Как получать прибыль от качественного сервиса РЕЦЕПТЫ КАЧЕСТВЕННОГО СЕРВИСА. ВЫ ПРОБОВАЛИ? (Часть 1)
Как разработать собственные корпоративные стандарты
Возьмите лучшего сотрудника, вредного клиента, немного
мотивационной приправы…
Корпоративные стандарты – блюдо
изысканное. Любой шаблон нужно адаптировать, «перчить» и «солить» по своему
вкусу. Рекомендуют несколько раз «снять пробу», прежде чем подавать
сотрудниками и клиентам.
Начнем с того, что грамотно
выстроенные корпоративные стандарты позволяют:
упорядочить и систематизировать действия персонала,
быстро обучать новичков,
создавать и поддерживать единый корпоративный
стиль обслуживания в любом подразделении компании, куда бы ни обратился клиент.
О корпоративных стандартах
задумываются те компании, для которых сервис является серьезным конкурентным
преимуществом. Реальная потребность встандартах появляется, как правило, в трех случаях:
Руководство
компании регулярно получает жалобы от клиентов. Претензии могут быть по
поводу качества обслуживания, низкой оперативности в решении вопросов,
отсутствия необходимой и своевременной информации для клиентов и т.д.
Когда
необходимо синхронизировать работу с клиентами нескольких подразделений
или служб.
Знакома вам
ситуация, когда вы несколько раз звоните в компанию, и каждый раз получаете разные
ответы на один и тот же вопрос?
Или вас
«футболят» из одного отдела в другой, оттуда в третий, а после всех
переключений вы снова попадаете туда, где задавали свой вопрос с самого начала?
Корпоративные
стандарты применяют компании, которые хотят обеспечить единый подход к
клиентам во всех своих подразделениях, находящихся в разных городах. В
этом случае стандарты обслуживания становятся отличным инструментом для
управления сервисом. Вы можете контролировать работу с клиентами
дистанционно.
Итак, какие «ингредиенты»
нам понадобятся? Какую информацию могут включать корпоративные стандарты? Наполнение
может быть разным. Разрабатывая стандарты, берите только те «пункты», которые:
ВЫПОЛНИМЫ на практике;
ПОМОГАЮТ вашим сотрудникам в
трудных и нестандартных ситуациях с клиентами;
РАБОТАЮТ на повышение лояльности
клиентов.
Стандарты
могут включать следующие блоки:
Содержаниекорпоративных
стандартов
1. «КАК ОТНОСИМСЯ к
клиентам»
Своеобразная идеологическая часть, где можно сформулировать,
например, «Принципы работы с покупателями» или «Критерии качественно
облуживания клиентов». Перечислите общие требования к поведению сотрудников:
что нужно, можно, нельзя, запрещено и «категорически запрещено». ДляСall-центра или секретарей рекомендуется
включить «Основы телефонного делового этикета».
Не рекомендую писать избитое «клиент всегда прав».Где бы мне ни попадалась эта фраза, я
сталкивалась с тем, что она очень раздражает сотрудников. Они считают, что на
самом деле руководство подразумевает следующее: «Клиент нам дороже всех вас.
Пусть он делает, что хочет, а о вас можно и ноги вытереть, и оскорбить. И
жалуйтесь хоть сколько, я всегда буду на стороне покупателя». Фраза сама по
себе хорошая, тем не менее, на качественное обслуживание не мотивирует.
Чтобы этот пункт получился емким и вдохновляющим, посмотрите
на ситуацию глазами «новичка». Вы приняли нового продавца, менеджера или
оператора. Прочитав этот блок, он должен сориентироваться, какое отношение к
клиенту принято в компании, какое поведение в работе с покупателем
приветствуется, а что ни в коем случае недопустимо.
Самое главное – после прочтения этого блока у сотрудника
должен быть однозначный ответ на вопрос: «Каким образом строится качественное
обслуживание клиента в этой компании?».
2. «КАК ВЫГЛЯДИМ»
Интересно, что требования к внешнему виду сотрудников
включают в стандарты даже те компании, которые занимаются исключительно
телефонными продажами. Их клиенты никогда не видят менеджеров, с которыми
общаются по телефону.
В этом случае жесткого дресс-кода не бывает, однако если у
вас есть определенные требования и принятые правила, лучше изложить их, хотя бы
в общих чертах. Опять же будет неоценимая помощь для нового специалиста.
Если же ваши сотрудники общаются с клиентами лично, то
минимальные требования к внешности должны быть обязательно. Например, опрятность,
аккуратность, униформа, бейдж, умеренный макияж и т.д.
3. «ЧТО ДЕЛАЕМ и
ГОВОРИМ»
Ключевой блок стандартов, который представляет собой четкое
руководство к действию. Здесь пошагово прописывают, что делать в типичных и нестандартных
ситуациях с клиентом.
Подробнее о том, как написать этот блок стандартов, - во второй части статьи.