Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Левитас: Больше денег от Вашего бизнеса" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
!
Информационный Канал Subscribe.Ru | Новый модный поиск - www.lycos.ru |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Это первая часть статьи служащая введением, к обозначенной в заголовке теме, которую Александр Кичаев, сайт: www.akcenter.ru разрабатывает не только в теории, но и на практике... | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как защититься от психологического воздействия? Что наша жизнь – игра? Нет смысла спорить с классиком. Ведь и в самом деле – каждая ситуация, в которой мы участвуем это эпизод в глобальном мировом действе. Действе синтетическом, - используются все жанры: от комедии до трагедии. Действе многомерном, - от локальных межличностных контактов до международных отношений. Действе интерактивном, - еще минуту назад ты был зрителем, а теперь уже вовсю участвуешь в происходящем. Какая кому роль предназначена – известно, но не всегда устраивает. Одним нравится быть режиссерами, другим – актерами. Третьи хотят быть всего лишь зрителями и смотреть на происходящее со стороны, но это невозможно, потому что зритель – это тоже роль… Впрочем, каждый имеет возможность выбрать более близкий и удобный для себя жанр, контекст действий: кому-то приходится ломать комедию или вызывать слезы умиления, жалости, обходя конфликты и трудности. А другие, наоборот, сами стремятся к экстремальности, к борьбе, к преодолению этих самых трудностей. Каждому – своё… Но вот то, насколько успешно мы будем действовать в тех или иных обстоятельствах, как правило, зависит в большей степени от нас самих. Хотим мы того или нет, но все наши действия направлены либо на то чтобы что-то получить от жизни, либо отстоять имеющееся, включая здоровье и собственно – жизнь. Когда мы чувствуем в себе силы и уверены в своей победе, мы вступаем в открытую борьбу с тем или с теми, кто противоречит нашим интересам. Но как быть, когда уверенности в выигрышном для нас исходе поединка нет? Что же тогда – отступить, подчиниться, сдаться? И оправдаться “силой сложившихся обстоятельств”, желанием “быть выше этого”, стремлением “поберечь нервы”? Ну, это кто как умеет и кому как нравится. Каждый из нас в той или иной ситуации для достижения своих целей прибегает либо к прямым, либо к скрытым способам психологического воздействия или противодействия. Одним из эффективных способов “мягкого” достижения своих целей является манипуляция. С одной стороны это защита от самодурства и перегибов тех, кто выше и сильнее, дурного и подлого нрава тех, кто рядом. С другой стороны, никакое эффективное управление невозможно без использования манипуляций. Как известно, сильное или продолжительное давление, в итоге приводит либо к поломке, либо к “сопротивлению материала”. Таким образом, - плохо это или хорошо, но в каждом из нас наличествует Манипулятор, впрочем, так же как и Жертва. Время от времени та или иная часть активизируется и начинает действовать, противодействовать, а то и бездействовать. И поскольку манипуляция разыгрывается между Манипулятором и Жертвой, мы, пожалуй, начнем с того, что поподробнее рассмотрим, что же собой представляют действующие лица манипуляций. Кто ты будешь такой? Помните, как в детской считалочке мы назначали каждому его роль: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной… Конечно лучше быть первым, чем последним. Царю по определению проще воздействовать на портного. Поэтому его воздействие, как правило, - прямое, открытое (почему, как правило, об этом позже). Но портной тоже человек, тоже личность. И чем больше он ощущает себя личностью, тем менее комфортно он будет чувствовать себя в ситуации одностороннего воздействия. Очень много лиц и граждан Брызжет по планете, Каждый личность, но не каждый Пользуется этим. И.Губерман Что делать портному, как ему перешагнуть социальные предписания, по которым он должен безучастно и покорно играть роль слуги, единственный интерес которого угодить хозяину? А если портной – человек талантливый и изобретательный, которого унижает зависимое и униженное положение? Выход есть. Конечно же, портному приходится становиться Манипулятором. Помните сказку про голого короля? Это довольно показательный пример многоходовой и многоуровневой манипуляции. Одно из многих условий успешной манипуляции в том, что Манипулятор креативнее Жертвы, он лучше разбирается в ее психологических особенностях, в системе ее убеждений и ценностей и именно это позволяет скрыто управлять мотивами и поведением Жертвы. Манипуляторы, как правило, хорошо представляют, кто перед ними. С каким типом человека им придется иметь дело. Что ж, пожалуй, и нам стоит немного поговорить о типологии. Немного о типологии Нередко можно слышать высказывания, вроде: этот взрывной, зажигается как спичка, а у того – чрезмерное спокойствие и неторопливость, - даже шутка есть такая – “горяч-чий эстонский (вариант: финский, прибалтийский и т.п.) парень”. О чем это? О темпераменте. Наш темперамент – это свойство, которое характеризуется динамикой протекания психических процессов. Считается, что это прирожденная, природная особенность нервной системы. Существует четыре типа темперамента. Сангвиник – находится, как правило, в приподнятом расположении духа, обладает быстрым и эффективным мышлением, настойчивостью, большой работоспособностью. Он активно и легко приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Гамма чувств разнообразна, они (чувства) легко возникают и сменяются. Пластика раскованная, мимика богатая, подвижная, выразительная. Однако сангвинику нужны серьезные цели, которые порождаются / порождают глубокие мысли, способствуют творческой деятельности. Если этого нет, – у сангвиника вырабатывается поверхностность и непостоянство. Холерик – резкий и порывистый как в действиях, так и в поступках. Он отличается повышенной впечатлительностью, возбудимостью, большой эмоциональностью. Нередко выглядит самонадеянным, высокомерным. В отличие от сангвиника, которому присуще чувство душевного равновесия, холерик “обретает покой” только в самой напряженной деятельности. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. Занимаясь общественными интересами, холерик инициативен, энергичен, принципиален. Когда богатства духовной жизни нет, холерический темперамент проявляется отрицательно: в раздражительности, взвинченности, аффективности. Флегматик – как правило его не посещает чувство тревоги. Обычные состояния – спокойствие, тихая удовлетворенность собой и окружающими. Новые модели поведения у флегматика вырабатываются медленно, но появляются надолго. Обычно флегматик ровен и спокоен, редко выходит из себя, не склонен к аффектам. В условиях предсказуемой или контролируемой динамики у флегматика могут сформироваться положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т.д., в экстремальной же или неожиданной ситуации – вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие (форма защиты). Меланхолик – стеснительность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Его реакция часто неадекватна, не соответствует силе раздражителя, особенно активно у него внешнее торможение. Ему сложно на чем-то долго сосредоточиться. Легко подвержен внешнему воздействию, которое часто вызывает у меланхолика сильную реакцию торможения, депрессию. В нормальных условиях жизни меланхолик – человек глубокий и содержательный. Но при неблагоприятных условиях превращается в замкнутого, боязливого, тревожного человека. Если сангвиники и флегматики являются достаточно уравновешенными в отношениях с другими людьми, редко идут на конфликт, трезво оценивают свое место и роль в групповых и социальных процессах, то, в отличие от них холерики являются наиболее конфликтными и неуравновешенными личностями, вечно выясняющими отношения с другими. Они не терпят группового или авторитарного давления со стороны, хотя, вместе с тем, достаточно общительны и социально активны. Меланхолики же, малообщительны. Им также свойственны интровертность, боязнь расширения контактов, болезненное восприятие неудач в социальном общении и взаимодействии. Теперь кратко о том, что такое характер. Характер – это психическое свойство личности, определяющее стратегии и модели поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему миру, к делу, к другим людям, к самому себе. Это сравнительно устойчивые и постоянно проявляющиеся черты и качества личности. А проявляются они очень просто: в поступках, высказываниях и пр. Характер это воля, эмоции, интеллектуальные способности. Характер связан с направленностью личности и оказывает влияние на всю деятельность человека. То, какая из сторон темперамента станет чертой характера, зависит от условий его формирования. На формирование характера влияет окружение, прошлый опыт и даже телосложение человека. (Существует немало видов и методик определения типов личности. Одной из наиболее, на мой взгляд, многосторонних и эффективных является соционика. Это довольно новая наука, которая основывается на типологических разработках Карла Густава Юнга…В одном из следующих выпусков мы обстоятельно рассмотрим этот метод, который позволяет технологично определять свой тип и выстраивать свои отношения с партнерами, в соответствии со слабыми и сильными сторонами их социотипов.) Пирамида логических уровней Характер человека, его идентичность и даже миссия – результат взаимодействия с предметным миром, откуда он получает информацию о вещах, людях и контекстах. В этом взаимодействии человек обучается разным вариантам поведения, которые затем обобщаются в мыслительные и поведенческие стратегии и способности. Эти данные формируют систему убеждений, касающихся собственных ресурсов и возможностей, и устанавливают систему ценностных предпочтений. Осознавая себя в соотношении с другими, отмечая свою особенность и неповторимость, человек приходит к идентификации собственного “Я” как целостности. И завершающий этап формирования своего представления о собственном предназначении в связках: Я – Семья, Я – Общество, Я – Вселенная приводит к осознанию миссии человека. В нейро-лингвистическом программировании (НЛП) широко используется пирамида логических уровней, которая включает в себя все уровни развития личности: от окружения до миссии. Выглядит это так: Миссия Идентичность Убеждения / Ценности Способности . Поведение . Окружение / Контекст . Закон данной пирамиды гласит: изменение, происходящее на более низком логическом уровне, почти никогда не затрагивает высшие логические уровни; а перемена, происходящая на более высоком логическом уровне, почти всегда вызывает целый комплекс изменений на более низких. Особенность манипуляции, в отличии от других видов психологического воздействия в том, что Манипулятор старается влиять на личность Жертвы на как можно более высоких логических уровнях. Взаимодействия на уровне окружения и поведения – заметны, а вот начиная с уровня способностей прямо наблюдать воздействие уже невозможно. Самое сильное влияние происходит на уровне миссии. На этом построены приемы воздействия на террористов–смертников, камикадзе и пр. В этом случае Манипуляторы управляют поведением Жертв, объявляя их “спасителями” народа, страны, борцами “за идею”, “за веру”. Ну и соответственно, обещая им очищение, рай, вечное блаженство, спасение… Как можно определить логические уровни, например, в тексте? “Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой”, “Не слышны в саду даже шорохи, все здесь замерло до утра”, “У дверей заведенья народа скопленье”, “Улица. Фонарь. Аптека.” – это окружение, контекст. “Выходила на берег Катюша”, “Пройдусь по Абрикосовой, сверну на Виноградную”, “Ты можешь ходить, как запущенный сад, а можешь все наголо сбрить”, “Вдруг из маминой из спальни кривоногий и хромой выбегают…” – это поведение. “Возможное порою невозможно – что просто одному, другому сложно”, “Она умела летать по ночам”, “А я про все на свете с тобою забываю”, “Я тучи разведу руками” – это способности. “Мы себе давали слово не сходить с пути прямого”, “Чтобы не пришлось любимой плакать крепче за баранку держись – шофер!”, “В хоккей играют настоящие мужчины, трус – не играет в хоккей”, “А ты такой холодный как айсберг в океане” – это убеждения. “Жила бы страна родная и нету других забот”, “Я не люблю, когда мне лезут в душу, особенно, когда в нее плюют”, “Я себя под Лениным чищу”, “Война – дело молодых, лекарство против морщин” – это ценности (ценности не всегда бывают позитивными с точки зрения морально-нравственных норм). “Просто я работаю волшебником”, “А кто я есть простой советский парень, простой советский человек”, “Человек – свисток”, “Женщина, которая поет” – это идентификация. Характер. Контекст. Стратегии. Ну а теперь самое время рассмотреть проблему взаимоотношений характеров. Какой же тип темперамента и характера присущ в большей степени Манипулятору, а какой Жертве? На этот вопрос нет однозначного ответа. Все зависит, в первую очередь, от того, в каких обстоятельствах происходит манипуляция. В одних случаях манипуляция появляется тогда, когда наступающей стороне открыто победить/подчинить соперника еще (или уже) не удается, а подавить полностью нет возможности. В других случаях манипуляция – это защита от прямого воздействия более сильного (физически, социально, профессионально, волей, духом и пр.). Например, на тихой, маломашинной улочке произошла мелкая авария. Из машины (допустим это “Жигули”) – виновника происшествия выходит тщедушный, интеллигентного вида мужчина, смущенно разводит руками и виновато улыбается. Навстречу ему из иномарки выскакивает разъяренный крепко сложенный здоровяк и, осмотрев вмятину на своем бампере, произносит стандартное “Ну ты попал!”. Затем с проникновенной убедительностью просит виновника показать документы на машину, права, паспорт, после чего кладет документы в карман и требует тысячу долларов на покупку нового бампера. “Но у меня нет таких денег!” “Тогда я оставляю документы у себя – в залог. У тебя максимум два дня…” Налицо открытое психологическое давление (с элементами манипуляции), подкрепленное отчасти ситуационными, отчасти физическими преимуществами. Задача агрессора – получить свой выигрыш (деньги), но при этом не перейти определенные общественные нормы (опуститься до откровенного криминала). Задача Жертвы – свести свой проигрыш к минимуму (реалистичная оценка стоимости ущерба), а еще лучше – получить выигрыш (вернуть документы, которые находятся неизвестно у кого и неизвестно, сможет ли он их когда-нибудь получить обратно, и уехать, желательно, по-английски), по возможности избежав столкновения с агрессором. Что делать Жертве (владельцу “Жигули”)? Аргументы насчет того, чтобы дождаться гаишников безапелляционно отметаются (“нет времени”, “не выводи меня из себя” и пр.). Хорошо если Жертва имеет черный пояс по карате (что придаст уверенности в благополучном исходе открытого противостояния), но, скорее всего, имеется лишь черный пояс на брюках. Или, например, Жертва спокойно достанет из кармана еще один документ и со словами: “Извините, забыл показать вам еще и это…” откроет “корочку” сотрудника милиции/ФСБ/налоговой полиции или что-нибудь в этом роде. В этом случае Жертва защищается своим статусом. Но проблема в том, что такие “корочки” есть далеко не у каждого… Что ж есть еще варианты. Поскольку Жертве не удалось достичь минимального проигрыша (гаишников вызвать не удалось), не говоря уж о выигрыше, да и милицейская машина почему-то так и не проехала случайно мимо, к Жертве приходит “гениальное” озарение. И тогда начинается манипуляционная стратегия. Для начала Жертва “вспоминает”, что здесь недалеко живет знакомый, у которого можно занять деньги и предлагает поехать к нему прямо сейчас. (Конечно, было бы неплохо, если бы у знакомого оказался либо тот самый черный пояс по каратэ, либо красная “корочка”, но, скорее всего, ничего этого у знакомого нет, как, впрочем, нет и самого знакомого…) После некоторого колебания агрессор соглашается. Почему-то путь к знакомому пролегает мимо поста ГИБДД. И вот, не доезжая до него, Жертва вдруг резко тормозит перед едущим сзади агрессором… Теперь задний бампер помят на “Жигулях”. Рядом гаишники. Ситуация меняется в пользу Жертвы… Надо заметить, что Пассивный манипулятор (тот, кто подчеркивает свою слабость и неспособность управлять ситуацией/партнером) зачастую оказывается более эффективным, чем активный. Виды психологического влияния и противодействия Как мы уже говорили, манипуляция, это, в первую очередь, скрытые способы управления другими. Однако очень часто манипуляцией объявляют любое психологическое воздействие. В том, что это не так, можно убедиться, рассмотрев перечень различных видов психологического влияния (Психология влияния – СПб., 2000):Продолжение следует ... Александр Кичаев. сайт: www.akcenter.ru. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Идя навстречу Вашим
пожеланиям мы решили несколько
переделать этот раздел. Теперь
здесь Вы можете найти
информацию о наиболее
интересных событиях и
тренингах в области искусства
управления, оптимизации бизнес-процессов,
секретов менеджмента,
увеличения продаж и успеха в
переговорах и бизнесе. Теперь все, что вам нужно сделать, чтобы найти подходящий тренинг или конференцию — просто заглянуть в этот раздел. Пожалуйста, пишите нам о предстоящих наиболее интересных событиях и они окажутся здесь. Наш e-mail все тот же - business@psycho.all.ru
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мы решили порекомендовать несколько наиболее интересных рассылок для Вас. Нам также интересно, какие рассылки Вы можете порекомендовать нам вставить в этот раздел. Пишите: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Все о маркетинге: теория и практика - В рассылке анонсируются новые поступления в интернет-библиотеку по маркетингу, размещенную на веб-сайте Издательской Группы "Дело и Сервис". Статьи из журнала "Маркетинг в России и за рубежом" издательства "ФИНПРЕСС" и других изданий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Менеджмент в России и за рубежом - В рассылке анонсируются новые поступления в интернет-библиотеку по менеджменту, размещенную на веб-сайте Издательской Группы "Дело и Сервис". Статьи из журнала "Менеджмент в России и за рубежом" издательства "ФИНПРЕСС" и других изданий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Финансовый менеджмент - В рассылке анонсируются новые поступления в интернет -библиотеку по финансовому менеджменту, размещенную на веб-сайте Издательской Группы 'Дело и Сервис'. Статьи из журнала 'Финансовый менеджмент' и других изданий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кадры предприятия - В рассылке анонсируются новые поступления в интернет-библиотеку "Кадры предприятия", размещенную на веб-сайте Издательской Группы "Дело и Сервис". Статьи из журналов "Кадры предприятия", "Заработная плата" и других изданий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Налоговое, управленческое и финансовое консультирование - Она посвящена ряду сложных вопросов, которые возникают при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе защите интересов налогоплательщиков, попавших в сложную ситуацию. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытая экономика - Экспертный канал - Новости экономики и политики, аналитика, мнения ведущих экономистов, интервью. Эксперты канала отвечают на вопросы читателей, комментируют значимые события в экономике и политике России и мирового сообщества. В рассылке - дайджест последних обновлений канала, материалы из архива. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Алгоритмы влияния или управляемое общение. Технология ведения переговоров. В рассылке рассказывается о конкретных методах, приемах и техниках влияния на собеседника, которые применяются во время проведения переговоров, а также в обыденной жизни. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как жить среди людей - Рассылка по практической психологии. Вы научитесь общаться с людьми, влиять на них, знакомиться с противоположным полом, читать мысли, вести разговор, одеваться и т. д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бизнес и Психология Приложение :WWW & Intellect - Развитие интеллекта, а также другие интересные темы на стыке Психологии и Интернета. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бизнес и Психология Приложение: Новости"Психософта" - Новости каталога бесплатного психологического и околопсихологического программного обеспечения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бизнес и Психология Приложение :Психология и бизнес - Состоит из материалов не вошедших в основной номер | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подпишитесь или подпишите Ваших знакомых | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||