Предприниматели на вменённом: платить
или не платить соцстрах?
Ну конечно платить не хочется. В особенности не
хочется платить страховые взносы, исчисляемые по
ставке 5,4% от фонда оплаты труда наёмных
работников, принятых по трудовым договорам. В
настоящий момент описанная ситуация является
спорной и не нашла окончательного правового
разрешения, но всё же…
Местные отделения Фонда социального
страхования РФ (ФСС РФ), как правило, в подобных
ситуациях опираются на совместное ПИСЬМО МНС РФ
от 21.10.1999 N АП-6-07/838, ФСС РФ от 15.10.1999 N 02-08/05-2479П “ОБ
ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ, ПЕРЕШЕДШИМИ НА УПЛАТУ
ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД”, в котором
указывается, что: “если индивидуальный
предприниматель, перешедший на уплату единого
налога на вмененный доход для определенных видов
деятельности, принимает на работу физических лиц
на условиях трудового договора, в силу того, что
на указанных лиц распространяется обязательное
государственное социальное страхование, у
индивидуального предпринимателя возникает
обязанность уплачивать страховые взносы в Фонд
социального страхования Российской Федерации с
выплат, начисленных в пользу этих наемных
работников, в размерах и порядке, установленном
законодательством Российской Федерации”. При
этом заявляется, что: “Исполнение данной
обязанности не противоречит нормам Федерального
закона от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на
вмененный доход для определенных видов
деятельности”, поскольку она возлагается на
индивидуальных предпринимателей -
работодателей, представляющих собой отдельную
категорию плательщиков, не установленную
Федеральным законом “О едином налоге на
вмененный доход для определенных видов
деятельности”. Вместе с тем, анализ указанного
Федерального закона позволяет сделать другой
вывод.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 31.07.98 N
148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельности” предусмотрен
следующий порядок зачисления сумм единого
налога, уплачиваемого предпринимателями:
“1) бюджеты субъектов Российской Федерации и
местные бюджеты - 75 процентов общей суммы единого
налога;
2) государственные внебюджетные фонды - 25
процентов общей суммы единого налога, из них в
Пенсионный фонд РФ - 22,725 процента, Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования -
0,125 процента, в территориальные фонды
обязательного медицинского страхования - 2,150
процента”.
Как видно из текста, Федеральным законом не
предусмотрено направление части сумм единого
налога в ФСС РФ, поэтому требования совместного
письма логичны. Но в соответствии со статьёй 1
Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином
налоге на вмененный доход для определенных видов
деятельности” “Единый налог на вмененный доход
для определенных видов деятельности (далее -
единый налог) устанавливается и вводится в
действие нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации в соответствии с настоящим
Федеральным законом и обязателен к уплате на
территориях соответствующих субъектов
Российской Федерации. Нормативными правовыми
актами законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации определяются:
1) сферы предпринимательской деятельности в
пределах перечня, установленного статьей 3
настоящего Федерального закона;
2) размер вмененного дохода и иные составляющие
формул расчета сумм единого налога;
3) налоговые льготы;
4) порядок и сроки уплаты единого налога;
5) иные особенности взимания единого налога в
соответствии с законодательством Российской
Федерации”.
Иными словами, конкретные налогоплательщики
обязаны руководствоваться законами о едином
налоге, принятыми законодательными органами
субъектов Федерации на основе Федерального
Закона.
Именно таким документом является ЗАКОН
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 27.11.1998 N 41-ОЗ “О ЕДИНОМ
НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”, статьёй 13 которого предусмотрен
следующий порядок зачисления сумм единого
налога.
“1. Суммы единого налога, уплачиваемые
организациями, зачисляются в федеральный бюджет,
государственные внебюджетные фонды, а также в
областной бюджет и местные бюджеты в следующих
размерах:
1) федеральный бюджет - 25 процентов общей суммы
единого налога, из которых 4 процента
направляется в Федеральный дорожный фонд
Российской Федерации;
2) государственные внебюджетные фонды - 25
процентов общей суммы единого налога, из них:
Пенсионный фонд Российской Федерации - 18,350
процента;
Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования - 0,125 процента;
Территориальный фонд обязательного
медицинского страхования Свердловской области -
2,150 процента;
Фонд социального страхования Российской
Федерации - 3,425 процента;
Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации - 0,950 процента.
2. Суммы единого налога, уплачиваемые
предпринимателями, зачисляются в следующих
размерах:
1) областной бюджет - 37,5 процентов общей суммы
единого налога;
2) местные бюджеты - 37,5 процентов общей суммы
единого налога;
3) государственные внебюджетные фонды - 25
процентов общей суммы единого налога с
соблюдением пропорций, установленных в
подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи”.
Таким образом, местным законодательным актом
установлено, что индивидуальные
предприниматели, зарегистрированные на
территории Свердловской области и переведённые
на уплату единого налога, взносы в ФСС РФ
перечисляют. Нести ответственность за порядок
распределения сумм между различными бюджетами и
фондами они не могут, так как в соответствии с
пунктом 2 статьи 45 НК “обязанность по уплате
налога считается исполненной
налогоплательщиком с момента предъявления в
банк поручения на уплату соответствующего
налога при наличии достаточного денежного
остатка на счете налогоплательщика…”. В
результате, любой предприниматель может заявить,
что поступившие в ФСС РФ взносы в сумме
уплаченного единого налога, перечислены на
страхование его наёмных работников и требования
КЗоТ им выполнены и ничего более платить не надо.
Что касается страхования самого частного
предпринимателя, то в тексте уже упомянутого
совместного Письма МНС РФ и ФСС РФ отмечается,
что: “Согласно действующему законодательству
индивидуальные предприниматели обязательному
государственному социальному страхованию не
подлежат и могут уплачивать страховые взносы в
Фонд социального страхования Российской
Федерации в добровольном порядке. В связи с
этим пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от
31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход
для определенных видов деятельности” (с
изменениями и дополнениями, внесенными
Федеральным законом от 31.03.99 N 63-ФЗ) для физических
лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица
(предпринимателей), зачисление части
уплачиваемого ими единого налога в Фонд
социального страхования Российской Федерации не
предусмотрено”.
В сложившейся ситуации региональным
отделением ФСС РФ может быть поднят вопрос о
противоречии областного и федерального законов
и выводе о главенстве федерального
законодательства, с последующим утверждением о
неприменении норм Закона Свердловской области
(формально действия областных законодателей
подпадают только под подпункт 5 статьи 1
Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином
налоге на вмененный доход для определенных видов
деятельности” где указывается, что нормативными
правовыми актами законодательных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации определяются, в том числе, и “иные
особенности взимания единого налога в
соответствии с законодательством Российской
Федерации”). Однако в соответствии с пунктом 4
статьи 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 06.10.1999 N 184-ФЗ “ОБ
ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ” для признания факта принятия
законодательным органом государственной власти
субъекта Российской Федерации закона субъекта
РФ, противоречащего федеральному закону,
необходимо решение суда по этому вопросу. В
настоящий момент в отношении каких-либо
положений ЗАКОНА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 27.11.1998 N
41-ОЗ “О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ
ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ” таких
судебных решений нет, поэтому нормы Областного
Закона действуют в полном объёме.
Безусловно, рассмотренная выше позиция не
гарантирует полного разрешения проблемы, так
как, местные органы ФСС РФ, скорее всего, не
согласятся с приведёнными аргументами, и
окончательное решение может вынести только
арбитражный суд.
Что касается уплаты взносов на обязательное
страхования от несчастных случаев, то согласно
статье 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 24.07.1998 N 125-ФЗ “ОБ
ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ
НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА
ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ”
страхователем является, в том числе, и
“физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих
обязательному социальному страхованию от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний…”. Каких-либо
льгот или особых условий для индивидуальных
предпринимателей, перешедших на уплату единого
налога на вмененный доход для определенных видов
деятельности, нормы указанного Закона не
содержат, поэтому обязательное страхование
наёмных работников от несчастных случаев и
профессиональных заболеваний такими
предпринимателями осуществляться должно.
**************************************************************
ЗАО "Контур аудит", 2000
(3432) 74-39-21, 74-78-05
г. Екатеринбург, ул. Мира, 23, ком. 230 http://www.sky.ru/~kontur kontur@sky.ru
***************************************************************