все ли работает так, как надо?
Вышеописанный
способ, то есть стандартные средства Windows, не всем будет по нраву – особенно начинающим
пользователям. Потому что это очень универсальное средство, и запустить им
можно не только резервное копирование, но и вообще любые действия, которые
только имеет смысл запускать по расписанию. А универсальность порождает
некоторые сложности. Так, собственно резервное копирование в данном случае
будет происходить с помощью специального командного файла, в котором будут
строки наподобие
"D:\Program
Files\WinRAR\WinRAR.exe" a -agYYYYMMDD-NN C:\backup
"C:\firms.dt"
Эта строка
будет делать резервную копию файла firms.dt,
расположенного на диске C,
в папку C:\backup, и получившийся файл
именовать как год-месяц-день-порядковый номер копии.rar. И делаться все это будет с помощью
архиватора WinRar. Не
очень-то просто и понятно, не так ли?
Поэтому проще
воспользоваться специальными программами, сделанными именно для задач
резервного копирования. В следующем выпуске об одной из них (причем, бесплатной)
я и расскажу.
Константин Дубоносов.
Все комментарии
и отклики принимаются по электронной почте