Разрешение вопроса о том, каким способом налогоплательщики могут представлять налоговые декларации в налоговый орган, составляет прерогативу законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
Поскольку обязанность налоговых агентов по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в соответствующий бюджет носит публично-правовой характер, бесспорный порядок ее исполнения - при наличии последующего судебного контроля как способа защиты прав налогоплательщика - не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Из права органов налоговой полиции выносить письменные предостережения в адрес должнотных лиц и обязанности последних представлять отчетную и иную документацию не вытекает их обязанность сообщать о совершеном преступлении, поскольку названное право, используемое в целях предупреждения нарушений законодательства, не связано с осуществлением оперативно-розыскной деятельности или расследованием преступлений, инкриминируемых каким-либо лицам.
Сформулированная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 28 марта 2000 года правовая позиция полностью применима к правоотношениям, возникающим из патентно-лицензионных договоров, которые по своей сути аналогичны авторским договорам.
Поскольку производство по возбужденному в отношении заявителя жалобы уголовному делу не завершено, конституционное судопроизводство было бы преждевременным и, по сути, использовалось бы как средство судебной защиты, что недопустимо в силу статей 118, 125 и 126 Конституции Российской Федерации.
Правовая позиция КС РФ по вопросу взимания дополнительных платежей не может рассматриваться как основание для взыскания таких платежей в случаях, когда предприятию предоставлялась отсрочка по уплате налога по основанию задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа.
Статья 15 НК РФ вступит в силу с момента утраты Законом Российской Федерации <Об основах налоговой системы в Российской Федерации> силы в полном объеме.
Выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок выступают элементами оплаты труда, составной частью заработной платы. Поэтому они как таковые не могут отождествляться - без особой оговорки - с компенсациями, о которых идет речь в статье 238 Налогового кодекса Российской Федерации, призванными возместить работникам конкретные затраты, связанные именно с непосредственным выполнением ими своих трудовых обязанностей (т.е. обусловленные реальными расходами, такими, как переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Освобождение отдельных налогоплательщиков от уплаты страховых взносов и одновременное предоставление им обеспечения по обязательному социальному страхованию (например, пособий за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации), означало бы переложение бремени участия в образовании средств Фонда на другие категории граждан, что противоречило бы конституционному принципу справедливости.
Поскольку оспариваемые нормы Закона Российской Федерации <О налоге на добавленную стоимость> утратили силу задолго до обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации, данная жалоба не может быть признана отвечающей критерию допустимости.
В силу объективной предметной взаимосвязи объектов налогообложения и хозяйственной деятельности организации взимание налогов и сборов в строгом соответствии с законом, эффективный налоговый контроль возможны только в условиях соблюдения правил ведения бухгалтерского учета и составляемой на его основе бухгалтерской отчетности, т.е. единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности. Поэтому законодателем именно в рамках законодательства о налогах и сборах установлены обязанности налогоплательщика по представлению в налоговый орган бухгалтерской отчетности, обеспечение в течение четырех лет сохранности данных бухгалтерского учета, а также ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.
В отношении земельного налога, который статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" отнесен к местным налогам, представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать лишь вопрос, вводить или не вводить этот налог. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации порядок исчисления в 2002 году земельного налога по ставкам с коэффициентом 2,0 подлежал применению с 1 февраля 2002 года на соответствующий налоговый период (не включая тот месяц, который предшествовал вступлению названного Федерального закона в силу).
К сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Взыскание пеней с налогового агента, обязанного действовать в этом качестве в интересах государства, в случае неправомерного неперечисления (неполного перечисления) сумм налога на доходы физических лиц обусловлено природой данного налога как обязательного платежа и не противоречит Конституции Российской Федерации.
Совет N 28/2004
Кто сильнее?
Для кого предназначается сегодняшний совет:
Для плательщиков земельного налога.
Ситуация:
Налоговая инспекция вынесла решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за неуплату земельного налога по сроку 15 августа 2002 года. Инспекция полагала, что указанный срок правомерно установлен решением местного органа самоуправления, несмотря на то, что региональные власти установили свои сроки уплаты налога на землю. По мнению инспекции, у органов местного самоуправления есть право устанавливать иные сроки уплаты налога, чем установленные законом о плате за землю с учетом местных условий. Данное право закреплено в статье 17 того же закона.
На самом деле:
Налоговый орган вынес неправомерное решение. Решение местного органа самоуправления об изменении срока уплата налога противоречит нормам закона о плате за землю. Согласно статье 17 этого закона органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога. Поскольку своим правом воспользовались одновременно и органы законодательной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, то применению подлежала та норма, которая обладала большей юридической силой, то есть норма регионального закона.
Обсуждение:
Мы не истина в последней инстанции - мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками. Номера арбитражных решений, которые подтверждают нашу позицию, изложенную в этой и многих других выпусках нашей рассылки, Вы можете найти в "Обзоре налоговой арбитражной практики". Со второго полугодия 2004 года цена на обзор снижается в несколько раз. Спешите подписаться!
Другие обсуждения:
Форум нашей рассылки ежедневно читают сотни специалистов, каждый день на форуме обсуждается около 40 налоговых вопросов. Присоединяйтесь. Если продолжить тему сегодняшней рассылки, то особого внимания заслуживает обсуждение Постановления Президиума ВАС РФ от23 марта 2004 г. № 5063/03. Этот документ фактически доказал правоту тех специалистов кто считал, что ежегодные повышающие коэффициенты надо перемножать. О том, как можно хоть как-то уменьшить земельный налог читайте на форуме:
Обсуждаются на форуме и иные актуальные вопросы. Заходите! А мы напоследок представляем Вашему вниманию еще два дела, который войдут в наш очередной "Обзор налоговой арбитражной практики":
Частью 7 ст.41 Закона РФ "О недрах" предусмотрено также, что окончательные размеры платежей за пользование недрами устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами (постановление Президиума ВАС РФ от 30.09.2003 N 7726/03). Следовательно, рассмотрение спора невозможно без оценки условий лицензий и лицензионных соглашений.
Возможность отчуждения транспортного средства после уплаты авансовых платежей, но до истечения налогового периода не может служить доказательством нарушения прав гражданина, так как у налогоплательщика имеется предусмотренное ст.78 НК РФ право требования возврата излишне уплаченной суммы налога за те месяцы, когда уплативший налог гражданин не является собственником транспортного средства.
В доступной форме изложен порядок организации учета поступления и движения основных средств, их амортизации и ремонта. Подробно рассматривается отражение лизинговых операций, результатов инвентаризации и переоценки основных средств. ... Издательство: ФБК-ПРЕСС
Нарушения в сфере применения контрольно-кассовой техники (ККТ) чреваты существенными штрафами. Поэтому в книге основное внимание уделено нюансам применения ККТ организациями различных сфер деятельности, в том числе под влиянием технических требований к ККТ и в зависимости от типа договорных отношений. ... Издательство: НалогИнформ
Как известно, материалы - важная составляющая любого производственного процесса. Сделав ошибку при определении фактической стоимости материалов, бухгалтер искажает себестоимость готовой продукции и - финансовый результат. ... Издательство: Бератор-Пресс
Один из важнейших участков учета в каждой организации - заработная плата, так как она во многом определяет себестоимость продукции. Предлагаемая читателю книга рассказывает о системах и способах оплаты труда, о порядке заполнения документов, а также о выплатах, составляющих заработную плату. ... Издательство: Бератор-Пресс
Данное учебно-практическое пособие предназначено для практикующих специалистов: бухгалтеров, работников финансовых и налоговых служб, студентов, обучающихся по специальности "Бухгалтерский учет". ... Издательство: Экзамен
Рассмотрены вопросы организации бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Особое место отводится журнально-ордерной и упрощенной формам учета, включая учет по двойной и простой системам (по принципам двойной записи и "приход-расход"). ... Издательство: Финансы и статистика
Налог на прибыль организаций - один из самых сложных в российской налоговой системе. Достоверность и правильность его исчисления во многом зависит от тщательно продуманных и хорошо поставленных бухгалтерского и налогового учетов. ... Издательство: Библиотечка Российской Газеты
Нередко от действий налоговой инспекции страдают даже самые добросовестные налогоплательщики. Автор рассказывает не только о том, как избежать последствий неправомерных действий налоговых органов, но и как правильно составить протокол разногласий, а также обжаловать действия налоговой инспекции в вышестоящих организациях и суде. ... Издательство: Бератор-Пресс
О рассылке "Как не платить лишние налоги?"
Использование материалов рассылки возможно только с разрешения авторов. Авторами материалов настоящей рассылки являются специалисты юридической компании "ТаксХелп".
Если Вы хотите предложить свой материал для рассылки или у Вас есть какие-либо предложения о сотрудничестве, то пишите.
О рассылке "Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения"
Мы являемся не только авторами рассылки "Как не платить лишние налоги?!", но и ведем самую популярную налоговую почтовую рассылку в Рунете. Ее название - "Налоговый кодекс" - говорит само за себя: она посвящена проблемам, связанным с Налоговым кодексом. Но не только с ним. В рассылке публикуются материалы, посвященные любым вопросам налогового права.
Примечательно, что авторами материалов этой рассылки может стать любой желающий. Авторами рассылки уже успели побывать как специалисты консалтинговых организаций, так и сотрудники налоговых органов. Ведущие рассылки приветствуют, когда подписчики присылают им свои материалы для публикации.
Если вы не подписались на наши налоговые рассылки, то сделайте это прямо сейчас. Для тех, кто не в курсе, все это абсолютно бесплатно.
Об авторах рассылки
Юридическая компания "ТаксХелп" ("Налоговая помощь") оказывает широкий спектр услуг по вопросам налогообложения, в частности: