Как получать прибыль от качественного сервиса Да ну его этот клиентский сервис!
Пишу, чтобы поддержать тех, кто,
что называется, «взялся за сервис» в своей компании и теперь переживает
нелегкие времена.
Мне не раз приходилось слышать от
своих коллег и клиентов, что, сколько ни занимайся сервисом, совершенства все
равно не достигнуть, а претензии от покупателей все равно будут всегда. В итоге
некоторые говорили: «Да ну его … этот сервис! Главное, выполнять план продаж, с
меня требуют именно это».
Если вам в голову пришла такая мысль,
то предположу, что вы развиваете сервис у себя в компании уже не один месяц, а
значит, у вас типичный «сервисный кризис». Причин такого настроения может быть
три.
Во-первых, начиная строить
систему качественного обслуживания, мы иногда просто не видим всего объема работ.
Например, идея о внедрении сервисных технологий появилась, когда вы искали
способ улучшить работу отдела продаж или сопровождения клиентов. Вы провели
опрос клиентов и пришли к выводам, что необходимо изменить схему взаимодействия
трех или четырех отделов, разработать стандарты, обучить персонал. В итоге
объем работ кажется непомерным, и вы начинаете сомневаться: а достижимы ли, в
принципе, поставленные цели?
Во-вторых, если вы оказались
первым в отделе или даже в компании, кто начал «пропагандировать» идею о
качественном обслуживании, то, наверняка, периодически ощущаете нехватку
последователей или поддержки, например, со стороны партнеров, руководства,
коллег. А все потому, что порой сложно четко ответить на вопрос:«Насколько увеличится наша прибыль от того,
что менеджеры в салоне обслуживания начнут улыбаться клиентам?» или «Когда у
нас окупятся вложения в разработку корпоративных стандартов?»
В-третьих, не всегда понятно, с
чего же начать. Или кажется, что «все плохо», или что «везде более или менее».
За что «браться» в первую очередь: увольнять хамов, обучать руководителей,
писать стандарты или переделывать схему мотивации? В любом случае, в одиночку
сервис не построишь, в этот процесс нужно вовлекать людей, буквально «заражать»
их идеей сервиса. А как вам разорваться? Каким образом постоянно стимулировать
интерес к развитию сервиса и сохранить свою собственную приверженность
клиентскому сервису?
Если эти вопросы и сомнения
сейчас актуальны, то я хочу поддержать вас и ваше стремление формировать позитивный
имидж компании и расширять базу постоянных клиентов с помощью сервиса высокого
уровня.
Поэтому рекомендую обратить
внимание на следующие идеи, которые помогут вам в продвижениии развитии клиентского сервиса.
Если вам хочется более серьезного отношения к
вопросам обслуживания клиентов, больше опирайтесь на факты. Обычно, увлекаясь
сервисом, мы становимся очень эмоциональными, с упоением рассказываем, как
здорово все будет, когда мы, наконец, создадим систему уникального сервиса, и
как клиенты будут обожать нашу компанию.
Чтобы активизировать коллег в направлении
развития сервиса и заручиться их поддержкой, обратите их внимание на ошибки в
работе с клиентами, которые делаются сотрудниками в настоящее время. При этом
не критикуйте голословно, соберите обратную связь от клиентов, тогда у вас в
руках будут факты, цифры и объективные свидетельства клиентов. С таким
материалом вам будет проще вовлечь в работу по развитию сервиса топ-менеджеров,
линейных руководителей, начальников смежных подразделений и непосредственно
персонал контакт-зоны.
Создавайте качественный сервис, а не
безупречный! Если в компании сейчас ситуация на троечку или чуть выше,
добейтесь сначала добротной четверки, а уж потом будете вырываться в отличники.
Иначе,доводя корпоративные стандарты до
совершенства, вы рискуете «сгореть» до того, как начнете их внедрение. Лучше
это будут 4-5 листочков, чем талмуд на 50 страниц, зато их будет легко внедрить
и, наверняка, там будет самая «соль» работы с клиентом.
Занимайтесь внедрением сервиса и обучением
персонала системно. Нет возможности собрать весь отдел на полноценный тренинг?
Тогда собирайте сотрудников группами по 3-5 человек 1-2 раза в неделю на час. Опыт
моих клиентов подтверждает, что поговорка «вода камень точит», действительно,справедлива для внедрения сервисных проектов.
Системность – главный принцип в работе с клиентским сервисом. Скорей всего, вы
выполняете еще ряд обязанностей в компании, помимо проектов, связанных с
повышением качества обслуживания клиентов. Если вы ограничены во времени,
«вливайте» сервис в сотрудников, коллег и компанию небольшими порциями. Главное
– делайте это регулярно. Лучше всего – ежедневно!
Начинайте с того, что очевидно для всех. Тогда
вы заручитесь поддержкой коллег, вам не придется дополнительно ежедневно
«продавать идею», что сервис на высоком уровне поможет удержать клиентов и
приведет новых с помощью «сарафанного радио». Например, если есть сложности в
отделе продаж, посмотрите, где и почему вы теряете клиентов. Если в отделе
обслуживания или в call-центре
– дайте коллегам послушать запись разговоров или подключите к вопросу данные об
обратной связи от покупателей.
Клиентоориентированный подход, конечно, требует терпения, кропотливой
работы и больших эмоциональных вложений со стороны того, кто первым в компании
«двигает» идею качественного сервиса. Как раз для тех, кто занимается вопросами
обслуживания клиентов, я и веду свой блог. В своих статьях рассказываю о
технологиях сервиса, идеях, привожу примеры, чтобы вы могли адаптировать их к
ситуации у вас в компании, а также почерпнуть «вдохновение» и получить
поддержку, когда это необходимо.
Уверена, что запланированные вами результаты будут достигнуты, ведь в
настоящее грамотный клиентский сервис – одна из самых эффективных бизнес - технологий.