(На примере законодательства
Свердловской области)
Этим вопросом задаются уже почти два года
многие предприятия. Тех счастливчиков, кто
работает на “вменённом” или реализует товары
(работы, услуги) из куцего перечня необлагаемых
товаров, такие проблемы не тревожат. Но есть
особая категория предприятий, которые спят и не
видят законной схемы минимизации налоговых
платежей, это – мебельные, компьютерные и
автосалоны, все те, кто работает с населением. Их
пристальному вниманию предлагается эта статья.
Не секрет, что всему виной ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН от
27.11.1998 N 40-ОЗ “О НАЛОГЕ С ПРОДАЖ”, точнее его пункт
1 статьи 3, заслуживающий дословного цитирования:
“Объектом налогообложения по налогу с продаж
признается стоимость товаров (работ, услуг),
реализуемых в розницу или оптом за наличный
расчет. При определении базы для налогообложения
стоимость товаров (работ, услуг) включает налог
на добавленную стоимость и акцизы для
подакцизных товаров.
К продаже за наличный расчет приравнивается
продажа с проведением расчетов посредством
кредитных и иных платежных карточек, по
расчетным чекам банков, по перечислениям со
счетов в банках по поручениям физических лиц, а
также передача товаров (выполнение работ,
оказание услуг) населению в обмен на другие
товары (работы, услуги)”.
Чтобы понять всю глубину проблемы необходимо
ещё раз перечитать второй абзац и понять
грустную вещь, что любые хитроумные схемы с
векселями, взаимозачётами, переменой лиц в
обязательстве и другие неденежными вариантами
приобретения права собственности физическим
лицом, не пройдут. Почему? Давайте не поленимся
заглянуть в Налоговый Кодекс РФ и выяснить что
есть “товар”?
А вот и искомая статья 39 НК РФ и её пункт 3:
“Товаром для целей настоящего Кодекса
признается любое имущество, реализуемое либо
предназначенное для реализации”. Если не совсем
понятно можно поднять глаза на пункт 2 этой же
статьи: “Под имуществом в настоящем Кодексе
понимаются виды объектов гражданских прав (за
исключением имущественных прав), относящихся к
имуществу в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации”. Не беда, если не помните
ГК, как раз статья 128: “К объектам гражданских
прав относятся вещи, включая деньги и ценные
бумаги, иное имущество, в том числе
имущественные права; работы и услуги; информация;
результаты интеллектуальной деятельности, в том
числе исключительные права на них
(интеллектуальная собственность);
нематериальные блага”. Итак, “товар” для
документов о налогах и сборах – это всё, кроме
имущественных прав (например, права требования).
Поэтому когда физическому лицу продаётся право
требования, например с автосалона, (вне
зависимости от формы оплаты), налог с продаж
начислять не надо. Но когда человек приходит уже
за машиной, то у салона возникает реализация,
опять же физическому лицу, и что хочешь делай, а 5%
вынь из кармана покупателя, да положь в бюджет.
Вариантом выхода из тупика может быть договор
комиссии. Оговорюсь сразу, эта ситуация не
рассматривается в нормативных документах,
поэтому гарантировать полное отсутствие проблем
при её применении нельзя. Итак, физическое лицо
(комитент) заключает договор с юридическим лицом
(комиссионером), который обязуется по поручению
комитента за вознаграждение приобрести от
своего имени, но за счет комитента набор
мебели. Обращаю внимание на то, что комитент
может любым способом (хоть напрямую в кассу)
передать комиссионеру сумму стоимости
мебельного гарнитура, никаких налогов здесь
вообще, в принципе, быть не может, так как у
комиссионера никакой реализации нет – деньги-то
чужие. Ключевым моментом является тот факт, что
раз комиссионер действует от своего имени, то
договор, счёт-фактура и накладная оформляются на
юридическое лицо, которое благополучно
перечисляет продавцу денежные средства по
безналичному расчёту. Мебельный салон не обязан
узнавать у покупателя: “Уж не для третьего ли, да
ещё физического, лица Вы всё это покупаете? А то
смотрите, щас как накинем 5% налога с продаж –
мало не покажется”. И ещё, статьёй 990 ГК РФ не
предусмотрено отражение у комиссионера в
договоре с продавцом информации, в чьих
интересах он действует: собственных или нет. В
итоге, мебель покупается без налога с продаж,
передаётся комитенту, а тот уплачивает некое
вознаграждение комиссионеру, которое уже будет
включать в себя указанный налог (так как
посреднические услуги оказываются
непосредственно физическому лицу).
При проверке продавца (мебельного салона) эту
схему увидеть не удастся, так как все документы
выписаны на юридическое лицо (комиссионера). Если
налоговые органы придут к самому комиссионеру,
то к нему никаких вопросов (по этой схеме) не
будет, но всё можно будет увидеть. После фискалы
могут опять вернуться к продавцу, но будет ли им
что сказать?
**************************************************************
ЗАО "Контур аудит", 2000
(3432) 74-39-21, 74-78-05
г. Екатеринбург, ул. Мира, 23, ком. 230 http://www.sky.ru/~kontur kontur@sky.ru
***************************************************************