Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Popsop.ru. Дизайн упаковки. Дизайн бренда Водка Stolichnaya: как все начиналось


Слово водка появилось на Руси не ранее XIV века. Первое же упоминание этого слова встречается в Новгородской летописи 1533 года. Тогда, как и сейчас, под водкой подразумевали спиртоводную смесь, правда, не ясно, какого соотношения. Однако эта смесь считалась лекарственным, в частности дезинфекционным, средством. Хотя, несомненно, уже в те времена эту смесь употребляли и в ее нынешнем назначении. Спиртоводный продукт, употреблявшийся для питья, носил множество других названий, чаще всего его называли хлебным вином.

Впервые слово водка в смысле алкогольный напиток было употреблено в государственном документе 8 июня 1751 года в Указе императрицы Елизаветы Петровны. Тем продуктом, который мы хорошо знаем, водка стала благодаря работам Д.И. Менделеева и других русских химиков. С 1894 по 1902 год в России поэтапно вводилась государственная водочная монополия. В 1894-м был создан первый, как бы сейчас сказали, стандарт на то, что считать водкой.
Водкой стал называться продукт, содержащий смесь хлебного (ржаного или пшеничного) спирта и воды в соотношении 40 и 60% соответственно. Тогда, чтобы отличить продукт, выполненный по стандарту, от напитков, где могли использоваться и другие виды пищевого спирта, другие соотношения компонентов, а также вкусовые добавки, впервые был использован термин московская водка. В некоторых случаях к нему добавлялось слово особенная.

В 1902 году в определение московской водки были внесены изменения. С этого года московской водкой стал считаться продукт, который представляет собой зерновой (хлебный) спирт, перетроенный (четыре очистки) и разведенный по весу водой точно до 40%. Употребление в тех документах сочетания слов московская водка, да еще особенная, заставило некоторых современных исследователей утверждать, что продукт с названием Московская особая водка, который получил распространение в стране и мире и который выпускается до сих пор, существует с 1894 года. Однако это не так. Водка Московская особая с ее современной рецептурой была создана специалистами Московского ликеро-водочного завода. По этой рецептуре Московская особая приготавливается на ректификационном спирте с добавлением уксуснокислого натра. Год создания сообщается разный: 1939 и 1940-й. Но эта двоякость в дате допустима. Возможно, что берутся даты получения рецептуры и ее официальной регистрации.

Кто, а главное когда?

Но гораздо запутаннее ситуация с годом создания водки Столичная. В разных источниках автору данного материала встре чалось шесть (!) дат создания водки Столичная, растянутых в пятнадцатилетнем промежутке: 1938, 1941, 1944, 1948, 1951 и 1953 годы. Между тем корреспондентом PG было прочитано полтора десятка книг, журналы Спиртовая промышленность (19541965), Пищевая и перерабатывающая промышленность (19861987), Пищевая промышленность (19882007), Тара и упаковка (20002006), Внешняя торговля (19771980), а также просмотрено более 1000 ссылок в Интернете. Сообщаемые же в разных источниках рецептура и технология Столичной, по сути, одинаковы.

Для изготовления используется этиловый спирт из зернового сырья высшей очистки, подвергаемый длительной обработке активированным углем и специальной фильтрации. Для смягчения вкуса добавляется небольшое количество сахара (0,2 г на 100 мл). Автор рецептуры называется один Виктор Григорьевич Свирида. Так, 1938 год называется в документе Палаты по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), составленном в 2005 году в результате исследований, проведенных для выяснения спора о принадлежности товарного знака (бренда) Столичная Stolichnaya.

В документе Палаты по патентным спорам есть интересные утверждения: Этикетка водки Stolichnaya Столичная была разработана в 1938 году, и с 19411942 водка Stolichnaya Столичная выпускалась на ликеро-водочных заводах СССР с единой этикеткой и под единым названием. Самое раннее из содержащихся в архивах подтверждение о производстве водки Stolichnaya Столичная относится к 1948 году. Встречающиеся годы создания 1941 и 1948 явно имеют корни, тянущиеся из этого документа. 1951 год в просмотренных источниках встречался лишь один раз 1953 год упомянут лишь на сайте завода Кристалл, где об истории завода сказано следующее: В 1953 году на заводе была создана знаменитая водка Столичная. Ее автором был винокур экстра-класса В.Г. Свирида.

Уже в 1954 году этот сорт получает международное признание: при проведении процедуры слепого тестирования водка Столичная победила знаменитую марку Smirnoff. Наиболее часто называемым годом создания является 1944-й. Эта дата, например, приведена в книге Л.Д. Мирошниченко Энциклопедия алкоголя: Автором рецепта Столичной является В. Свирида, который разработал его в блокадном Ленинграде, как написано в служебном документе, для снабжения высшего командного состава фронта и городских организаций. Та же дата называется и в статье в Комсомольской правде от 18 июня 1999 года.
Некоторые авторы очень осторожны при определении года создания Столичной. Так, генеральный директор Дома русской водки писатель и историк А.В. Никишин сообщил в интервью газете Труд ( 160 за 26 августа 2004 года): Существует несколько версий. Согласно одной, рецепт Столичной был создан в блокадном Ленинграде По другой версии, она была изобретена на заводе Кристалл в 1948 году. Название же ее появилось лишь в 1953-м. На вопрос корреспондента почему так? генеральный директор лишь посетовал, что почему-то постоянная и качественная работа в области истории национального продукта (водки. Прим. PG) , которым Россия по праву должна гордиться, не ведется. Если оказался несведущ директор такого Дома, как быть остальным? Похоже, что толком разобраться в истории Столичной не сумел никто.

Анализ дат

Казалось бы, официальный документ Палаты по патентным спорам, который называет годом создания 1938-й, исключает всякие споры в сроке появления водки Столичная. Между тем в том документе есть нечто такое, что не позволяет безоговорочно принять 1938-й как год создания этого сейчас широко известного в мире алкогольного напитка. Да и вообще, наличие множества дат подталкивает к проведению расследования, воспользовавшись общедоступными источниками. Создание Столичной в 1938 году противоречит распространенному мнению, что Московская особая старше Столичной.

Достаточно странно, что продукт, созданный в 1938-м, начал изготавливаться на предприятиях ликеро-водочной отрасли только спустя 2,53 года. При этом отмечается, что имеются подтверждения производства лишь 1948 года. На чем тогда основана предыдущая информация? Из приведенных в документе ссылок лишь справка ВНИИ пищевой биотехнологии от 16 апреля 1991 года могла дать такие сведения.

Но вот что сообщали специалисты того же института (тогда он назывался НИИ спиртовой и ликеро-водочной промышленности) 34 года ранее. В советской стране перед всякой знаменательной датой было принято рапортовать о достижениях. Так, в 7 за 1957 год журнала Спиртовая промышленность сотрудники НИИ В. Арефьев и Я. Фаерштерн, сообщая о победах отечественной ликеро-водочной промышленности за 40 лет советской власти, среди довоенных остижений называют только один сорт водки Московская особая. Отмечая послевоенные успехи, статья сообщает о значительном увеличении ассортимента выпускаемой продукции и указывает, что среди новых изделий, освоенных в эти годы, такие оригинальные высококачественные изделия, как Столичная водка, Украинская горилка.
Почему Московская особая заслужила отдельного абзаца, а Столичная только упоминания в перечислении, пусть и на первом месте, догадаться не трудно. В то время Московская уже получила международное признание золотую медаль на международной выставке в Берне в 1954 году, а аналогичную медаль, первую свою награду, Столичная получит только через год в 1958-м. Вызывает сомнение начало освоения выпуска Столичной в 19411942 годах и по другой причине.

Выпуск новой водочной продукции, да еще с единой этикеткой, начиная с июня 1941 года наверняка не мог быть животрепещущей проблемой для народного хозяйства. В упомянутой выше юбилейной статье говорится, что из-за острейшей нехватки бутылок в годы войны 90% водки разливалось в бочки. В такой таре доставлялась на фронт водка для боевых 100 грамм. Причем чаще спирт, который на месте разводился водой. (Кстати, разливать водку в бочки прекратили лишь в 1950 году.) А в сохранившиеся бутылки помещалась более актуальная на тот момент продукция коктейль Молотова, чем и были тогда преимущественно заняты разливочные линии оставшихся в тылу ликеро-водочных заводов.
1944 год вызывает некоторые сомнения из-за некоторых фраз, обычно сопровождающих эту дату: в блокадном Ленинграде, ленинградец В. Свирида.

Но блокада Ленинграда была окончательно снята 27 января 1944 года. А в 1945 году вышла книга В.Г. Свириды (Автоматические машины для мойки бутылок. М.: Пищепромиздат, 1945), где под предисловием от автора стоит подпись В.Г. Свирида, Москва, 1944 год. Так что сказать, что Свирида в 1944-м являлся ленинградцем, нельзя. Он был ведущим специалистом Главликерводки главка пищевого Наркомата, курирующего производство водки. Но в 1940 и 1941 годах Виктор Григорьевич периодически наезжал в город на Неве.

Дело в том, что в феврале 41-го в экспериментальном механическом цехе Ленинградского ликеро-водочного завода силами местных инженеров и рабочих была закончена сборка одной из первых двух в СССР машин для мойки бутылок. И Свирида присутствовал там как представитель Главка. При написании книги Виктор Григорьевич, скорее всего, в 1944 году посещал город-герой. Свирида, несомненно, был выдающимся инженером, причем как инженером-механиком об этом можно судить по ряду его работ об оборудовании, так и инженером-технологом. Например, в уже упоминавшейся юбилейной статье 1957 года говорится: наряду с ликеро-водочными изделиями на Ярославском спиртоводочном комбинате было освоено производство отечественного виски по схеме, предложенной В.Г. Свиридой.

Итак, В.Г. Свирида, несомненно, высококвалифицированный специалист и талантливый человек, мог создать рецептуру водки Столичная. Знавшие его люди называли Свириду технологом от Бога. В 1944 году он находился в самом рассвете творческих сил, ему было 38 лет, да и наверняка он истосковался за годы войны по интересной работе.

На заводе Кристалл точно знают, какой должна быть русская водка

И в Ленинграде он в том году бывал. Но кто мог дать ему задание на разработку напитка? Городские или партийные власти города на Неве? Навряд ли: Свирида представитель пусть и водочного, но Центра, местным властям не подчинялся. Такое задание Виктор Григорьевич мог получить от своего руководства. Однако зачем тогда создавать водку в Ленинграде, когда в Москве под рукой и завод, и НИИ? Ленинград, водку Столичная, Виктора Свириду и 1944 год может связывать только одно. Задание было получено руководством Ленинградского завода, а оно, скорее, по дружбе обратилось за помощью к заехавшему к ним известному специалисту.

Кто создал этикетку?

С авторством рисунка, помещенного на этикетку Столичной, дело обстоит также запутанно. Здесь называют двоих: Андрея Борисовича Иогансона и Владимира Михайловича Яковлева. Сообщения, связанные с авторством первого, обычно сопровождаются оговоркой: рассказывают, говорят, вроде бы и т.п. Единственным конкретным источником такой информации указывается только сын А.Б. Иогансона, скульптор и литератор Игорь Иогансон. Интересна и приписка, подчас сопутствующая сообщениям об авторстве Иогансона, что он сделал рисунок этикетки за несколько минут, сидя за столиком кафе. Хотя это больше по-парижски, однако вполне возможно. Здание гостиницы Москва, а именно это творение архитектора А.В. Щусева изображено на этикетке Столичной, в том ракурсе можно увидеть лишь с угла улицы Горького и проспекта Маркса (Тверской и Моховой соответственно в настоящее время). А там располагалось популярное кафе при гостинице Националь.

Авторство В.М. Яковлева никакими оговорками не сопровождается. Его, например, автором этикетки называет старейший сотрудник комбината Союзпродоформление художник Б.Н. Сенновский. Самое интересное, что авторами этикетки Столичной могли быть оба художника: и тот и другой много работали над плакатами, рекламирующими пищевую продукцию.

Теоретически этикетка Столичной могла появиться в 1938-м, строительство гостиницы Москва завершилось как раз в том году. Но тогда, пожалуй, версию с Иогансоном стоит отмести. Вряд ли могли поручить создание этикетки молодому художнику (родился в 1916 году), ничем себя еще не проявившему, разве что обладавшему известной фамилией. Отец Андрея известнейший советский художник Борис Владимирович Иогансон. А вот Яковлев, будучи на восемь лет старше, мог создать этикетку и в 1938-м, и в послевоенные годы.

Важная находка

Первоначально этикетка при всей неброскости оформления выглядела эффектной. Изображение гостиницы, выполненное в серых тонах, позволяло разглядеть даже некоторые архитектурные элементы здания. Не менее эффектно на этикетке смотрелось название продукции. Надпись наискось, шрифтом, имитирующим написание от руки, располагалась в две строки.

Характерная заглавная буква С, перечеркиваемая линией, идущей вниз от верхней завитушки буквы, выполненной в виде спирали. Запоминающейся была и буква я. Надпись выполнялась в серых тонах, темнее изображения здания, шрифт из-за обводки черной линией казался рельефным. Единственным украшением этикетки была очень узкая красная рамка, с наружной стороны которой шла примерно в четыре раза шире полоса того же цвета, что и шрифт.

Самая важная находка корреспондента PG на обнаруженном если не первом варианте этикетки, то на одном из первых, это эмблема в левом верхнем углу. На ней горизонтальная надпись, перечеркивающая изображение бутылки: Главликерводка, а по кругу: Наркомпищепром СССР. Благодаря этому открытию суживается поиск. Дело в том, что 15 марта 1946 года Верховный Совет СССР принял постановление О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР.

И все наркоматы стали называться министерствами. Таким образом, этикетка Столичной была создана не позднее середины марта 1946 года. Даже с учетом того, что оба художника, по утверждениям, при необходимости могли работать очень быстро, требовалось определенное время на окончательное оформление и на согласование готового рисунка этикетки, по-этому получение задания на создание этикетки можно смело ограничить 1945 годом.

Конечно, бывает, что телегу запрягают впереди лошади, но мало вероятности, что художник, кто бы им ни был, получил задание на этикетку раньше создания продукта. Поэтому можно утверждать, что водка Столичная и этикетка для бутылок с этим напитком были созданы не позднее 1945 года. И Союзпродоформление, одним из достижений которого называют этикетку Столичной, оказывается тут ни причем его просто тогда еще не было (комбинат Продоформление основан в 1947 году и просуществовал до 1993-го; с середины 1960-х художественно-оформительский комбинат Союзпродоформление). К сожалению, точных дат, связанных с историей Столичной, в результате журналистского расследования выявить не удалось. Но оно позволило вполовину сократить тот срок, в течение которого могли быть созданы Столичная и этикетка для нее. Собственно, осталось две даты: 1938 и 1944 год. Вероятно, данный анализ поможет кому-то в установлении истины.

Виновата полиграфия

Упомянутый вариант этикетки без ущерба внешнему облику можно было получить лишь при наличии качественной печати. Однако большинство типографий в послевоенное время таких возможностей не имело. Поэтому при тиражировании этикетки по всей стране начали упрощать рисунок. Архитектурные элементы здания, хорошо различимые на первом варианте этикетки, были теперь только обозначены, да и то не все. Перепады оттенков серой краски, придававшие рисунку объем, нивелировались, узнаваемость здания исчезла. Хотя гостиница Москва и являлась одной из визитных карточек столицы, граждане страны, даже бывавшие в Москве, не всегда идентифицировали рисунок с сооружением на Манежной площади.

В 1966 году, согласно проведенному опросу, большинство считали, что изображено какое-то промышленное здание, чаще назывался элеватор, иногда подозревался корпус Московского ликеро-водочного завода. Позже пострадал и шрифт. Спираль в завитушке почти исчезла, а хвост буквы я укоротился. Шрифт вместо обводки стал сопровождаться тенью, придававшей ему рубленность. Между тем этикетка все равно запоминающаяся. К тому же это первая и долгое время единственная этикетка водки, где кроме надписи был рисунок. А изображения зданий на водочных этикетках не встречалось до начала 1990-х.

Даже архитектурные излишества на другой крепкой продукции появились позже, например характерный силуэт башен Риги на этикетке знаменитого бальзама. Одним словом, этикетка водки Столичная ярко выделялась в ряду аналогичной печатной продукции 19401960-х годов. Стоит отметить, что бутылка Столичной водки единственный образец советских товаров, упомянутый в книге Томаса Хайна Все об упаковке как выдающийся пример оформления алкогольной продукции.

Экспорт

Годом начала экспорта Столичной называют 1972-й, 1969-й, 1960-й и обобщенно: начало 60-х. Большинство этих дат имеют под собой хотя и шаткое, но обоснование. В начале 1960-х на одной из американских выставок в Москве Н.С. Хрущева угостили Пепси, и напиток ему вроде бы так понравился, что он предложил компании начать производство его в СССР в обмен на распространение русской водки в Штатах. Никита Сергеевич действительно пробовал Пепси, и производитель использовал данный факт, разместив фотографию тогдашнего советского лидера с этим напитком. Но американцы стали строить завод по производству Пепси в Новороссийске, а компания Пепси Ко стала дистрибьютором в США водки из СССР лишь по договору 1972 года. 1969 год год создания ВТОСоюзплодоимпорт, занимавшегося поставкой водки за рубеж. Тогда же догадались впервые запатентовать торговую марку и этикетку, а заодно и рекламный слоган: Только водка из России настоящая русская водка. Однако ранее водку по ставляла другая внешнеторговая организация, у которой новая организация просто взяла часть функций. 1960-й как год начала экспорта Столичной называется на сайте Самарского ликеро-водочного завода, причем подчеркивается, что Столичная производства СЛВЗ пошла за границу первой.

На самом деле экспорт этой водки начался не позднее 1956 года. В том же 7 за 1957 год журнала Спиртовая промышленность имеется тому косвенное подтверждение. В опубликованной заметке о создании в конце 1956 года рационализаторами Ленинградского ЛВЗ машины для завертывания бутылок с водкой в бумагу говорится, что Столичная должна быть завернута в бумагу по условиям поставки. Не стоит думать, что такое условие поставки затребовали советские торгующие организации, а вот зарубежные покупатели могли. Итак, в 1956 году водка Столичная, по крайней мере, ленинградского производства, уже поставлялась на экспорт. И надо полагать, что не в мизерных количествах, если труд завертывания потребовалось возложить на плечи машины, заворачивавшей продукцию с производительностью 3000 бутылок в час.

Этикетка на экспорт

При создании этикетки для заграницы отталкивались от уже существовавшей внутренней (упрощенного варианта), сохранив ее основные элементы. В первую очередь кириллицу в названии заменили на латиницу. И хотя шрифт остался практически прежним, от перечеркивания заглавной буквы отказались, иначе она напоминала бы знак доллара. Название продукта стали давать золотом.

Кроме того, на этикетке появилась надпись, рекомендовавшая охладить продукт перед употреблением, а в ее левом верхнем углу разместилась эмблема Продинторга внешнеторговой организации, поставлявшей до 1969 года напиток за рубеж. На бутылке появилась и кольеретка с надписью на английском языке, гласившей, что это настоящая русская водка. Как выглядела экспортная бутылка Столичной в первой половине середине 1960-х годов, можно увидеть, например, на рекламном плакате Продинторга 1965 года.

Вообще, за исключением надписи на английском, присутствия золота и качества полиграфии экспортная этикетка от этикетки для внутреннего рынка отличалась немного. Когда в конце 1960-х разрабатывались этикетки для разных сортов водок и настоек, поставляемых за рубеж, то в целом дизайн внутрисоюзных этикеток сохранялся, и при этом добавлялись некоторые элементы, однотипные для всей водочной продукции в экспортном изготовлении. У Столичной это были две широкие красные полосы сверху и снизу. На верхней надпись белым цветом STOLICHNAYA, на нижней RUSSIAN VODKA.

К тому же появились изображения медалей на тот момент их было две. (Две, полученные позже, на экспортную этикетку не выносились.) Внешний вид этикетки стал лучше не только в плане цветовой гаммы, но и размеров: большее соотношение высоты этикетки к ширине пошло лишь на пользу ее визуальному восприятию. Именно эта этикетка была зарегистрирована в качестве товарного знака в 1969 году. Тогда же у Столичной, предназначенной для экспорта, появилась и контрэтикетка. Первоначально двусторонние изображения медалей располагались в два ряда, при этом они практически закрывали фронтон изображенной гостиницы, а приподнявшаяся из-за медалей надпись значительно скрывала главный фасад.

Здание стало еще менее узнаваемым. Вполне возможно, что именно по этой причине позднее изображения медалей стали размещаться в один ряд. Элементы экспортной этикетки появились на этикетках продукции для внутреннего рынка в середине 1970-х. Наименование продукции чаще писалось по-русски, а вот надписи на полосах встречались как на латинице, так и на кириллице. Правда, из-за ограниченных возможностей большинства типографий и, вероятно, экономии часто вместо золота использовались краски желтых и коричневых оттенков.

Автор: Владимир Ульянов,
Pakkograff.ru

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное