О бизнесе, деле, деятельности. Куда приводит любовь к футлярам.
Сегодня увидел отличный проект. Это действительно проект, так как продукция продаётся не только через интернет-магазин, но и в офф-лайне. Нашел блог и написал с просьбой рассказать как они начинали. Ответили ребята быстро. Мне дали ссылку на статью Златы Николаевой.
Трындеть все горазды, а меняют свою жизнь единицы. Ольгу Барабанову к изменениям сподвигли тактильные ощущения: ей понравился ворсистый, мягкий и плотный фетр, который производится в Испании из шерсти овец. До того, как фетр попал Ольге в руки, она шила чехлы для ноутбуков в подарок друзьям – швом
«вперед иголку», которому учили на уроках труда. Увидев, что в Россию изделия из такого материала никто не возит, решила выпускать чехлы для техники в товарных количествах.
Ей 21 год, она делала карьеру на телеканалах ОРТ и «Рен-ТВ», но мечтала стать дизайнером, придумать линию одежды или аксессуаров. Когда у Ольги и ее мужа Станислава появилась дочь, возвращаться
на работу с бешеным ритмом и нервным начальством не хотелось, ну, совершенно. Станислав занимался трехмерной визуализацией, фотографией и тоже устал от офиса. Он бросил работу и ввязался в историю сFetro– так супруги назвали свой бренд.
Ольга решила, что будет шить чехлы преимущественно для продукции Apple. Во-первых, все понятно с размерами (фетр не тянется, и втиснуть в чехол «неродной» ноутбук сложно), а во-вторых, владельцы «макбуков» и «айфонов» любят красивые штуки из натуральных материалов. Ольга описывает свою аудиторию: обеспеченные девочки и мальчики, деловые люди, решившие поразить окружающих аксессуаром яркой расцветки, сноубордисты, программисты, которые,
как выяснилось, почему-то молятся на зеленый цвет.
Эти персонажи были похожи на друзей Ольги, поэтому чехлы тестировали в кругу знакомых. Сначала они с мужем купили материала и отнесли в ателье к знакомой швее. Экспериментировали с толщиной материала и фактурой, пробовали делать чехол с кнопками, с молниями, с магнитными застежками, с горизонтальным разрезом, даже в японском стиле
– а-ля кимоно. Чехлы давали друзьям на пару дней и слушали отзывы.
В мае 2009 года появилсяинтернет-магазинFetro.ru. Его сделал Станислав,
он же фотографировал чехлы, которые одобрили друзья. На оптимизацию сайта и отшив первых партий Ольга потратила деньги, которые они скопили на автомобиль. Первыми покупателями стали друзья и знакомые, потом знакомые знакомых. Кто-то подтянулся через рекламу в блогах, Facebook и тематических сообществах Livejournal. Контекстная реклама также неплохо приводила покупателей.
Еще один
канал сбыта, которым попробовал воспользоваться Fetro.ru, – дизайнерские ярмарки. На одном из таких маркетов,TrendWeekend, мы встречаемся с Ольгой. Садимся в кафе на входе, разговариваем, пытаясь не мешать рабочим, которые тянут какие-то провода и таскают колонки (скоро начинается показ мод). Ольга рассказывает про маркеты: дизайнеры продают
на них изделия, знакомятся с коллегами и «хантерами» – представителями магазинов, ищущих перспективных дизайнеров. Большое везение – привлечь внимание корпоративных клиентов.
Впрочем, не все ярмарки оказались Ольге по зубам. Например, «Пикник Афиши» отбирает только тех дизайнеров, чьи товары точно купят в большом количестве: у Fetro не получилось задержаться
в этом клубе избранных. Ольга рассказывает, что Trend Weekend нравится ей, так как здесь лучшая расстановка торговых площадей, хорошее продвижение и люди приезжают, заранее найдя информацию о том, что хотят купить. Я оглядываюсь по сторонам и думаю, что ехать на это мероприятие без цели – подвиг. Ярмарка проходит в «Коньковском пассаже», где на первом этаже торгуют обувью и куртками из кожзама – атмосфера, мягко говоря, не хипстерская.
Ольга выглядит, как студентка – из-за этого случались типичные для младого предпринимателя комические истории. Директор магазина, предложившего Fetro реализацию, долго не мог найти ее: думал, у стенда крутится девушка-продавец, а не хозяин бизнеса.
Впрочем, когда принимаются решения, возраст мало кого
волнует. «Продукция ребят очень сильно выделялась на фоне всего, что попадает под понятие «отчаянный хендмейд», – рассказывала Илона Исупова, владелец шоурумаBoomboomroom. – Мне импонирует, как они реагируют на потребности рынка: вчера Джобс презентовал iPad, а через неделю присылают фотографии чехлов для девайса». Ольга договорилась с
Исуповой, что чехлы будут лежать на ее прилавках.
А вот с хозяином главного канала оффлайн-продаж Fetro –сетьюкнижных магазинов «Республика» – Ольга и Станислав возились
полгода. Ритейлер брал товар на реализацию с гигантской накруткой. Пришлось писать, надоедать по телефону, обивать пороги и подключать «все возможные связи» («Республика» отказалась раскрывать параметры соглашения). «Мы делали акцент на уникальности и экологичности, и что поддерживать молодые таланты – модно, – уверяет Ольга. – Полгода улыбок сделали свое дело».
Улыбки не проканали с дизайнером всея Руси Артемием Лебедевым. Fetro хотели сотрудничать с магазинами его студии, но Лебедева не возбудила их модель и цены (высокие даже без накрутки магазина). Дизайнер объяснил Ольге, что чехлы следует шить в Китае за три копейки, а другие варианты не бизнес, а хобби.
Действительно, Fetro шьет все, кроме самого фетра, на родине.
Производство выкроек и упаковки находится в Подмосковье (нашли через «Яндекс» и Google со второго раза – первые партнеры оказались дорогостоящими халтурщиками). Швея, которая делала пробные экземпляры, продолжает работать на Fetro. Однако, компания уже вышла на самоокупаемость: «креативный класс» охотно покупает чехлы для iPad за 999 рублей и для iPhone за 599 – и смысла отправлять мелкие по китайским меркам партии в Поднебесную Ольга не видит.
За прошедшие полтора года она научилась переживать и падение спроса, и провал новых идей, когда покупатели игнорировали обложки для Moleskine, брелки, чехлы для плееров. Как и других бизнесменов, ее посещали мысли свалить в Китай, закупить местные материалы и штамповать товар десятками тысяч экземпляров по заветам Лебедева. Но Ольга принципиальная. «Уехать – простой выход, гораздо сложнее все изменить», – говорит
она. К 2011 году команда расширится: откроет собственный цех в Подмосковье, чтобы делать все самим, поменять ассортимент, начать изготавливать предметы интерьера, абажуры, ковры, сумки. Также есть планы открыть собственный шоу-рум. «Одна из главных черт нашей семьи – яркое чувство собственности, – комментирует
Ольга. – Мы не можем жить в съемных квартирах и ездить на чужих автомобилях, все должно быть своим».
Её опыт в журналистике виден сразу: Ольга понимает, о чем сейчас спросят, ещё не дослушав, отвечает, четко проговаривая слова. «В идеале, мы видим компанию как агентство, исполняющее индивидуальные заказы и проектирующее арт-объекты, декорирующее офисы и звукозаписывающие
студии (фетр – идеальный материал для звукоизоляции стен), – отвечает она на вопрос о будущем. – А еще как сеть небольших магазинов, в которых бы постоянно менялся ассортимент». После интервью деловито – я даже не успела попросить – ведет знакомиться с соседями по выставке из других проектов, ведь это может пригодиться!
Я прячу в карман их визитки
и думаю, чем отличается от Ольги мой знакомый-латентный гончар, и те, которые раз в неделю говорят, как хотят заняться Настоящим Делом. Напомню им: Fetro запустились весной 2009 года, в разгар кризиса, пока другие сушили сухари и тряслись от мысли потерять работу и выпасть из «креативного класса».
Когда я спросила Ольгу, не страшно ли было, что бизнес не взлетит, она пожала
плечами: «Ну, кризис, и что? Нам не терпелось начать». Думаю, разница в этих волшебных пузырьках – то есть нетерпении и чувстве собственности, имеющихся у невысокой стройной девушки, которую и правда легко перепутать со студенткой, подрабатывающей на маркете.