Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Налоговые новости для юриста и бухгалтера" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Изменения в налогообложении и бухучете от "Контур аудит"
ОБЩИЙ ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
В соответствии со ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно, по решению его учредителей, или принудительно, по решению суда. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. При решении вопросов ликвидации юридических лиц необходимо помнить о том, что характер решений должен быть полностью согласован с положениями учредительных документов ликвидируемого предприятия.
Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке признания его несостоятельным (банкротом), предусмотренном статьей 65 ГК РФ.
В первую очередь учредители предприятия, принявшие решение о ликвидации, обязаны письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (ст. 62 ГК). Далее по согласованию с ним назначается ликвидационная комиссия, и устанавливаются порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Деятельность ликвидационной комиссии начинается с публикации в печати извещения о предстоящей ликвидации, где отражается информация о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. В Екатеринбурге такие извещения публикует газета “Двойной экспресс”. Если ликвидируемое общество ведет деятельность не только в г. Екатеринбурге, то извещение о предстоящей ликвидации рекомендуется разместить в федеральном органе печати – в “Вестнике Высшего арбитражного суда РФ”.
Далее, ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. К сожалению, единой рекомендации по вопросу о том, как строить свои взаимоотношения с дебиторами и кредиторами, не существует. Один, из вариантов подписание взаимозачетов, как простых (двусторонних), так и сложных. Подписанные зачеты в этот период отражаются в промежуточном ликвидационном балансе.
Кроме этого, в соответствии с п.2 ст.23 НК РФ ликвидационная комиссия обязана не позднее 3 дней с момента принятия решения о ликвидации направить уведомление налоговым органам. Форма уведомления приведена в приложении №5 к Порядку и условиям присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденному Приказом МНС России от 27.11.98 № ГБ-3-12/309. К уведомлению прикладываются копии решений о ликвидации организации, принятых учредителями, о порядке и сроках ликвидации организации.
Ликвидируемое юридическое лицо должно получить обходные листы в отделе регистрации и в инспекции МНС, которые заполняются отметками и заключениями указанных органов.
Достаточно длительное время в процедуре ликвидации предприятия занимает урегулирование вопросов с инспекцией МНС и внебюджетными социальными фондами (ПФР, ФЗ, ФОМС, ФСС). Каждая из этих организаций вправе назначить проверку отчетности предприятия.
Чтобы практически обеспечить правомочность ликвидационной комиссии распоряжаться денежными средствами предприятия, необходимо уже на первом этапе представить в банк решение участников общества о ликвидации и переоформить подписи в учетной карточке банка на председателя комиссии и лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета в период ликвидации предприятия.
На стадии составления промежуточного ликвидационного баланса организация должна произвести полную инвентаризацию имеющихся ценностей в соответствии со ст.12 Закона от 24.11.96 №129-ФЗ “О бухгалтерском учете” и согласно п.27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н.
По истечении срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, где отражаются:
- сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица
- перечень предъявленных кредиторами требований, и результаты их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов. Порядок реализации имущества установлен Федеральным Законом от 21 июля 1997 года №119-ФЗ “Об исполнительном производстве”, где в ст.59 указана очередность ареста и реализации имущества должника-организации:
- имущество, непосредственно не участвующего в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное);
- готовая продукция (товары), а также иных материальных ценностей, непосредственно не участвующих в производстве и не предназначенных для непосредственного участия в нем;
- объекты недвижимого имущества, сырье, материалы и другие основные средства
После утверждения промежуточного ликвидационного баланса комиссия производит выплату денежных сумм кредиторам в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
- удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
- производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
- погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия
составляет ликвидационный баланс, который утверждается в том же порядке, что и промежуточный. Ликвидационный баланс составляется по правилам обычного бухгалтерского баланса, но с обязательным отражением тех же позиций, что и в промежуточном ликвидационном балансе. Кроме этого, в нем указывается факт распределения имущества общества между учредителями. Другими отличиями ликвидационного баланса от обычного бухгалтерского баланса являются, во-первых, дата его составления, не совпадающая с окончанием квартала, во-вторых, то, что он утверждается учредителями (или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица), а не руководством предприятия.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
В соответствии со статьей 58 Закона РФ от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности: в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли; во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.
В этот момент следует произвести снятие с налогового учета. Снятие с учета налогоплательщика-организации в случае ее ликвидации согласно п.5 ст.84 Налогового кодекса производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления. Форма заявления приведена в приложении № 12 к Приказу МНС России от 27.11.98 № ГБ-3-12/309. Кроме этого, необходимо наличие в налоговом органе представленных в одном экземпляре заверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих проведение процедуры ликвидации:
- решения о ликвидации организации, принятого учредителями (участниками);
- распорядительных документов о создании ликвидационной комиссии и о порядке и сроке проведения ликвидации;
- объявления в средствах массовой информации о ликвидации организации;
- промежуточного ликвидационного баланса, утвержденного учредителями (участниками) организации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц;
- ликвидационного баланса, утвержденного учредителями (участниками) организации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Кроме того, в инспекцию МНС должны быть представлены выданные организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица и все уведомления о постановке на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений, недвижимого имущества и транспортных средств.
Последующие шаги – закрытие счета в банке и уничтожение печати. К заявлению управляющему банком необходимо приложить чековую книжку и справку из инспекции МНС об отсутствии задолженности перед бюджетом.
Окончательно, для получения свидетельства о прекращении деятельности юридического лица необходимо представить в отдел регистрации следующие документы:
- заявление и ликвидации, протокол, подтверждающий принятие решения о ликвидации, сведения о составе и местонахождении ликвидационной комиссии
- документ, подтверждающий публикацию о ликвидации
- копии промежуточного и ликвидационного балансов с протоколами общих собраний, на которых балансы утверждены
- справку из инспекции МНС об отсутствии задолженности перед бюджетом
- справку о закрытии счета в банке
- обходной лист с отметками внебюджетных фондов об отсутствии задолженности перед ними
- письмо из органа статистики об аннулировании классификационных кодов
- справку из Городского муниципального архива о сдаче документов ликвидируемого лица (приказов по личному составу, лицевых счетов по начислению заработной платы)
- подлинники учредительных документов
- квитанцию об уничтожении печати ликвидируемого лица
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского Кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
РЕКОМЕНДАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОЦЕДУРОЙ ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ, И ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ В ПЕРИОД ЛИКВИДАЦИИ
- Вопрос: следует ли начислять налоги в период ликвидации предприятия.
- Вопросы увольнения работников ликвидируемого предприятия.
Ответ: В течение ликвидационного периода предприятие реализовывает все имеющиеся на момент ликвидации и поступившие в ее процессе товарно-материальные ценности. В бухгалтерском учете эти операции отражаются типовыми проводками реализации, получения денежных средств, списания реализованной продукции, начисления налогов с объема реализации.
Действующим налоговым законодательством не предусмотрено прекращение налоговых обязательств в момент добровольной ликвидации предприятия.
В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается с уплатой им налога, с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога (например, отмена налога), с ликвидацией налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).
В соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Учитывая вышеизложенное, ликвидационная комиссия обязана представлять налоговые декларации по налогам и уплачивать налоги в установленные законодательством сроки.
Кодексом законов о труде РФ предусмотрено, что о предстоящем высвобождении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются персонально под расписку не менее чем за два месяца (статья 40.2).
Ликвидационная комиссия обязана также:
- не менее чем за три месяца, представить соответствующему профсоюзному органу информацию о возможном массовом высвобождении работников;
- не позднее чем за два месяца обязана довести до сведения местного органа службы занятости данные о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда
При ликвидации предприятия за высвобожденными работниками сохраняется на период трудоустройства, но не более чем на три месяца, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж. Для расчета выходного пособия необходимо рассчитать средний заработок работника.
Поэтому, иногда в небольших организациях в целях сокращения объема работы и при наличии нормальных отношений в небольшом коллективе, данные проблемы решают путем увольнения работников “по собственному желанию”. Этот вариант является оптимальным также и при ликвидации предприятия с одновременным переводом работников в другое предприятие (новое или до этого момента работающее).
- Увеличение налогооблагаемой прибыли при выбытии основных средств.
- В соответствии с пп.5 п.3 ст.39 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества не признается реализацией товаров, работ или услуг.
- Вопрос: можно ли провести выбытие автотранспортных средств с баланса ликвидируемого общества в 2000 году, но при этом, чтобы у организации, приобретающей их не возникало налога на приобретение автотранспортных средств.
- Списание не истребованной дебиторской задолженности.
- Списание кредиторской задолженности.
- Вопрос: Каков порядок представления расчета и исчисления налога на имущество при ликвидации предприятия и сдаче им промежуточного ликвидационного баланса по состоянию на дату, не являющуюся отчетной.
Инструкцией от 15 июня 2000 г. №62 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” установлено, то при реализации или безвозмездной передаче (в течение двух лет с момента получения льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений) основных средств и объектов, не завершенных строительством, при приобретении и сооружении которых предприятиям были предоставлены льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению на остаточную стоимость этих основных средств и произведенные затраты по объектам, не завершенным строительством, в пределах сумм предоставленной льготы.
Таким образом, при закрытии юридического лица в течение двух лет с момента получения льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, полученную льготу по налогу необходимо будет сторнировать. Увеличить налогооблагаемую прибыль следует в п.4.9 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 “Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли” (приложение N 4 к Инструкции МНС РФ от 15 июня 2000 г. №62).
Согласно ст.3 Закона РФ от 06.12.91 № 1992-1 “О НДС” объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Инструкция Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 в пп. “г” п.10 содержит норму, согласно которой не облагаются налогом средства, полученные в виде пая (доли) в натуральной и денежной форме при ликвидации или реорганизации организаций (предприятий) в размере, не превышающем их уставный фонд, а также пай (доля) юридических лиц при выходе их из организаций (предприятий) в размере, не превышающем вступительный взнос.
Таким образом, не является реализацией и не следует начислять налоги с реализации (в т.ч. и НДС) с оборотов по передаче имущества участнику общества при выходе (выбытии) из хозяйственного общества, а также при распределении имущества ликвидируемого общества между его участниками, но только в части, не превышающей вступительный взнос.
Ответ. В соответствии с п.5 статьи 4 Закона РФ от 5 августа 2000 года №118-ФЗ
“О введении в действие части второй Налогового Кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах” с 1 января 2001 года статья 7 Закона РФ от 18 октября 1991 года №1759-1 “О дорожных фондах в РФ” исключена. Таким образом, с 01.01.2001 налог на приобретение автотранспортных средств не уплачивается.
Налог на приобретение автотранспортных средств согласно закону №1759-1 уплачивают предприятия, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд. Уплата налога производится по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства в момент, когда к предприятию-покупателю автотранспортного средства перешло право собственности. Право собственности по правилам гражданского права переходит в момент передачи товара. В этот же момент предприятие-продавец отражает в учете выбытие имущества с баланса, а предприятие-покупатель отражает в учете получение имущества на баланс. В случае же, если договором купли-продажи обусловлен иной переход права собственности на товар, например, после оплаты его, то товар до этого момента остается на балансе продавца. В результате, нет решения для такой ситуации, чтобы автотранспортное средство было отгружено и выбыло с баланса продавца в 2000 году, а базы для уплаты налога на приобретение его у покупателя не было бы.
Указом Президента РФ от 20.12.1994 № 2204 “Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)” и Постановлением Правительства РФ от 18.08.1995 №817 “О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)” установлено, что обязательным условием договора, предусматривающим поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы, оказанные услуги).
При этом установлено, что предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с момента фактического получения товаров.
Суммы не истребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками, подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора и относятся на финансовые результаты организации-кредитора. При этом сумма списанной задолженности не уменьшает финансовый результат, учитываемый при налогообложении прибыли организации-кредитора.
При этом следует иметь в виду, что если организация-дебитор в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. №6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” является банкротом, то есть существует решение арбитражного суда о признании организации банкротом, то не погашенная должником задолженность этой организации по неудовлетворенному требованию организации кредитора списывается на убытки и уменьшает налогооблагаемую прибыль организации-кредитора.
Что касается налога на добавленную стоимость, то согласно п.1 ст.4 Закона РФ от 06.12.1991 №1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с изменениями и дополнениями) в оборот, облагаемый этим налогом, включаются любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п.14 Приложения к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.11.1997 №22: “при учетe выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения к поступлению денежных средств на расчетный счет налогоплательщика приравнивается погашение дебиторской задолженности иным способом”. А также, согласно п. 8.в ст. 3 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” к оборотам, облагаемым налогом, относятся обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим организациям (предприятиям). Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина РФ № 04-05-11/116 от 29 декабря 1999 г., № 04-03-11 от 16 декабря 1999 г. и др. Так, в письме Минфина России от 16.12.99 г. №04-03-11 говорится, что в случае определения для целей налогообложения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере ее оплаты сумма налога подлежит взносу в бюджет по товарам (работам, услугам), числящимся как не истребованная организацией-кредитором дебиторская задолженность, которая списывается на убытки организации-кредитора в соответствии с Указом Президента РФ от 20 декабря 1994 г. N 2204 “Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)” и Постановлением Правительства РФ от 18 августа 1995 г. №817 в сроки, установленные для уплаты налога за тот отчетный период, в котором списывается дебиторская задолженность.
Краткий вывод по данному вопросу: при ликвидации предприятия суммы не истребованной кредитором задолженности списываются на убытки без уменьшения налогооблагаемой прибыли. Исключением из этого правила может быть ситуация, когда организация-дебитор является банкротом. НДС по списанной задолженности, если выручка от реализации определяется “по оплате”, следует начислять.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Доходы организации” (ПБУ 9/99) непогашенную кредиторскую задолженность следует включить в прибыль предприятия проводкой Д60 (76) – К80.
Сумму полученного НДС от поставщика, которая учтена на счете 19, следует отнести на убытки предприятия с уменьшением прибыли: проводка Д80 – К19. Уменьшить прибыль на сумму НДС можно на том основании, что в соответствии с п.3 ПБУ 9/99 поступления сумм НДС не признаются доходами организации, так как исчисление и указание поставщиком в накладных (счетах-фактурах) в качестве части общей суммы задолженности суммы НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости (ст.1 Закона “О НДС”). Поэтому, проводкой Д80 – К19 необходимо будет уменьшить сумму списанной кредиторской задолженности, отнесенную в доходы организации.
Ответ: В соответствии с Законом Российской Федерации от 13.12.1991 №2030-1 “О налоге на имущество предприятий” (с изменениями и дополнениями) данным налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.
Согласно п.3 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 №33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий”, если предприятие создано в первой половине квартала (до 15 числа второго месяца квартала включительно), то при исчислении среднегодовой стоимости имущества период создания принимается за полный квартал; если предприятие создано во второй половине квартала, среднегодовая стоимость рассчитывается начиная с первого числа квартала, следующего за кварталом создания.
Аналогичный подход к исчислению налога на имущество предприятия, по мнению МНС РФ, должен быть применен и при ликвидации предприятия, что отражено в письмах данного министерства.
Если организация ликвидировалась в первой половине квартала (до 15 числа второго месяца квартала включительно), то при исчислении среднегодовой стоимости имущества расчет по налогу за этот квартал не производится.
В том случае, если ликвидация организации произошла во второй половине квартала, среднегодовая стоимость имущества для определения размера налога рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости имущества на конец квартала.
© Аудиторская фирма "Контур аудит",
2000**************************************************************
ЗАО "Контур аудит", 2000
(3432) 74-39-21, 74-78-05
г. Екатеринбург, ул. Мира, 23, ком. 230
http://www.sky.ru/~kontur
kontur@sky.ru
***************************************************************
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||